Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Право и иные социальные нормы
В любом обществе действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают регулирующее воздействие на развитие общественных отношений. Эти регуляторы определяют поведение людей, их объединений, вводят его в те или иные рамки, упорядочивают общественные отношения. Среди такого рода регуляторов принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы.Нормативные регуляторы устанавливают четкие рамки поведения людей, содержат одинаковый масштаб (эталон) поведения, т.е. норму. Нормативные регуляторы обеспечивают определенное состояние общественных отношений, в том числе и с помощью мер социального принуждения. К нормативным регуляторам относятся: нормы права, морали, религиозные, корпоративные нормы, обычаи (в том числе деловые обыкновения) и др. Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с ненормативными регуляторами. Среди ненормативных регуляторов выделяют ценностный, директивный и информационный. Ценностный регулятор воздействует на общественные отношения с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, которые формируются в культуре общества, отдельных народов, наций, в профессиональной среде, возрастных группах и т.д. Это один из древнейших регуляторов в человеческом поведении. Если законодатель не будет учитывать систему социальных ценностей, сложившихся в обществе, то такого рода нормы и акты не будут восприняты обществом. Директивный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы посредством директивы, приказа, указания. Такой регулятор оказывал огромное влияние на жизнь советского общества в период существования административно-командной системы. Информационный регулятор означает воздействие на общественные отношения и процессы с помощью средств массовой информации, которые способны придать тем или иным поступкам и действиям положительное или отрицательное значение. Влияние информационных регуляторов на жизнь общества огромно: они по существу создают стереотипы поведения, по-разному оценивают различные политические и правовые ситуации и т.д. Все социальные регуляторы образуют социальные нормы, т.е. общепризнанные или достаточно распространенные правила поведения людей. Социальные нормы регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни. Несмотря на разнообразие социальных норм, у них есть общие черты: 1) все они регулируют общественные отношения; 2) все социальные нормы адресуются людям или их объединениям; 3) они определяют границы должного и возможного поведения; 4) преследуют одну и ту же цель - упорядочение общественных отношений; Между социальными нормами существуют значительные различия. Они состоят в следующем: Во-первых, по источникам формирования. Так, право исходит от государства, состоит из норм, установленных государством; нормы же морали, например, а также обычаи, традиции, создаются обществом, и для того, чтобы они действовали, не обязательно признание их государством. Во-вторых, они различаются формой, в которую облекаются: нормы права существуют только в официальной, установленной государством форме (как правило письменной - закон, указ, постановление), для морали же не существует строго фиксированной формы. В-третьих, различия определяются и критериями, по которым оценивают поведение и поступки людей - мораль и право: мораль оценивает поведение с точки зрения добра и зла, чести, совести, поощряемого и порицаемого обществом, а право - с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого. В-четвертых, по характеру ответственности за нарушение норм права следует юридическая ответственность, а за нарушение норм морали - общественное порицание. В-пятых, по объему регулируемых общественных отношений: нормы морали регулируют значительно больший круг общественных отношений, чем право. Не все общественные отношения подвержены правовому регулированию, в то время, как с точки зрения морали могут быть оценены любые поступки и отношения. В то же время нормы права и нормы морали тесно связаны в регулировании общественных отношений. Нормы права только тогда добровольно соблюдаются и исполняются, когда они имеют моральное обоснование.
58. 59 Норма права указывает на прямой путь в построении отношений между лицами, - это веление закона, который не придумывается, а познается людьми, если они желают нормально жить.... закон есть сила природы, он — ум и сознание мудрого человека, он — мерило права и бесправия... Будем же при обосновании права исходить из того высшего закона, который, будучи общим для всех веков, возник раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано. (Марк Туллия Цицерон 106—43 до н. э.). Право проявляется в поступках людей друг по отношению к другу. - право относится к случаям, которые происходят часто; –закон смотрит вперед, а не назад; - обычай является лучшим толкователем закона; никто не может быть судьей в собственном деле. (Византийский император Юстинианом-I 483—565 н. э.). Норма права — это идеальный образец отношений, следование которому на практике приводит к построению необходимых для жизни отношений в реальности. Способы выражения: нормы права выражаются при помощи нормативных правовых актов, т. е. организующих действий органов гос-ной власти, которые оформляются принятыми по специальной процедуре и обнародованными для всеобщего сведения документами. 1. судебный и административный прецедент; 2. правовой обычай; 3. правовая доктрина; 4. нормативный договор. Наличие или отсутствие таких способов зависит от традиций конкретного общества и особенностей осуществления гос-ной власти. Правовая норма может выражаться в нормативных правовых актах по-разному. Если установления нормативных актов отражают суть нужных практике отношений, то такие установления выражают нормы права. Нормативный правовой акт и другие способы выражения норм права являются способами познания права как такового. Если нормативное установление не выражает норму права, хотя и устанавливает определенное правило, — оно фиктивно. Фиктивность нормативных установлений распознается при их применении на практике. Все препятствия в осуществлении необходимых обществу отношений должны учитываться в процессе правового регулирования. И если возникает препятствие, а нормы, позволяющей снять напряжение, нет, отношения становятся слабо урегулированными, неопределенными, т. е. практически не складываются. Правовое предписание — это специфические отношения, через которые определенные субъекты получают возможность осуществлять конкретные функции либо действовать определенным образом согласно нормам правам или морали. Индивидуальные предписания регулируют отношения путем указания конкретным лицам на конкретный порядок действий или путем изменения правового положения конкретного лица. Если лицо выполнило то, что от него требуется, или если его правовое положение изменилось так, как это предписано, — действие индивидуального предписания прекращается. Норма права основана на особом принципе регулирования отношений, который можно назвать принципом нормативного регулирования. Суть -вначале определяется необходимый для практики образец поведения, после чего все лица, поступают так, как это предписывает названный образец. Принципом ненормативного регулирования является применение правовых норм для разрешения конкретных дел уполномоченными к тому лицами (кадровые вопросы, назначение пенсии, заключение брака, привлечение к ответственности, назначение наказания и т. п.) или издание данными лицами распоряжений для решения конкретных организационных вопросов. Правоприменительные акты и индивидуальные распоряжения не содержат норм права. Правоприменительные акты — это властные решения уполномоченных лиц, которыми подтверждается, что требование нормы права относится к данным конкретным лицам, и которыми обеспечивается выполнение требования нормы права данными конкретными лицами. В индивидуальных распоряжениях предусмотрены правила, которые в отличие от норм права обращены к конкретным лицам. Нормы права следует отличать от предписаний, указывающих на основания, принципы, условия действия и понятийный аппарат правовых норм. Правовая норма - математическая формула права. Это сравнение выражает суть такого признака нормы права, как фиксированность. Норма права тесно связана с закономерностью отношений, которую она провозглашает, поэтому она фиксирована, устойчива, определенна. Признаки - отмечалось, правовая норма — математическая формула права. Это сравнение выражает суть такого признака нормы права, как фиксированность. Норма права тесно связана с закономерностью отношений, которую она провозглашает, поэтому она фиксированна, устойчива, определенна. Главное — она отражает необходимую зависимость между субъектами права, наличие которой поддерживает порядок при осуществлении данными субъектами значимых для общества дел. Общеобязательность позволяет норме глобально влиять на осуществление отношений в обществе. Признак обязательности нормы для всех, кто оказывается в обстоятельствах, предусмотренных данной нормой, предъявляет суровые требования к самой норме: 1) она должна моделировать необходимые отношения так, чтобы в реальности не было затруднений в их построении; 2) обстоятельства, предусмотренные нормой в качестве основы для совершения определенных действий, должны быть легко узнаваемы в реальной жизни; 3) суть действий, совершение которых требует норма при наступлении предусмотренных ею обстоятельств, должна быть понятна и очевидна практически для каждого члена общества. Несоблюдение этих требований делает общеобязательность правовой нормы формальной. Властность — это способность нормы четко определять необходимые гос-ву и обществу отношения и регулировать их. Норма устанавливает и практически регулирует отношения. Формула логичности нормы права. 2 звена: 1. Если субъект права оказался в обстоятельствах, предусмотренных нормой права, то он должен поступить так, как этого требует норма права. 2. Если субъект права не поступает так, как от него требует норма права, он навлекает на себя неблагоприятные последствия, предусмотренные для такого случая нормой права. Нормы права, являющиеся первоосновой, правовой системы, имеют внутреннюю структуру - порядок изложения содержания правовой нормы, взаимосвязь и соотношение ее элементов. Основные элементы структуры: - гипотеза; - диспозиция; - санкция. Гипотеза содержит конкретные жизненные условия (обстоятельства), при наступлении которых начинает действовать правовая норма. м. б: простой - указывает, одно конкретное обстоятельство; сложной - указывает комплекс обстоятельств, при наступлении которых реализуется норма права; альтернативной - содержит несколько обстоятельств, при наступлении хотя бы одного из которых правовая норма начинает действовать. Диспозиция (основная часть нормы) содержит само правило поведения (либо требование, запрет и т. д.), которым должны руководствоваться участники возникших правоотношений. Диспозиция м. б.: простой - содержит один, абсолютно определенный вариант поведения; - альтернативной - указывает на возможные варианты поведения, которые могут выбрать участники правоотношения; - бланкетной - отсылать субъектов правоотношения к другим нормам. Санкция указывает, какие неблагоприятные последствия могут паступить при невыполнении (нарушении) предписаний диспозиции правовой нормы. К отдельным видам санкций относятся; - абсолютно определенные - содержат конкретный вид наказания в случае нарушения требований правовой нормы; - относительно определенные - указывают пределы размера наказания - либо min и max (пример; лишение свободы от двух до пяти лет, лишение свободы сроком до десяти лет); большинство санкций относительно определенными явл-ся; - альтернативные - указывают различные виды наказания, из которых правоприменитель должен выбрать необходимое (например: лишение свободы сроком до пяти лет, ограничение свободы до трех лет или штраф); часто санкция одновременно бывают альтернативными и относительно определенными. Действие правовой нормы происходит от гипотезы к диспозиции, от диспозиции к санкции - то есть наступление определенных в гипотезе обстоятельств - юридических фактов; выполнение или невыполнение предписаний, содержащихся в диспозиции; наступление неблагоприятных последствий, указанных в санкции, при нарушении требований диспозиции. Трехчленная структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) называется идеальной. Реальная структура правовой нормы может не содержать гипотезы или санкции (в зависимости от размещения нормы в правовом акте).
|