Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право на фирменное наименование: понятие, применение, соотношение с иными средствами индивидуализации






Фирменное наименование – это средство индивидуали­зации юридического лица, которое используется для обо­собления его в гражданском обороте и определяется в его учредительных документах. Необходимо различать фир­менное наименование и наименование некоммерческих организаций, поскольку первое используется исключи­тельно для индивидуализации коммерческих организаций. По этому поводу в науке высказано мнение, что поскольку некоммерческие организации также могут осуществлять предпринимательскую деятельность, а соответственно их интерес в использовании и охране своих наименова­ний должен быть защищен законодателем с не меньшей степенью, необходимо понятие фирменное наименование использовать как средство индивидуализации в отноше­нии обоих видов юридических лиц. Мы разделяем данную точку зрения, поскольку некоммерческие организации, хотя и создаются для целей, не связанных с систематиче­ским извлечением прибыли, все чаще участвуют в коммер­ческом обороте.

Фирменное наименование включается в единый госу­дарственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица, поэтому должно содер­жать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица. Например, такое наименование, как «Общество с ограниченной ответ­ственность ю " Туристическая фирма"» не будет признано надлежащим фирменным наименованием, поскольку в силу п. 2 ст. 1473 ГК РФ оно не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Фирменное наименова­ние, сродни имени человека, необходимо организации для того, чтобы осуществлять деятельность под определенным именем, которое позволит отразить его в учредительных документах и в дальнейшем делопроизводстве, при заклю­чении сделок.

В § 1 гл. 76 ГК РФ установлено несколько требований к содержанию и оформлению фирменного наименования.

Во-первых, юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке и (или) иностранных языках. Фирмен­ное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или, соответственно, в транскрипциях языков народов Россий­ской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридиче­ского лица. Например, сокращенное фирменное наимено­вание: ООО «Издательский дом " Альбина Паблишер"».

Во-вторых, в фирменное наименование юридического лица не могут включаться: полные или сокращенные офи­циальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований; полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций; полные или сокра­щенные наименования общественных объединений; обозна­чения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

В-третьих, фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на при­надлежность такого предприятия соответственно Россий­ской Федерации и субъекту РФ. Включение в фирменное наименование юридического лица официального наиме­нования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по раз­решению, выдаваемому в порядке, установленном Прави­тельством РФ. В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официаль­ного наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юриди­ческое лицо в течение трех месяцев обязано внести соот­ветствующие изменения в свои учредительные документы.

В-четвертых, не допускается использование юридиче­ским лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятель­ность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Применение права на фирменное наименование выра­жается в использовании исключительного права на фир­менное наименование любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Важное отличие в правовом режиме использования фирменного наименова­ния заключается в запрете распоряжения исключительным правом на фирменное наименование, установленном п. 2 ст. 1473 ГК РФ.

Исключительное право на фирменное наименование воз­никает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юри­дических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принад­лежащего ему коммерческого обозначения, но при этом такое фирменное наименование охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения. Фирменное наиме­нование или отдельные его элементы могут быть исполь­зованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания, оно также охраняется незави­симо от охраны товарного знака или знака обслуживания (ст. 1476 ГК РФ).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал