Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 27. Россия на пути к новой модели общественного устройства






Цели и задачи: анализ политической, экономической и социальной обстановки СССР в 1985—1991 гг.; анализ перестройки и ее основных этапов; анализ распада СССР; обозрение становления новой российской государственности; рассмотрение внешнеполитической деятельности России в условиях новой геополитической ситуации.

1. Советский Союз в 1985—1991 гг.: перестройка и ее основные этапы. М.С. Горбачев.

К середине 80-х годов СССР оказался в состоянии глубокого экономического, политического и социального кризиса системы. Произошло падение темпов роста в промышленности (с 8, 4% в конце 60-х гг. до 3, 5% в начале 80-х гг.) и производительности труда (с 6, 3% до 3% соответственно). Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов. Экономический застой компенсировался большим удельным весом военных затрат в бюджете. Для экономики был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. уменьшились в 2, 8 раза.

К середине 80-х годов несостоятельность сверхдержавных претензий СССР стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства «третьего мира». Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран мира, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу.

Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985 г. Лидером начавшихся преобразований выступил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев. Новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы. Идеология перестройки претерпела определенную эволюцию: от задачи совершенствования социализма и необходимости его ускорения к признанию М.С. Горбачевым некоторых либерально-демократических ценностей: разделения властей, парламентаризма, гражданские и политические права человека. Ставилась задача создания в СССР гражданского (правового) общества. В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма.

25 мая 1989 года открылся Первый съезд народных депутатов СССР, что явилось крупным политическим событием в истории Советского государства. Выборы депутатов впервые проводились на альтернативной основе. В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе. Это открыло возможность для формирования легальной многопартийности в СССР.

III Съезд народных депутатов (март 1990 г.) избрал Президентом СССР М.С. Горбачева. 12 июня 1991 г. в результате выборов на альтернативной основе президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил одной из важнейших задач М.С. Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового соглашения между республиками.

17 марта 1991 г. в СССР прошел референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде.

Ключевым понятием в стратегии экономических реформ М.С. Горбачева являлось ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. Одновременно упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом). Экономическая реформа 1987 г. осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма. Реформа способствовала формированию частного сектора. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). Получили развитие арендные отношения. Однако не было принято закона о передаче земли в частную собственность. Концепция ускорения не дала ожидаемого эффекта. План перехода к рынку в течение 500 дней (отсюда его название программа «500 дней») был предложен экономистами С. Шаталиным и Г. Явлинским. Под давлением консерваторов М.С. Горбачев отказался от поддержки этой программы. Экономическая реформа второй половины 1980-х гг. характеризовалась в целом непоследовательностью и половинчатостью. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности и в сельском хозяйстве.

2. Распад СССР и Беловежские соглашения.

Распад СССР явился результатом воздействия объективных причин: неудачи экономических реформ, неэффективность унитарной централизаторской модели государственного управления, осуществлявшейся в горбачевский период; кризис коммунистической идеологии, ослабление КПСС и последующая ликвидация партийно-политической монополии, составлявшей основу СССР; отсутствие разработанной национальной политики; движение за национальное самоопределение республик, активизация местных политических элит, лидеров национальных движений; внешнеполитический фактор.

19—21 августа 1991 г. произошла попытка переворота консервативными руководителями СССР с целью сорвать намеченное на 20 августа заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС. Эти события вошли в история под названием «августовский путч 1991 г.».

23 августа 1991 г., после подавления путча в Москве, был подписан указ о роспуске КПСС. М.С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК. В сентябре был распущен Съезд народных депутатов СССР. Крушение коммунистического режима вызвало процесс сепаратистских тенденций. Сразу после подавления августовского путча о своем выходе из СССР заявили три республики Прибалтики.

8 декабря 1991 г. на Минской встрече (в заповеднике Беловежская Пуща) трех президентов — России, Украины и Белоруссии было заявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Последствия распада СССР имели тяжелый характер для народов всех бывших союзных республик. Нарушились политические и экономические контакты между республиками (суверенными государствами), последовал разрыв кооперационных связей. На территории постсоветского пространства произошло обострение межнациональных отношений, что вызвало территориальные конфликты во многих регионах (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией) и породило проблему беженцев.

 

3. Становление новой российской государственности.

Декларация о суверенитете РСФСР была принята еще в рамках СССР 12 июня 1990 г. После распада СССР Россия из составной федеративной части союзного государства превратилась в самостоятельную федерацию. Она объявила себя правопреемницей СССР и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса. Россия лишилась прямого выхода к мировым путям на Западе и на Юге; прекратилась инвестиционная деятельность, прервались кооперационные связи в рамках СССР и СЭВ; произошло падение производства, сокращение объемов товарооборота и ухудшение его структуры.

Главной задачей либерально-приватизационного курса реформ, проводимого вице-премьером российского правительства Е.Т. Гайдаром, являлось тотальное разрушение монополии государства на хозяйственную деятельность. Курс реформ предполагал первоначальную либерализацию цен, затем переход к приватизации, осуществление жесткой финансово-кредитной системы.

Результаты реформ оказались глубоко противоречивы. С одной стороны, в России был введен рынок, либерализована торговля, ликвидирован товарный дефицит. С другой стороны, продолжился спад промышленного производства (он составил 35%). Центральным положением реформы явились новые цены, которые выросли в 100—150 раз. Высокая инфляция привела к падению курса рубля, сделала невозможной финансово-денежную стабилизацию. В ходе процесса приватизации (продажи акционированных предприятий) произошло перераспределение собственности, в итоге значительная часть бывшего национального достояния сосредоточилась в руках менее, чем 10% населения страны.

В декабре 1992 г. Е.Т. Гайдар ушел в отставку с поста и.о. премьер-министра. Новым главой правительства был избран В.С. Черномырдин. Новым правительством при сохранении общего направления движения в сторону рынка ставка была сделана на поддержку государственных (в т.ч. убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам. Протекционизм являлся главной чертой политики Черномырдина. В середине 90-х гг. правительство В.С. Черномырдина сосредоточило свои усилия на стабилизации уровня жизни населения, поощрении предпринимательской деятельности граждан, целевой поддержке наименее защищенных слоев населения, привлечении иностранных инвестиций. Произошло дальнейшее свертывание промышленности и сельского хозяйства, главной причиной которого является убыточность предприятий в мировых ценах, их неконкурентноспособность на мировом рынке. На фоне углубляющегося экономического кризиса произошло дальнейшее падение жизненного уровня населения.

3 июля 1996 г. Б.Н. Ельцин был вторично избран президентом России.

В марте 1997 г. Б.Н. Ельцин отправил в отставку правительство, оставив на посту председателя В.С. Черномырдина (его первыми заместителями были назначены А.Б. Чубайс; который стал одновременно министром финансов; и Б.Е. Немцов). В качестве основных направлений деятельности нового правительственного кабинета были названы: реформы правительственного аппарата, реформирование естественных монополий, пенсионная и коммунальная реформы.

В марте 1998 г. разразился очередной правительственный кризис, за которым последовала отставка В.С. Черномырдина с поста премьер-министра. Государственная дума утвердила нового главу правительства С.В. Кириенко (24 апреля 1998 г.). Последовало заявление нового правительства об ужесточении бюджетной политики. МВФ выделил 670 млн. долларов очередного кредита, затем начались переговоров о предоставлении России стабилизационного кредита (в размере 10—15 млрд. долларов) для недопущения девальвации рубля. Главным условием выдачи России нового кредита от Мирового банка на 1998 г. явилось требование дробления естественных монополий. Правительство Кириенко приняло антикризисную (стабилизационную) программу. Началась разработка плана продажи российских энергосистем в частные руки с денежных аукционов, плана национализации «Газэкспорта» и направления финансовых потоков от экспорта газа напрямую (минуя «Газпром») в бюджет (т.е. попытка введения госмонополии на экспорт газа).

В августе 1998 г. последовал очередной социально-экономический кризис. 23 августа правительство С.В. Кириенко было отправлено в отставку. Последствиями кризиса явилась высокая инфляция — 60%, снижение реальных доходов граждан примерно на треть, рост цен. ВВП в августе уменьшился на 8, 2% по сравнению с 1997 г., импорт — в 6—7 раз и отсюда произошло резкое сокращение таможенных пошлин как традиционного источника доходов в казну. Наступил крах рыночной инфраструктуры и кризис банковской системы и рынка ценных бумаг.

11 сентября 1998 г. новым главой правительства был утвержден Е.М. Примаков. Главными принципами политики нового состава правительства стали: борьба против криминализации всфере экономики, введение более жесткого государственного регулирования рынка (в том числе с привлечением правоохранительных органов), по возможности ограничение эмиссии в размерах, не допускающих гиперинфляцию. В мае 1999 г. правительство Е.М. Примакова было отправлено в отставку. Новым главой кабинета министров стал С.В. Степашин.

В августе 1999 г. указом Б.Н. Ельцина главой правительства РФ был назначен В.В. Путин. А 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин в новогоднем телеобращении к гражданам РФ объявил о своем уходе с поста перзидента страны. Причинами отставки были: ухудшившееся здоровье Ельцина и тупиковая политическая ситуация в стране. 26 марта 2000 г. В.В. Путин был избран президентом РФ. 14 марта 2004 г. В.В. Путин был избран президентом страны вторично.

Среди основных и первоочередных задач, выдвинутых Путиным были: восстановление российской государственности и правопорядка, оздоровление социальной обстановки в стране, разрешение кофликта между законодательной (Государственная Дума) и исполнительной (перзидент и правительство) властью, проведение экономических реформ.

Одновременно В.В. Путин стал укреплять центральную власть и формировать новый тип правительства. В ходе этих действий в феврале 2004 г. был смещен с поста премьер-министра М.М. Касьянов, а главой правительства был назначен М.Е. Фрадков.

Демократизация политического процесса, начавшаяся в период перестройки, привела к утверждению принципа разделения властей в политической системе Российского государства. На Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 г. большинство граждан высказалось за доверие Президенту. Неудачи экономических реформ курса Президента активизировали оппозицию, что привело в конечном итоге осенью 1993 г. к открытому противостоянию двух ветвей власти. 21 сентября Президент подписал указ, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти и референдуме о новой Конституции.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый законодательный орган России — двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя палата — Совет Федерации, нижняя — Государственная Дума). 12 декабря 1993 г. была принята новая Конституция России. Российская Федерация (Россия) провозглашалась президентской республикой.

16 июня 1996 г. состоялись выборы Президента России. 3 июля в ходе второго тура победу одержал Б.Н. Ельцин (40% голосов). Официально в России в 1995 г. было зарегистрировано 60 политических партий. При этом они представляли широкий спектр общественно-политических сил, одно из ведущих мест в котором занял радикализм. Среди радикальных партий специалисты выделяют праворадикальные (националистические, монархические, патриотические, как, например, ЛДПР); леворадикальные (одна из них — КПРФ); демократические радикалы (Демократический союз; движение, затем партия «Демократический выбор России» и т.д.).

В 1991 г. автономные республики в составе РСФСР заявили о своем суверенитете, автономные области объявили себя суверенными республиками. Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия) направляли свои усилия на выход из состава РФ. Руководство Чеченской Республики объявило о разрыве связей с федеральными властями и взяло курс на вооруженное противостояние с центром во имя достижения независимости. В целях сохранения государственности в марте 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, где оговаривались полномочия субъектов федерации и обозначались границы между ними. В 1994 г. на особых условиях к договору присоединился Татарстан.

После распада СССР самой «горячей точкой» в РФ стал Северный Кавказ. В декабре 1994 г. с целью «восстановления конституционного порядка» в Чечню были введены федеральные войска, что привело к кровопролитной двухлетней войне, которую удалось завершить лишь к осени 1996 г. (Первая чеченская война). В октябре 1996 г. в Хасавюрте была достигнута договоренность о проведении в Чечне президентских выборов и об откладывании на пять лет вопроса о политическом статусе Чеченской Республики. 12 мая 1997 г. был подписан Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия. После окончания войны Россия столкнулась с проблемой терроризма на Северном Кавказе.

В январе 1997 г. президентом Чеченской Республики Ичкерия стал А. Масхадов, который продложил политику убитого российскими спецслужбами Дудаева по созданию на территории Чечни исламской республики. В феравле 1999 г. Масхадов ввел в республике шариатское правление, ликвидировал парламент и отменил Конституцию. По стране прокатилась волна террористических актов — в Буйнакске, Москве, Волгодонске, Дагестане. Осенью 1999 г. в Чечню вошла 93-тысячная группировка федеральных войск. Началась Вторая чеченская война, которая прекратилась только летом 2000 г.

2 марта 2008 г. президентом России был избран Дмитрий Анатольевич Медведев. Председателем правительства стал В.В. Путин, который сменил В.А. Зубкова.

 

4. Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитической ситуации.

С приходом нового руководства в СССР произошла смена внешнеполитической стратегии. Среди приоритетных направлений во внешней политике СССР второй половины 80-х годов стали: смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении; урегулирование региональных конфликтов; признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми государствами.

С приходом М.С. Горбачева оформилась новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». В результате советско-американских переговоров было заключено соглашение об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса действия (Договор от 8 декабря 1987 г.). В 1991 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-I), положивший конец периоду конфронтации. Были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических отношений СССР с США. СССР выступил с целым рядом новых инициатив по разоружению: о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.; об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций (май 1987 г.) и др. Свидетельством нового подхода к международным делам стало согласие СССР на объединение Германии (1990 г.). В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты средней и меньшей дальности, причем они уничтожались, и не могли быть перебазированы в другие регионы. При этом СССР сохранял военное преимущество в танках и личном составе, а НАТО имели ядерное превосходство. Со своей стороны западные страны, прежде всего США и Англия, по-прежнему увязывали расширение торговых связей с политическими изменениями внутри СССР, включающими расширение гуманитарных связей, контактов между частными лицами.

Несмотря на заявления о деидеологизации международных отношений, в отношениях с союзниками по блоку ОВД СССР продолжал следовать принципам «социалистического интернационализма». Советский внешний фактор сыграл решающую роль в массовых выступлениях против тоталитарных режимов и развитии антикоммунистических революций в странах Центрально-Восточной Европы. Изменения в бывших союзных странах непосредственным образом сказались на позиции СССР в этом регионе. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран ЦВЕ. Одновременно последовал разрыв традиционных экономических и военных связей СССР с Восточной Европой, что также больно ударило по советским интересам. Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск СЭВ и Организации Варшавского Договора. Советская дипломатия активно включилась в процесс урегулирования межрегиональных конфликтов, в частности ближневосточного кризиса. Отказ Советского Союза от прямого вмешательства в гражданские конфликты привел к ослаблению в этих странах военного противостояния и началу поисков национального согласия. Значительно сокращены были размеры предоставляемой этим странам безвозмездной помощи. 15 февраля 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана, что сделало возможным возобновление диалога между СССР и КНР. Советская дипломатия также прилагала усилия для нормализации отношений с нетрадиционными партнерами — Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.

Советская внешняя политика периода перестройки базировалась на концепции нового политического мышления. Благодаря ей произошло ослабление международной напряженности, и, в первую очередь, противостояния СССР и США. Инициатива прекращения «холодной войны» при этом принадлежала Советскому Союзу. Задуманные М.С. Горбачевым радикальные реформы невозможно было осуществить без резкого сокращения военно-промышленного комплекса, который подчинил себе всю хозяйственную деятельность. С этой точки зрения столь важное значение имели последствия демилитаризации всей общественной жизни: разрушение психологии «осажденной крепости», отказ от применения силы, перевод творческого потенциала народа в русло созидательной деятельности. В конце 80-х гг. стало очевидным, что Советский Союз выходит из «холодной войны» утратившим положение сверхдержавы

В новое время РФ оказалась в условиях новой геополитической ситуации в мире. Предпочтение во внешней политике РФ продолжало сохраняться за западными странами, в первую очередь США. В 1994 г. ядерные ракеты России и США были перенацелены с объектов на территории друг друга — в ненаселенные районы Земли. В совместной декларации двух стран (Кэмп-Дэвид, 1992 г.) было зафиксировано окончание холодной войны и заявлено, что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников.

В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). Согласно Договору, к 2003 г. должно быть достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным Договором ОСНВ-1. Россия присоединилась также к Конвенции о запрещении химического оружия. С ослаблением позиций РФ в странах Центральной и Восточной Европы российское руководство столкнулось с новой проблемой — расширением НАТО на восток. Российская дипломатия пыталась предотвратить вступление бывших членов ОВД, а также прибалтийских стран в НАТО. Руководство Североатлантического союза, в свою очередь, объявило о «промежуточном» варианте сотрудничества с этими странами — без предоставления статуса полноправного члена НАТО они могли подписать программу «Партнерство во имя мира». К лету 1994 г. ее подписали более 20 стран Центральной и Восточной Европы, включая членов СНГ.

22 июня 1994 г. к ней присоединилась Россия.

В 1994 г. было принято решение о расширении «семерки» ведущих западных стран за счет России (при этом речь пока идет лишь об участии ее в выработке политических, но не экономических решений). Широкие возможности для равноправного экономического партнерства России с Западной Европой открыло соглашение о партнерстве, подписанное РФ с Европейским сообществом (ЕС) (июнь 1994 г., о. Корфу, Греция). Россия стала полноправным членом Международного Валютного Фонда (МВФ). На Западную Европу приходилось 73% нашей задолженности и 80% полученной извне помощи. 40% российской внешней торговли приходится на ЕС — главного партнера по модернизации страны, в то время как доля Восточной Европы во внешнеэкономических связях РФ сократилась на 2/3, а объем торговли со странами СНГ с 1991 по 1995 гг. уменьшился с 56 до 20%.

Восточное направление стало важнейшим резервом наращивания внешнеэкономической деятельности РФ. Здесь Россия сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь сосредоточены ее основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобрела зона Азиатско-Тихоокеанского региона. В одного из основных торговых партнеров России в этом регионе превратился Китай. развивается сотрудничество с Индией, Вьетнамом, Кореей. Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений). Хотя в целом восточное направление российской внешней политики остается пока второстепенным.

В сферу стратегических интересов России входят также суверенные государства СНГ. Отношения с ними имеют первостепенное значение как в политико-экономической, так и в военной сферах. В странах СНГ Россия имеет освоенные рынки, где промышленная продукция и технический опыт РФ могут найти наибольший спрос и сбыт. В отношениях со странами ближнего зарубежья российская дипломатия с самого начала столкнулась со многими трудностями: экономическая дезинтеграция, проблема формирования национальных армий и раздела собственности СССР, формирование границ, невыгодный характер экономического сотрудничества в условиях перехода на мировые цены торговли энергоносителями.

В отношениях с Украиной существует проблема статуса Севастополя и условий раздела Черноморского флота. В долговременной перспективе с учетом российских стратегических интересов экономический союз этих стран оказался более выгоден, чем сепаратизм.

Сегодня РФ вышла на новый уровень своего внешнеполитического положения. И здесь необходимо подчеркунть, что восстановление статуса РФ как мощной мировой державы проходит одновременно по нескольким направления.

Первое — усиление и модернизация военного потенциала. Россия прямо заявила мировой общественности о своем праве защищать свою территорию с целью сохранения ее целостности.

Второе направление — экономическое. В современной России наблюдается высокий рост производства. Российская экономика сейчас переживает период взлета и реконструкции. Если раньше основой советской экономики и экономики России 90-х гг. были стратегические ресурсы (газ, нефть), то теперь акцент делается на производство, развитие тяжелой промышленности и высоких технологий.

Третье направление — политическое. Как оказалось, западные партнеры России не так уж и заинтересованы в ее экономическом благополучии. В этих условиях руководство страны заняло жесткую позицию, смысл которой — равноправное партнерство. России приходится решать сложные внешнеполитические проблемы: расширение НАТО (страны Балтики, Восточной Европы, намечающийся процесс вхождения в НАТО Грузии и Украины); перекрытие рынков сбыта; претензии США на подводные ресурсы в Арктике и т.д.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы обусловили необходимость перестройки в СССР?

2. Чем можно объяснить половинчатость и непоследовательность курса экономических реформ СССР в 1985—1991 гг.?

3. Покажите эволюцию взглядов М.С. Горбачева на характер политических изменений в обществе.

4. Назовите основные направления экономических трансформаций в России после 1991 г.

5. Ознакомьтесь с Конституцией Российской Федерации. Определите, на каких принципах базируется государственное устройство России?

  1. Оцените характер изменений геополитического положения СССР за годы перестройки, покажите его положительные и отрицательные стороны.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал