Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Античная «наука». Натурфилософская картина мира
Считается, освобождение сознания от мифологии – есть основной признак перехода к научному мышлению. В Древней Греции в VII-VI вв. до н.э. возник интерес к пониманию мира в целом и получила развитие обобщенная форма восприятия и объяснения явлений окружающего мира природы, именно она послужила началом формирования науки в целом и получила название натурфилософии. Милетская школа. Не случайно возникновение европейской науки (собственно естествознания) принято связывать с милетской школой (г. Милет): ее представители Фалес, Анаксимандр, Анаксимен сформулировали проблему первоначала, «что есть все?». Фалес Милетский – по праву, «первый европейский ученый», он вошел в историю науки как естествоиспытатель-философ, сформулировавший проблему субстанции мира и считавший началом всех вещей - воду. Анаксимандр источником всего сущего считал некое вечное, беспредельное, безграничное, бесконечное начало - апейрон («беспредельное»), мир периодически возвращается в это первовещество. Анаксимен считал началом мира – воздух, который становится сначала огнем, затем эфиром, а сгущаясь - ветром, облаками, водой, землей и камнем. Анаксимен - один из наиболее ярких представителей «метеорологической» традиции древнегреческой науки. В Милетской школе зародилась идея математического доказательства - величайшее достижение древнегреческих мыслителей. Фалесу Милетскому приписывают и первые доказательства геометрических теорем: 1) круг делится диаметром пополам; 2) в равнобедренном треугольнике углы при основании равны; 3) при пересечении двух прямых образуемые ими вертикальные углы равны; 4) два треугольника равны, если два угла и одна сторона одного из них равны двум углам и соответствующей стороне другого. Милетская школа – стала прообразом натурфилософского познания мира, в тесном единстве философского и естественнонаучного раскрытия картины мира. Такую традицию миропонимания продолжил Гераклит. «Пифагорейский союз». Первая в истории человечества научно-философско-религиозно-политическая школа - Пифагорейский союз (с конца VI в. до середины IV в. до н.э.) со своим «первым Уставом» представлений о Космосе как упорядоченном, гармоничном, симметричном целом, постигнуть который дано не всем, а только избранным, тем, кто ведет особый образ жизни созерцателя, самоуглубляющегося, самосовершенствующегося мудреца. Основателем «Союза» был Пифагор - личность противоречивая, в его воззрениях переплетались мифология, магия, религия, философия и науки; его «мировоззренческое» кредо - «все есть число» - что, собственно, ускорило перевод математики в систему понятий, логически связанных между собой процедурой доказательства. Мир целостен, гармоничен, в нем все взаимосвязано. Если «мир есть число», значит, все числа связаны между собой, а занятия математикой позволят эти связи установить, прояснить их логическими доказательствами. Считают, что пифагорская школа заложила философско-религиозные предпосылки математического и естественнонаучного познания. Но открытие несоизмеримости диагонали ( √ 2 ) и стороны квадрата (после смерти Пифагора), привело к краху общей идеи гармоничности, цельности, стройности, пропорциональности, измеримости, организованности Космоса, под сомнением оказалась сама идея «мир есть число». Пифагор высказал идею шарообразности Земли, пифагорейцы первыми научились распознавать планеты, отличать их от звезд (пять планет), им принадлежит идея гармонии «небесных сфер». Филолай в V в. до н.э. центром Вселенной объявляет не Землю и не Солнце, а некий «центральный огонь» - Гестия, В первой космологической модели Гераклита Понтийского (IV в. до н.э.) Земля находится в центре Вселенной, вокруг нее вращается Луна, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, но Венера и Меркурий вращаются вокруг Солнца, а вместе с Солнцем - вокруг Земли. Представители пифагорейской школы также впервые сформулировали идею и гелиоцентризма – в центре Вселенной находится не Земля, а Солнце (Аристарх Самосский). В целом философия пифагореизм а заключала - нельзя постичь вещь в ее сущности и в ее целостности без выявления количественных характеристик вещи, а они постигаются математикой. Математические знания (о числах и их отношениях) являются ключом к познанию природы. Именно с Пифагора в истории культуры начала развиваться установка на широкое развитие математических исследований. По сути, из ложной посылки, что основа мира есть число, вытекает очень разумный и плодотворный вывод: математика есть средство познания устройства мира. И примеров, когда из ложных общих философских идей следуют плодотворные и истинные конкретно-научные программы немало. Э лейская школа. Особое место в истории античной культуры занимает Элейская школа (г. Элея на юге Италии). Ее великое открытие - наличие противоречия между двумя картинами мира в сознании человека: одна из них - это та, которая получена посредством органов чувств, через наблюдение; другая - та, которая получена с помощью разума, логики, рационального мышления. Основоположником элейской школы был Ксенофан - но слава Элеи связана с именами Парменида и Зенона. Парменид и его последователи показали, что результатом человеческого познания является не одна, а две различные картины мира - чувства дают одну картину мира, а разум - другую, причем эти картины мира могут быть принципиально противоположны. Легендарные апории Зенона не только вскрывали логические трудности, присущие понятию бесконечности, но и подводили к обоснованию существования этих двух различных картин мира. В античную эпоху сама возможность научного познания мира отнюдь не была самоочевидной. Немало мыслителей сомневалось в возможности естественнонаучного (и философского) познания мира. Элеаты считали, что из двух картин мира подлинная та, которая постигается разумом. На этой основе они ввели качественно новое представление о первооснове мира, о его субстанции - у элеатов она является абстрактно-философской - бытие как таковое. Бытие постигается только разумом и ни в коем случае не чувствами. По Пармениду, есть два пути познания - путь истины и путь мнения. Путь мнения - это путь нефилософского, обманчивого познания. В середине V в. до н.э. на первый план выдвигаются необходимые в судах и народных собраниях риторика, логика, философия. Появились первые платные учителя философии, риторики, логики - софисты. Обычно это яркие, активные, бойкие и часто, по-видимому, нагловатые, с оттенком нигилизма, но талантливые люди, смело разрывавшие со старыми традициями жизни и мысли. Софисты учили побеждать в споре не только во имя истины, но и часто вопреки ей. Именно в софистике корни того, что связано со скептицизмом и агностицизмом, с неверием в возможности познания человеком мира, отрицанием возможности и необходимости науки.
|