![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А) сюжетно-ролевые игры
В сюжетно-ролевых играх отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и экскурсий, повседневной жизни. Особенностью творческих сюжетно-ролевых игр · является то, что они организуются по инициативе детей, которые действуют самостоятельно. · во время таких игр идет осознание полученных знаний, · усвоение последовательности и содержания поведения, труда в природе, · формирование положительного отношения к объектам природы. Самостоятельный характер творческих сюжетно-ролевых игр не дает возможность использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний и отношений. Педагог присматриваясь к играм детей может в дальнейшем учесть какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнять, расширять. Важно создавать условия для развертывания игр, природоведческого содержания (наборы игрушек – животных, овощей, фруктов, и т.д.) При обеднении содержания игр следует обогатить детей знаниями, путем рассматривания картин, чтения литературы, показа диафильмов, рассказа педагога и т.д. * Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 2003 Смоленцева А.А., Николаева С.Н., Комарова И.А. для активизации игровой самостоятельной деятельности дошкольников предлагали использовать сюжетные игры. В их исследовании выявлены три типа игровых обучающих ситуаций (ИОС): · ИОС с игрушками аналогами · ИОС с литературными персонажами · ИОС- путешествия.
ИОС с игрушками аналогами строятся на использовании игрушек-аналогов, т.е. таких игрушек, которые изображают животных и растения. Существует огромное количество игрушек-животных (мягких, резиновых, пластмассовых и т.д.) и очень ограниченное количество игрушек-растений (пластиковые елочки, овощи, деревянные грибы, деревья, искусственные цветы). Главный смысл использования такого рода игрушек – это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка способствует · помогает осознанию специфики живого · выработке умений правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом. Например, дети могут взять игрушечную рыбку в руки и не могут – живую, которая плавает в аквариуме, которая плавает в аквариуме. Построение ИОС с игрушками аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с его игрушечным аналогом по внешнему виду, способу функционирования. Игрушки аналоги используются в тех случаях, если нет возможности осуществить действенный контакт (птичка, рыбка). А если рядом живой щенок или котенок, то дети не обращают внимание на игрушку. Примерные темы: «Рыбки живые и игрушечные» «Сравнение живой рыбки и заводной» «Сравнение игрушечной елки с живой елью» «Сравнение кур с деревянной богородской игрушкой «Клюющие курочки». · ИОС с литературными персонажами В д/у педагоги часто используют кукол Буратино, Незнайка, Айболит и др., что помогает привлечь внимание к теме занятия, однако их дидактическая цель невелика. Между тем можно широко использовать характер персонажей, настроение, манеры поведения. Например, Карлсон и Незнайка очень часто не знают и поэтому попадают в сложные ситуации и тогда нужна помощь детей. Примерные темы: «Карлсон рассказывает о птичьих гнездах» «Карлсон учится выращивать комнатные растения «Айболит осматривает комнатные растения» «Айболит рассказывает о комнатных растениях» «Айболит рассматривает животных – обитателей уголка природы» «Айболит рассказывает о лекарственных растениях» «Колобок знакомит с жизнью лесных обитателей» Колобок отправляется в лес Колобок рассказывает как получается мука «Чиполино помогает выращивать лук» · ИОС- путешествия. По сути это игра-путешествие. В каждом конкретном случае дошкольники в качестве экскурсантов, путешественников, туристов бываю во многих местах. Педагог берет на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группой. В таких играх используются различные атрибуты: самодельные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы. Фотографирование предполагает изготовление «Фотографий – рисунков. Педагог должен разработать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия см детьми, подготовить атрибуты. Примерные темы: «Посещение зоопарка» «Путешествие в Африку» «Фотоохота в лесу» «Прогулка в лес» «Путешествие на север» и т.д.
|