Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная эффективность проектов проявляется в возможности достижения позитивных, а также избежания отрицательных с социальной точки зрения изменений в корпорации.
К числу позитивных можно отнести следующие изменения:
• обеспечение персоналу надлежащего жизненного уровня (благоприятные условия труда, достойная заработная плата, необходимые социальные услуги);
• реализация и развитие индивидуальных способностей работников;
• определенная степень свободы и самостоятельности (возможность принимать решения, определять методику выполнения заданий, график и интенсивность работы и пр.);
• благоприятный социально-психологический климат (возможности для коммуникации, информированность, относительная бесконфликтность отношений с руководством и коллегами и пр.).
К числу предотвращенных отрицательных моментов можно отнести:
• ущерб, наносимый здоровью персонала неблагоприятными условиями труда (профессиональные заболевания, несчастные случаи на работе и пр.);
• ущерб, наносимый личности (интеллектуальные и физические перегрузки и недогрузки, стрессовые ситуации и пр.).
Позитивные социальные последствия проектов инвестирования в персонал могут формироваться (и должны оцениваться) и за пределами корпорации (формирование благоприятного имиджа корпорации, создание новых рабочих мест и обеспечение стабильной занятости в регионе, обеспечение безопасности продукции для пользователей и природы и пр.). Характеристика социальных результатов инвестирования в персонал представлена в табл. 23.6.
Следует обратить внимание на принципиальную взаимосвязь экономической и социальной эффективности инвестирования в персонал, которая объясняется следующим: с одной стороны, социальную эффективность в виде стимулов для персонала можно обеспечить только тогда, когда существование корпорации является надежным, и она получает прибыль, позволяющую предоставить эти стимулы; с другой стороны, экономической эффективности можно добиться только в том случае, если сотрудники предоставят в распоряжение корпорации свою рабочую силу, что они обычно бывают готовы сделать только при наличии определенного уровня социальной эффективности.
Таблица 23.6
Социальные результаты инвестирования в персонал
Область форми-рования (функ-циональные под-системы систем управления и со-циального разви-тия персонала)
| Социальные результаты
| Показатели
| 1. Подсистема планирования и маркетинга персонала
| Обеспечение полной реализации потенциала работников организации
Обеспечение соответствия содержания труда квалификации, индивидуальным способностям и интересам работников
Обеспечение возможности занятости для ищущих работу в регионе
Обеспечение возможности снижения негативных последствий высвобождения работников
Обеспечение стабильности персонала
Формирование благоприятного имиджа организации
| Сокращение количества рабочих, занятых не по профилю профессии
Сокращение числа сверхурочных часов на одного работающего
Увеличение количества работников, принятых по направлению служб занятости
Сокращение числа конфликтов в связи с необоснованным увольнением персонала
Рост числа случаев положительного освещения деятельности организации в средствах массовой информации
| 2. Подсистема найма и учета персонала
| Обеспечение использования персонала в соответствии с индивидуальными интересами, способностями и возможностями
Обеспечение приема персонала, способного адаптироваться к организации (в том числе к ее корпоративной культуре)
Повышение обоснованности кадровых решений о перемещении персонала
| Увеличение удельного веса работников, удовлетворенных содержанием и режимом работы
Сокращение числа обращений к администрации со стороны сотрудников с просьбой о переводе в другие подразделения в связи с неудовлетворенностью содержанием и режимом работы
Снижение текучести кадров, проработавших в организации менее одного года в связи с нереализованными ожиданиями
| 3. Подсистема условий труда
| Обеспечение реализации системы требований психофизиологии и эргономики труда
Обеспечение соблюдения требо-ваний технической эстетики
Обеспечение реализации системы стандартов охраны труда и техники безопасности и санитарно-гигиенических требований
Гуманизация труда (обогащение содержания труда, снижение мо-нотонности, объединение разроз-ненных элементов в работу, более соответствующую требованиям высокоразвитой личности и пр.)
Сокращение загрязнения окружающей среды, сохранение живой природы и окружающего ландшафта
| Снижение удельного веса рабочих, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда
Снижение удельного веса рабочих, занятых на работах с вредными условиями
Снижение удельного веса рабочих, выполняющих работу вручную
Увеличение удельного веса основных фондов природоохранного назначения в общей стоимости основных фондов
Увеличение числа мер, направленных на обеспечение чистоты территории предприятия и близлежащих территорий
Увеличение удельного веса работников, удовлетворенных условиями работы
Сокращение частоты производственного травматизма
Сокращение количества случаев профессиональных заболеваний
Сокращение потерь рабочего времени из-за временной нетрудоспособности работников
Увеличение продолжительности жизни работников
| 4. Подсистема трудовых отношений
| Обеспечение своевременного выявления проблем в групповых и индивидуальных взаимоотношениях
Обеспечение соблюдения этических норм взаимоотношений
Обеспечение возможности принятия решений в случаях, когда необходим поиск компромиссов
Формирование благоприятного имиджа организации
Наличие механизмов координации работ по решению проблем социально-трудовых отношений
| Сокращение числа конфликтов по производственным вопросам по структурным подразделениям
Сокращение числа социально-трудовых конфликтов в расчете на одного работника
Сокращение потерь времени из-за социально-трудовых конфликтов
Сокращение числа обращений к администрации со стороны сотрудников с просьбой о переводе в другие подразделения в связи проблемами групповых и индивидуальных взаимоотношений
Удельный вес работников, удовлетворенных взаимоотношениями с руководством
| 5. Подсистема развития персонала
| Обеспечение условий для всесторонней адаптации персонала к условиям работы в организации
Повышение содержательности труда
Реализация и развитие индивидуальных способностей работников
Повышение конкурентоспособности персонала
Обеспечение согласования целей работников и администрации при управлении карьерой
Обеспечение овладения социо-культурными нормами организации
| Увеличение удельного веса работников, владеющих смежными двумя и более специальностями и профессиями
Увеличение удельного веса работников, повышающих квалификацию
Увеличение удельного веса работников, выразивших удовлетворение возможностями продвижения в карьере
Повышение удельного веса изобретателей и рационализаторов в общей численности работающих
Увеличение числа поданных рационализаторских предложений и изобретений
Снижение уровня текучести по причине неудовлетворенности возможностями развития
Сокращение продолжительности периода адаптации
| 6. Подсистема мотивации поведения персонала
| Обеспечение связи между результативностью и оплатой труда
Обеспечение возможностей личного развития работников
Формирование чувства причастности работника к организации
| Повышение удельного веса работников, выражающих удовлетворение осознанием полезности труда
Повышение удельного веса работающих, выразивших удовлетворенность системой вознаграждения
Снижение абсентеизма
Удельный вес работающих, выразивших удовлетворенность условиями для самовыражения
Удельный вес работающих - членов творческих групп, советов
| 7. Подсистема социального развития
| Повышение разнообразия удовлетворенных потребностей персонала
Формирование благоприятного социально-психологического климата
Противодействие вредным привычкам, ведущим к физическому нездоровью или антисоциальному поведению
Обеспечение механизма обратной связи с работниками, исходя из их желания и нужд
Обеспечение механизма обратной связи с потребителями и обществом
Создание возможностей для общения вне работы и участия в общественной жизни
Улучшение условий домашнего быта
| Рост количества мероприятий, направленных на поддержание здорового образа жизни
Увеличение удельного веса сотрудников, удовлетворенных социально-психологическим климатом в их коллективе
Сокращение числа случаев задержания органами милиции и общественными правоохранительными органами работников предприятия
Увеличение удельного веса работников, удовлетворенных действиями администрации по личным заявлениям
Увеличение удельного веса работников, положительно оценивающих условия для общения вне работы и участия в общественной жизни
Увеличение удельного веса работников, выразивших удовлетворение условиями для общения
| 8. Подсистема развития оргструктур управления
| Обеспечение способности организации к перестройке своих структур в зависимости от изменения целей и внешней среды
Обеспечение принятия руководящих решений с ясным и четким изложением
Обеспечение четкого определения прав и обязанностей работников
| Удельный вес работников, для которых разработаны должностные инструкции
Удельный вес подразделений, для которых разработаны положения
Увеличение числа изменений в организационной структуре по причине изменения целей и факторов внешней среды
Увеличение удельного веса научно обоснованных управленческих процедур
| 9. Подсистема правового обеспечения системы управления персоналом
| Обеспечение соответствия кадровых решений требованиям трудового законодательства
Повышение обоснованности кадровых решений
| Сокращение числа трудовых споров, вызванных нарушением трудовых прав работников
Сокращение удельного веса работников, указывающих на недостаточную обоснованность кадровых решений (не учитываются интересы персонала)
|
Социальные результаты в ряде случаев поддаются стоимостной оценке (например, увеличение выпуска, повышение качества продукции вследствие более полной реализации трудового потенциала персонала, уменьшение ущерба от сокращения кадров вследствие роста удовлетворенности трудом, сокращение потребности в социальных льготах и компенсациях для нейтрализации или ослабления неблагоприятных условий труда и т.д.) и могут быть включены в состав общих результатов в рамках определения его экономической эффективности.
При комплексной оценке экономической и социальной эффективности инвестирования персонал возможны следующие подходы: (а) экономическая эффективность рассматривается как главный показатель, а социальная эффективность - как ограничение, т.е. принимаются только те проекты, которые предусматривают мероприятия социального характера; (б) рассчитывается интегральный обобщающий показатель экономической и социальной эффективности, но ввиду частой качественной несопоставимости целей такой расчет носит условный характер; (в) вначале варианты решений разрабатываются и рассматриваются с позиций социальных целей независимо от экономических, а далее среди отобранных социально эффективных вариантов определяется экономически эффективный.
|