Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства индивидуализации: понятие и виды






Тема 8. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

План:

1. Средства индивидуализации: понятие и виды.

2. Право на фирменное наименование: понятие, применение, соотношение с иными средствами индивидуализации.

3. Особенности приобретения прав на товарные знаки и знаки обслуживания.

4. Право на наименование места происхождения товара.

5. Право на коммерческое обозначение.

 

Средства индивидуализации: понятие и виды

Права на средства индивидуализации отличаются как объект правовой охраны своим содержанием, особенно­стями возникновения, реализации и прекращения. Спец­ифичен и круг субъектов – правообладателей средств индивидуализации, однако наиболее важной их особенностью является перечень объектов интеллектуальных прав данной категории.

Средства индивидуализации в юридической литературе рассматриваются как специальные обозначения, которые служат своеобразными сигналами и образами, привлека­ющими потребителей на определенные сегменты рынков товаров, работ и услуг, и в отношении которых возникают права в установленном законом порядке. Как отмечает О.А. Городов, «средства индивидуализации одновременно являются объектами, как гражданских прав, так и интел­лектуальной и промышленной собственности». Это под­черкивает их значимость для развития и поддержания ста­бильности гражданского оборота.

В гражданском законодательстве средствам индиви­дуализации посвящена гл. 76 ГК РФ «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий». Таким образом, средства индивидуали­зации классифицированы в зависимости от того, на что направлено их действие: средства, индивидуализирующие юридические лица, - фирменные наименования; сред­ства, индивидуализирующие предприятия – коммерческие обозначения; средства, индивидуализирующие товары, - товарные знаки и наименования мест происхождения товаров; средства, индивидуализирующие услуги, - знаки обслуживания.

Общим признаком для данных объектов гражданских прав является то, что они находят применение исклю­чительно в коммерческом обороте. Это влияет на состав субъектов – правообладателей средств индивидуализации, из него полностью исключаются физические лица, не зани­мающиеся предпринимательской деятельностью. Гражда­нам отводится косвенная роль, поскольку они выступают в роли потребителей, которые делают выбор в пользу той или иной фирмы, которой они больше доверяют и приоб­ретают товары той марки, которая зарекомендовала себя с лучшей стороны. Однако прямое участие в отношениях, связанных с приобретением прав на средства индивидуали­зации, они не принимают. В целом субъектами отношений в сфере приобретения и защиты прав на средства индиви­дуализации являются юридические лица (причем исключи­тельно коммерческие, в том числе государственные пред­приятия), индивидуальные предприниматели и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал