![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Показатели эффективности инвестиций в персонал корпорацииСтр 1 из 6Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ 23 Эффективность инвестиций в персонал корпорации Показатели эффективности инвестиций в персонал корпорации Показатели затрат на персонал корпорации и пакеты социальных гарантий Порядок расчета эффективности социальной деятельности корпорации Показатели экономической эффективности социальной деятельности корпорации Показатели социальной эффективности деятельности корпорации Показатели затрат, связанных с инвестированием в персонал корпорации Показатели эффективности инвестиций в персонал корпорации К основным показателям эффективности инвестиций в персонал корпорации можно отнести следующие (табл. 23.1). Рассмотрим подробнее важнейшие из приведенных в таблице показателей оценки. Количественная оценка показателей экономической эффективности инвестиций в персонал предполагает обязательное определение затрат, необходимых для реализации кадровой политики корпорации. При этом следует учитывать не только общие затраты корпорации на персонал, но и издержки по содержанию кадровой и социальной служб. Поскольку работники этих служб являются частью коллектива корпорации, то в общих затратах учтены и затраты, которые касаются непосредственно их. К ним следует добавить лишь материальные затраты и эксплуатационные расходы на содержание кадровой и социальной служб.
Таблица 23.1 Показатели оценки эффективности деятельности персонала
Другими показателями, характеризующими эффективность инвестиций в персонал, являются средние затраты на кадровые мероприятия в расчете на одного работника, например:
При оценке эффективности отдельных мероприятий и программ по работе с персоналом определяется воздействие данной программы на результативность деятельности работников и корпорации в целом (повышение производительности труда, стабильность персонала, улучшение качества продукции, экономия ресурсов и т.д., табл. 23.2). Таблица 23.2 Направления расчета экономического эффекта от мероприятий по работе с персоналом
Вторая группа показателей оценки эффективности деятельности персонала, а именно показатели степени укомплектованности кадрового состава, оценивается количественно путем сопоставления фактической численности работников с требуемой (расчетной) величиной по трудоемкости операций или с плановой численностью и численностью, предусмотренной штатным расписанием; а также качественно - по соответствию профессионально-квалификационного уровня, профиля образования, практического опыта работников требованиям занимаемых рабочих мест (должностей). Показатели степени удовлетворенности работой оцениваются на основе анализа мнений работников. Такие мнения выявляются с помощью обследования путем анкетирования или интервьюирования для выражения реакции работников на кадровую политику корпорации и отдельных ее направлений. Обследования могут охватывать большой круг вопросов, касающихся различных аспектов удовлетворенности работой в данной организации: общей удовлетворенности; удовлетворенности конкурентоспособностью продукции организации, организацией труда, продуктивностью труда, оплатой труда и т.д. Типичные темы, затрагиваемые при обследовании удовлетворенности работников трудом приведены в табл. 23.3. Основными натуральными критериями эффективности деятельности персонала являются показатели текучести кадров, абсентеизм и производительность труда. Текучесть является одной из наиболее распространенных организационных форм подвижности кадров. На практике к текучести принято относить как увольнение по собственному желанию, так и увольнение по инициативе администрации в связи с прогулами работников, систематическими нарушениями трудовой дисциплины и пр. В этой связи представляется правомерным рассматривать текучесть кадров как движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом (условиями труда, быта и т.д.) - так называемая «активная» текучесть, и неудовлетворенностью корпорации данным работником (его недисциплинированностью, систематическим невыполнением обязанностей без уважительных причин и т.д.) - «пассивная» текучесть.
Таблица. 23.3 Вопросы, рассматриваемые при обследовании работников
В любом случае текучесть довольно дорого обходится каждой корпорации и обществу в целом. В то же время к текучести нельзя подходить однозначно, поскольку процесс текучести кадров выполняет ряд важных позитивных функций: межотраслевого и территориального перераспределения рабочей силы, квалификационно-профессионального продвижения кадров, обслуживания внешних и внутренних трудовых перемещений, вызванных техническим прогрессом. Кроме того, полное отсутствие трудовых перемещений в организации, в том числе и текучести, приводит к «окостенению» структуры коллектива. Абсолютные масштабы текучести измеряются количеством увольнений работников по собственному желанию, а также по инициативе администрации (за определенный период). Относительный показатель текучести - коэффициент текучести кадров - определяется как отношение числа работников, уволившихся по причинам, относимым непосредственно к текучести (по собственному желанию, за нарушения трудовой дисциплины), к среднесписочной численности работников:
где Кт - коэффициент текучести; Рв - численность работников, уволенных по причинам текучести; р - среднесписочная численность работающих. Корпорации могут снизить уровень текучести с помощью следующих мер: улучшение организации труда и производства, сокращение монотонного, малоквалифицированного труда, оздоровление условий труда, устранение несоответствия содержания труда на рабочем месте квалификации, индивидуальным способностям и интересам работников, организация профессионального продвижения кадров и развитой системы повышения квалификации, улучшение жилищных и других бытовых условий, совершенствование оплаты и стимулирования труда, специальные меры по адаптации молодых работников. Важно определить мотивы текучести - непосредственные причины увольнений отдельных работников или профессиональных групп, которые можно сгруппировать следующим образом: • неудовлетворенность производственно-экономическими условиями (условиями и организацией труда, режимом работы, размером заработка, отсутствием возможностей для повышения образования и квалификации); • неудовлетворенность жилищно-бытовыми условиями (жильем, культурным и медицинским обслуживанием, обеспеченностью детскими дошкольными учреждениями, транспортом и др.); • мотивы личного характера (вступление в брак, рождение ребенка и др.); • прочие мотивы. Изучение мотивов текучести возможно осуществить с помощью интервью или анкетирования увольняющихся работников. Показатели текучести внутренне коррелируют с показателями абсентеизма - количеством самовольных невыходов работников на работу. Стандартные формулы для расчета абсентеизма следующие:
где Дп - число рабочих дней, потерянных за определенный период из-за отсутствия на работе; Д - число рабочих дней; N - среднее число работников; Рп - общее число пропущенных часов; Р - общее число рабочих часов по графику. Абсентеизм приводит к значительным издержкам, которые включают: (а) ряд выплат, обязательных вне зависимости от фактического присутствия работника на рабочем месте; (б) оплату сверхурочных работ работнику, заменяющему отсутствующего; (в) потери, связанные с простоями оборудования, падением производительности труда и т.п. С текучестью и абсентеизмом тесно связаны и такие натуральные формы оценок, как жалобы и недовольство, выраженные каким-либо образом. Рост количества и объективность жалоб свидетельствуют о неудовлетворенности работой, что, в свою очередь, влечет рост абсентеизма и текучести. Эти факторы являются показателями того, насколько эффективна деятельность службы социального развития по созданию условий повышения удовлетворенности работников работой в корпорации.
|