Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура в естественнонаучном понимании
Понятием «культура» обозначаются различные явления: от сортов растений до системы положительно значимых ценностей в жизнедеятельности людей. Любой объект есть достояние культурной реальности, если он обработан или переделан людьми для удовлетворения их потребностей. В этом контексте все созданное человечеством есть культура. Однако с точки зрения широкого толкования выражение «все» и «ничего» могут быть поняты как тождественные. Но все актуальней становится трактовка культуры как инструментальной культуры, представляющей собой систему средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется и стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и выражают собой три содержательных типа культур – материальную, духовную и социальную. Материальная культура – совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества, включающая: орудия труда, активную и пассивную технику, физическую («телесную») культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т.д. Духовная культура – является составной частью культурных достижений человечества, представляет собой многообразную систему знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, и непосредственных форм их выражений – знаков. Универсальным знаком является язык – естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный. Социальная культура – включает систему правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности, а также этикет, профессиональную, правовую, религиозную, светскую, нравственную, экономическую и другие разновидности нормативной деятельности. Для человека и человечества всегда актуально: что значит «быть богатым»? Это не просто, например, иметь желтый пластичный металл - золото или защищенные банкноты – деньги, но это и предметы вожделений, страстей, это символ власти, престижа среди подобных, зависти и ненависти других и прочее. И этот смысл управляет поведением человека не меньше природных факторов, а то и больше, раз «люди гибнут за металл». Это реальность, в которой методы исследования, применяемые в естествознании, не эффективны и в которую им «нет доступа», но зато есть возможность гуманитариям компетентно заняться «очеловечиванием», прояснением смысла бытия человека, общества и Вселенной. Человек живет и всегда жил только при соблюдении определенных условий бытия, прежде всего, удовлетворяя свои потребности в пище, одежде, жилище, тепле, т.е. удовлетворяя материальные (биологические) потребности. С развитием цивилизации материальные потребности растут и совершенствуются: люди создали высокотехнологическое производство, возвели города с системами коммуникаций и транспортных сетей, обеспечили себя теплом и электроснабжением, создали широкую сферу услуг, включая медицину и образование. Культуру можно подразделить на три взаимосвязанные области: материальную, научную и духовную (общепризнано считать научную культуру компонентом духовной культуры).
|