Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Средства индивидуализации: понятие и видыСтр 1 из 5Следующая ⇒
Тема 8. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий План: 1. Средства индивидуализации: понятие и виды. 2. Право на фирменное наименование: понятие, применение, соотношение с иными средствами индивидуализации. 3. Особенности приобретения прав на товарные знаки и знаки обслуживания. 4. Право на наименование места происхождения товара. 5. Право на коммерческое обозначение.
Средства индивидуализации: понятие и виды Права на средства индивидуализации отличаются как объект правовой охраны своим содержанием, особенностями возникновения, реализации и прекращения. Специфичен и круг субъектов – правообладателей средств индивидуализации, однако наиболее важной их особенностью является перечень объектов интеллектуальных прав данной категории. Средства индивидуализации в юридической литературе рассматриваются как специальные обозначения, которые служат своеобразными сигналами и образами, привлекающими потребителей на определенные сегменты рынков товаров, работ и услуг, и в отношении которых возникают права в установленном законом порядке. Как отмечает О.А. Городов, «средства индивидуализации одновременно являются объектами, как гражданских прав, так и интеллектуальной и промышленной собственности». Это подчеркивает их значимость для развития и поддержания стабильности гражданского оборота. В гражданском законодательстве средствам индивидуализации посвящена гл. 76 ГК РФ «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий». Таким образом, средства индивидуализации классифицированы в зависимости от того, на что направлено их действие: средства, индивидуализирующие юридические лица, - фирменные наименования; средства, индивидуализирующие предприятия – коммерческие обозначения; средства, индивидуализирующие товары, - товарные знаки и наименования мест происхождения товаров; средства, индивидуализирующие услуги, - знаки обслуживания. Общим признаком для данных объектов гражданских прав является то, что они находят применение исключительно в коммерческом обороте. Это влияет на состав субъектов – правообладателей средств индивидуализации, из него полностью исключаются физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью. Гражданам отводится косвенная роль, поскольку они выступают в роли потребителей, которые делают выбор в пользу той или иной фирмы, которой они больше доверяют и приобретают товары той марки, которая зарекомендовала себя с лучшей стороны. Однако прямое участие в отношениях, связанных с приобретением прав на средства индивидуализации, они не принимают. В целом субъектами отношений в сфере приобретения и защиты прав на средства индивидуализации являются юридические лица (причем исключительно коммерческие, в том числе государственные предприятия), индивидуальные предприниматели и т.д.
|