![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Важных вопросов
↓ ↓ _________→ ИЛИ___________→ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ Таким образом, любое психодиагностическое обследование «вытекает» из запроса и предполагает: - предварительное изучение состояния проблемы на основании наблюдения, беседы, - формирование гипотезы относительно причин интересующего феномена, - определение оптимального подхода изучения проблемы, выбор соответствующих ему средств диагностики, - проведение психодиагностической процедуры; - обработка полученных данных и их интерпретация, - оформление предварительных выводов и установление способов их использования в целях улучшения характеристик изучаемой переменной, - ознакомление с ними заказчика. Поскольку психодиагностическое обследование, проводимое в практических целях, подчиняется основным правилам организации психологического исследования, выполняемого в научных целях, то оно также предусматривает обязательное определение компонентов психодиагностического процесса: а) наличие цели; б) определение объекта исследования; в) выделение предмета исследования; г) формирование гипотезы исследования; д) учет возможных ограничений. Психологи выделяют несколько типов ограничений, которые существенно влияют на выбор психодиагностических средств, на ход процедуры обследования, интерпретацию полученных результатов: 1) по ресурсам (по времени, по диагностическим материалам (наличию необходимых и их разрешающим возможностям), профессиональной компетентности психолога и прочие); 2) по точности (особенно актуально данное ограничение в отношении сконструированных самим психологом методик и их степени адекватности по измерению интересующей переменной); 3) принципиальные (например, ряд переменных выступают, как дополнительные и не могут быть одновременно измерены со сколь угодной точностью). Помимо указанных ограничений результаты исследования могут быть искажены из-за неверного выбора подхода в организации психодиагностического процесса. В практике психодиагностики известны следующие неадекватные подходы конструирования психодиагностической процедуры: 1. «Подход по рецепту». Он заключается в том, что удовлетворение тестирующего вытекает прежде всего из убеждения, что для всех случаев имеется какой-либо тест. 2. Узколабораторный подход заключается в том, что тестирующий довольствуется лишь частичными результатами. 3. Комплексный, но ригидный подход заключается в том, что тестирующий применяет наборы методов, большинство из которых не релевантны целям исследования и даже нежелательно загружают испытуемого. Общей чертой указанных подходов являются погрешности при постановке вопросов. «Задавать правильные вопросы – это самая главная предпосылка всякой диагностики» (Й. Шванцара). Неспособность правильно ставить вопрос и формулировать проблему может дополняться ошибками, допускаемыми психологами при выборе диагностических средств. Такие ошибки в большей мере свойственны начинающим психологам, не имеющим должного опыта в организации и проведении психодиагностики. Ошибочные действия в выборе средств диагностики проявляются: 1) в стремлении найти идеальную психодиагностическую методику, которая бы подходила для решения любой психодиагностической задачи; 2) в коллекционировании методик, то есть тенденции накапливать методические средства без учета того, что они должны оптимально соответствовать решению поставленной задачи и составлять целостную систему (неопытные психологи могут накапливать методики, не обращая внимания на то, что по сути они дублируют друг друга).
|