Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности применения и формы представления психодиагностических данных. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В соответствии с источником, оформившим запрос на проведение психологической диагностики, и целями запроса, полученные в результате психодиагностики данные могут применяться в нескольких вариантах: 1) данные используются обследуемым в целях саморазвития или в других целях (например, в методике «Биограф» испытуемый имеет возможность самостоятельно поработать со своим опытом); 2) данные напрямую используются диагностом (например, для организации психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий); 3) данные используются заказчиком (например, администраций для принятия управленческих решений, родителями в процессе воспитания ребенка, педагогами для наиболее оптимальной организации учебно-воспитательного процесса). В случаях, когда предполагается использование данных самим заказчиком, психологу следует с особым вниманием отнестись к оформлению заказа с тем, чтобы точно и четко определить цели и задачи психодиагностики. Потребность во внимательном отношении к этапу оформления заказа обусловливается необходимостью соблюдения правил профессиональной этики в процессе ознакомления заказчика с полученной информацией. Четкое определение того, чего хочет заказчик, нужно, чтобы не сообщить ему об обследуемом человеке лишней информации, не отвечающей напрямую на вопросы заказчика, и вместе с тем способной навредить обследуемому лицу. Наиболее оптимальными способами предъявления информации, выявленной в результате проведения психологической диагностики, является беседа, которая должна быть предварительно тщательно продумана психологом. В случаях, если заказчик требует ответа психолога в письменном виде (чаще всего это бывает, когда запрос носит официальный характер, то есть формируется в условиях организации – школы, производственного предприятия или службы по оказанию тех или иных услуг), то результаты диагностики предоставляются в виде психологического заключения или справки. Эти документы в свою очередь также должны отвечать определенным требованиям. Основные требования к оформлению психологического заключения по итогам психодиагностики: 1. Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации. 2. Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики. 3. В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком. 4. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы. 5. В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких, как: а) состояние респондента/испытуемого; б) характер контакта испытуемого с психологом; в) нестандартные условия тестирования; г) отношение испытуемого к выполнению предлагаемых заданий. Психологическое заключение по результатам психодиагностики оформляется в соответствии с представленным ниже образцом. Должность и ФИО заказчика, оформившего запрос
Психологическое заключение по результатам исследования целеполагания у учащихся (мотивации работников ….. организации), проведенного среди учеников 9 класса (сотрудников … отдела) Цель исследования: изучение умений школьников четко ставить жизненно важные цели и планировать действия по их достижению, определяя время реализации промежуточных задач (выявление направленности личности работников и степени ее согласованности с идеями функционирования организации). Объект исследования: целеполагание старших школьников (мотивация сотрудников). Предмет исследования: особенности целеполагания школьников в связи с их готовностью реализовывать поставленные цели (своеобразие мотивации работников, по-разному понимающих идеи развития предприятия). Применяемые методы и методики: Ход исследования: отражается форма проведения исследования (групповая или индивидуальная), число участников эксперимента, при необходимости дается краткая характеристика экспериментальной группы; указывается средство диагностики и суть самой процедуры исследования (для реализации цели исследования испытуемым была предложена анкета, которая предполагала ответы на 25 вопросов открытой формы)…. Результаты исследования показали / в итоге диагностики выявлено … На основе полученных сведений были сделаны выводы: ….. Рекомендации: они должны отражать: 1) лиц, для которых они предназначаются; 2) рекомендуемые формы работы и виды психологического воздействия. Чаще всего адресатами, получающими рекомендации, выступают: а) заказчики исследования; б) сами обследуемые; в) психолог; г) лица, которые непосредственно связаны с испытуемыми и имеют на них влияние.
Дата
Психолог (подпись) И.О. Ф. (указывается должность, место работы) Кроме справки, психологического заключения по итогам диагностики может оформляться психологическая характеристика. К оформлению данного документа прибегают в случаях изучения личности. В ней обязательно указывают автобиографические сведения об испытуемом, источники, используемые для получения информации, документы, подвергшиеся изучению и сделанные на основе их исследования выводы; цель исследования личности, методы и методики исследования, особенности поведения испытуемого в ходе процедуры диагностики, полученные в процессе исследования данные об особенностях личности, причины наиболее значимых и типичных личностных проявлений и выводы по результатам диагностики, включающие отражение диагноза и прогноза дальнейшего развития.
Литература: 1. Анастази А. Психологическое тестирование. – Т. II. – М.: Педагогика, 1982. 2. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 10 – 13. 3. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / Под ред. И.Ю Беляева и др. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 112 с. 4. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 272 с. 5. Психологическая дифференциация нарушений развития у старшеклассников: методические рекомендации / Отв. ред. В.В. Ковалев. – М.: НИИ психиатрии, 1982. – 33 с. 6. Шванцара Й. Диагностика психического развития (Пер. с чешского; Общ. ред. Г.А. Овсянникова. – Прага: медицинское издательство Авиценум, 1978. – С. 46.
|