![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условия, требования и модели оказания психологической помощи.
К условиям, определяющим эффективность коррекционно-развивающей работы, относят: 1) психологическую обоснованность коррекционно-развивающего воздействия; 2) правильную, объективную, комплексную оценку результатов по ходу и итогам коррекционно-развивающей работы; 3) направленность психологических воздействий на качественное преобразование различных функций, на развитие способностей и новых психических и личностных свойств индивида. Продуктивность коррекционно-развивающей работы обеспечивается правильным формированием программы коррекционно-развивающих воздействий. Создаваемая программа должна отвечать принципиальным основаниям, которые определяются избранным психологом подходом в организации и оказании психологической помощи, а также подчиняться ряду требований, которые предусматривают: 1) четкое формулирование целей коррекционно-развивающего воздействия; 2) определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционно-развивающей работы; 3) выбор стратегии и тактики проведения коррекционно-развивающей работы; 4) четкое обоснование формы организации коррекционно-развивающей работы (индивидуальная, групповая, смешанная); 5) отбор методик и техник коррекционной работы; 6) определение времени, необходимого для реализации всей коррекционно-развивающей программы; 7) определение частоты необходимых встреч (ежедневно, 1-2 раза в неделю, раз в неделю, 1 раз в две недели); 8) планирование длительности каждого коррекционного занятия в соответствии с этапом коррекционной работы и возрастными особенностями индивида, которому оказывается психологическая помощь (при организации коррекционно-развивающей работы с ребенком следует опираться на рекомендации, разработанные в рамках возрастной и педагогической психологии). Продолжительность занятий в соответствии с этапом коррекционно-развивающей работы описывается следующими временными рамками: на начальных этапах коррекционно-развивающей работы оптимальная продолжительность занятий с ребенком – 10 – 15 минут, на завершающем этапе она может достигать 1, 5-2-х часов; 9) точное определение содержания каждого коррекционного занятия; 10) определение круга лиц, которые оказывают или способны оказывать влияние на индивида, с которым организуется коррекционно-развивающая работа, а также степени их участия в коррекционно-развивающей работе. Традиционно к числу этих лиц относят: членов семьи (родителей, супругов, детей, бабушек и дедушек и других родственников, особенно проживающих совместно с интересующим лицом), коллег по работе, педагогов, узких специалистов – медиков, наркологов, социальных работников, работников милиции и прочих. 11) Осуществление контроля за динамикой коррекционно-развивающей работы, возможность внесения дополнений и изменений в программу; 12) Подготовка материалов и оборудования, требуемых для реализации целей программы; 13) Завершение коррекционно-развивающих мероприятий должно осуществляться через составление психологического или психолого-педагогического заключения о целях, задачах и результатах реализованной коррекционно-развивающей программы с оценкой ее итогов. Для обеспечения качества при составлении коррекционно-развивающей программы психологу следует придерживаться определенной коррекционной модели. Принято различать три типа моделей коррекции: 1. Общая модель коррекции – описывает систему условий оптимального возрастного развития личности в целом. Такая модель предполагает: - формирование, расширение, углубление и уточнение представлений об окружающем мире, людях, общественных событиях, связях и отношениях между ними; - применение разных видов деятельности для развития психических процессов и их свойств (произвольного внимания, анализирующего восприятия, мыслительных процессов, речи и памяти), а также свойств и качеств личности, расширения способностей и возможностей личности; - соблюдение щадящего, охранительного режима, учитывающего состояние здоровья (что особенно важно для лиц, переживающих постстрессовый период или находящихся в неблагоприятных условиях, пагубно сказывающихся на их самочувствии и развитии); Требование, касающееся соблюдения охранительного, щадящего режима, предусматривает следование условиям: а) оптимальное распределение нагрузки: - в ходе занятия; - в течение дня; - в течение недели; б) контроль и учет за состоянием индивида в процессе оказания ему психологической помощи. 2. Типовая модель коррекции – описывается направленностью всех действий психолога на овладение индивидом различными операциями, действиями, умениями и навыками. 3. Индивидуальная модель коррекции – в обязательном порядке предусматривает выполнение психологом подготовительных операций, предваряющих саму коррекционную работу: а) определение индивидуальных особенностей психического и личностного развития индивида, его интересов, обучаемости и тревожащих проблем; б) выявление сформированности ведущего вида деятельности; в) установление особенностей функционирования мышления и организации поведения на основе мышления; г) изучение уровня развития различных действий; д) составление программы индивидуального развития с опорой: - на более сформированные стороны психики и личности; - на особенности функционирования ведущей системы функционирования психики, которая выступает в качестве основы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни.
|