Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Общественные отношения.






Глава I. Общество.

Основным предметом изучения науки обществознание является человек и общество в целом. Таким образом, два этих понятия являются ключевыми для обществознания. Однако само по себе понятие общество достаточно сложно, так-так оно обозначает несколько различных явлений. Для того, что бы не путаться, выделяются понятия общество в широком смысле слова и общество в узком смысле слова.

Общество в широком смысле слова – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Кроме того, под обществом в широком смысле слова понимается еще и вся история человечества.

Общество в узком смысле слова – определенная группа людей, объединившаяся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности (например, учащиеся 10-х классов в школе). Кроме того, под обществом в узком смысле слова понимается еще и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны (например, первобытное общество или общество Российской империи периода правления Екатерины II).

Общество характеризуется социальными науками как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом такая система меняется самостоятельно, без давления извне.

Общество представляет собой сложноорганизованную систему. Для облегчения анализа общества выделяется четыре основных подсистемы общества. Это:

1. Экономическая подсистема, элементами которой являются материальное производство и отношения между людьми в процессе распределения материальных благ.

2. Социальная подсистема, элементами которой являются социальные группы и взаимодействие между ними.

3. Политическая подсистема, элементами которой являются политика, государство, право их соотношение и функционирование.

4. Духовная подсистема, элементами которой являются различные формы и уровни общественного сознания и науки, изучающие их – культурология, психология, философия.

Само общество как система является суммой функционирования и взаимосвязи этих четырех подсистем.

Для дальнейшей типологизации понятия общества были введены понятия традиционного (аграрного) и индустриального общества. Эти понятия были введены в науку в 1960-х годах социологами Ф. Теннисом, Р.Ароном и У.Ростоу (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%83, _%D0%A3%D0%BE%D0%BB%D1%82_%D0%A3%D0%B8%D1%82%D0%BC%D0%B5%D0%BD).

Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется (особенно в странах Востока) жёсткой сословной иерархией и существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.

Для традиционного общества, как правило, характерны:

  • традиционная экономика
  • преобладание аграрного уклада;
  • стабильность структуры;
  • сословная организация;
  • низкая мобильность;
  • высокая смертность;
  • высокая рождаемость;
  • низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило — по праву рождения).

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.

Традиционные общества, как правило, авторитарны и не демократичны. Авторитет предводителей общества необходим, в частности, для пресечения попыток несоблюдения традиций или их изменения.

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены — нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живет в локальном сообществе (например, деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.

Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.

Традиционными были все общества древности и средневековья. Они сохранились до наших дней в основном в странах «третьего мира» (Азия, Африка). С европоцентристской точки зрения традиционные общества – это отсталые, примитивные, закрытие, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации. Однако есть достаточное число ученых современной западной цивилизации, которые рассматривают существование в традиционном обществе как путь к новому прогрессу общества в целом. Например, в России сегодня на таких позициях стоит А.Г. Дугин (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%B3%D0%B8%D0%BD).

Являясь лидером «Международного Евразийского движения», профессором МГУ и одним из геополитических идеологов партии «Единая Россия» он считает, что возвращение к принципам традиционного общества является путем к новому «золотому веку» в истории российского общества.

Традиционному обществу противопоставляется индустриальное общество.

Индустриальное общество — тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка позаимствованных у природы ресурсов, а также промышленность. Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. В результате научно-технической революции трансформируется в постиндустриальное общество.

Индустриальное общество, что видно даже из его названия, опирается на машинное производство. Это означает, что продукция индустрии составляет большую часть внутреннего валового продукта страны, главной хозяйственной единицей является фабрика, работающая на рынок, с рациональной организацией труда и соответствующей дисциплиной всего персонала. Основной экономический институт - фирма.

Индустриальное общество по своему экономическому содержанию рыночное, что предполагает не только развернутое денежное хозяйство, но и институализацию предпринимательской деятельности.

Индустриальное общество - общество экономическое. Экономика становится главной подсистемой общества, определяющей деятельность всех иных институтов. Экономический принцип (величина и характер доходов) определяет социальные различия между людьми, выстраивает новую социальную иерархию, в которой мерилом общественного положения человека (статуса в обществе) являются деньги. Иные социальные параметры личности (род занятий, образование, даже происхождение) имеют экономический эквивалент.

Индустриальное общество надлокально. Производственные, экономические, политические связи соединяют в одно целое население, независимо от места проживания. Рыночная система предполагает постоянный обмен информацией, людьми, продуктами между территориями. Одни и те же институты по единой рациональной схеме функционируют в любой части страны. Политической формой индустриального общества является национальное государство либерального типа.

Индустриальное общество урбанизировано. Главный вид поселения город - не только потому, что в нем проживает большинство жителей, но и оттого, что городской образ жизни господствует во всем обществе, в т.ч. и в сельской его части.

Индустриальное общество дифференцировано. Каждая из его подсистем: экономическая, политическая развивается автономно в соответствии с собственными ритмами и нормами. В индустриальном обществе происходит четкая разделительная полоса между публичной и частной (приватной) сферами деятельности человека.

Индустриальное общество - это общество конфликтно-динамичное. Природа конфликтов в основном экономическая. Она касается перераспределения доходов, изменения социального положения отдельных общественных групп. Конфликт включает в себя сопротивление системе; господству и дисциплине, как на фабрике, так и в обществе в целом.

Основные черты индивида индустриального общества: рационализм, индивидуализм и полистилизм.

Рационализм проявляется в том, что навязывает всем моделям поведения одни и те же экономические по существу критерии разумного: бережливость, соотношение затрат - прибыли, денежный эффект.

Индивидуализм, по культурной природе своей ориентированный на самоценность личности, признание неотъемлемости ее фундаментальных прав и свобод, проявляется в неизменном виде хозяйственного эгоизма, во взаимном отчуждении людей друг от друга.

Наконец, полистилизм - это многообразие культурных форм в одежде, манерах поведения, наконец, в архитектуре, живописи, литературе и музыке, - выступает как продолжение экономической дифференциации общества, побуждающий каждую из социальных групп выбирать особенную модель культуры, в соответствии с ее экономическими ролями и, самое главное, доходами.

Экономизм культуры отражается в принятой обществом системе жизненных ценностей, в ее основополагающем квадрате: труд, деньги, свобода, семья.

Причем, труд - ценность инструментальная, трактуемая как средство для завоевания и сохранения социального статуса, как необходимая ролевая функция в экономических институтах общества.

Деньги, воспринимаемые как некий зримый и чувственный эквивалент социального положения, также и ценность. Они - источник свободы.

Свобода - ценность фундаментальная. Она выражает потребность человека в индивидуальном самоопределении и самореализации в обществе регламентированном, рационально организованном и потому расчеловеченным. Практическая свобода предполагает возможности выбрать род занятий, самостоятельно решать вопрос о приемлемости конкретного рабочего места и оплаты. Объединиться с другими людьми для защиты своих интересов, на равных противостоять государственной машине.

Семья - это ценность личностных межчеловеческих отношений, компенсирующая рациональность и обезличенность экономического мира человека; это ценность частной сферы, непроницаемой для публичных институтов: фирмы, государства и т.п.

Этот набор ценностей в разных комбинациях определяет действительные модели поведения различных социокультурных групп в повседневной жизни.

Индустриальное общество постепенно развивается и превращается в постиндустриальное общество.

Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Доминирующим производственным ресурсом является информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины внутреннего валового продукта(ВВП). Сейчас к постиндустриальным странам относят США (на сферу услуг приходится 80 % ВВП США, 2002 год), страны Евросоюза (сфера услуг — 69, 4 % ВВП, 2004 год), Японию (67, 7 % ВВП, 2001 год) и Россию (61 % ВВП 2008 гг.).

Близкими к постиндустриальной теории являются концепции информационного общества.

Термин «постиндустриализм» был введён в научный оборот в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество».

Постиндустриальная теория, во многом, была подтверждена практикой. Как и было предсказано её создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику, а в её рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства.

Кроме того, надо обратить внимание на то, что индустриальное и постиндустриальное общества не обязательно являются системами, действующими в условиях капиталистических отношений и либерально-демократических государств. Точно так же эти общества могут возникнуть в условиях государственно-регулируемой экономики (или ее элементов), при социалистической модели общества. Например общество социалистического Китая (КНР) на сегодняшний день ближе к индустриальному обществу.

Однако развитие индустриального и постиндустриального общества, одобряемое западной социологией, влечет за собой множество новых противоречий, которые постепенно превращаются в глобальные проблемы современности (см. лекцию №4).

В процессе своей деятельности в обществе человек вступает с другими людьми в общественные отношения.

Общественные отношения — различные виды взаимодействия, урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию, и осуществляет социальную роль. Социологи считают общественные отношения высшей формой социальных явлений по сравнению с поведением, действием, социальным поведением, социальным действием и социальным взаимодействием.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

  • между людьми как частью социальной группы;
  • между группами людей;
  • между отдельными людьми и группами людей.

Информация к сведению:

1. Это надо запомнить: общество в широком смысле слова, общество в узком смысле слова, динамическая саморазвивающаяся система, подсистемы общества, традиционное общество, индустриальное (постиндустриальное) общество, общественные отношения, У.Ростоу, Д.Белл.

2. Можно прочитать:

- Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2002 год. (Возможны другие издания). Раздел I, пункт 1.

- Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. 10 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. М.: Просвещение – АО «Московские учебники», 2002 год. (Возможны другие издания). Вводная глава, параграф 1. Часть 2 (11 класс), глава I, параграф 2.

3. Дополнительная информация из интернет:

- Общество. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

- Традиционное общество. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

- Индустриальное общество. https://culturalstudy.pstu.ru/modules.php? name=upos_1_8

- Постиндустриальное общество. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

- Общественные отношения. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал