Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовая регламентация защиты и сохранение морской среды
Под «загрязнением морской среды» следует понимать «привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду, включая эстуарии, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха».
Государства в соответствии с требованиями Конвенции принимают все меры, чтобы осуществляемая деятельность не причиняла ущерб другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а в случае произведения загрязнения в результате инцидентов или деятельности под их юрисдикцией или контролем, не распространялось за пределы районов, где они осуществляют свои суверенные права. Меры, принимаемые в соответствии с КМП-82, относятся ко всем источникам загрязнения морской среды. К эти мерам государства относят меры направлены на уменьшение в максимально возможной степени: а) выброса токсичных, вредных или ядовитых веществ, в особенности стойких, из находящихся на суше источников, из атмосферы или через нее, или путем захоронения; б) загрязнения с судов, в частности меры по предотвращению аварий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечению безопасности работ на море, предотвращению преднамеренных и непреднамеренных сбросов и по регламентации проектирования, конструкции, оборудования, комплектования экипажей и эксплуатации судов; в) загрязнения от установок и устройств, используемых при разведке и разработке природных ресурсов морского дна и его недр (в частности, по предотвращению аварий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности работ на море и по регламентации проектирования, конструкции, оборудования, комплектования персонала и эксплуатации таких установок или устройств); г) загрязнения от других установок и устройств, эксплуатируемых в морской среде. Конвенция формулирует эти обязанности. К ним относят: 1) при принятии мер по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды действовать таким образом, чтобы не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой или не превращать один вид загрязнения в другой; 2) принимать все меры, необходимые для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды в результате использования технологии либо введения чуждых или новых видов организмов в пространствах, находящихся под их юрисдикцией или контролем; 3) сотрудничать на всемирной или региональной основе непосредственно или через компетентные международные организации в формулировании и разработке международных норм, стандартов и рекомендуемой практики и процедур, соответствующих требованиям по защите и сохранению морской среды с учетом характерных региональных особенностей; 4) немедленно уведомлять другие государства, а также компетентные международные организации о случаях, когда морская среда подвергается неминуемой опасности ущерба или когда ей нанесен ущерб в результате загрязнения; 5) сотрудничать с другими государствами и компетентными международными организациями с целью: — разработки совместных планов чрезвычайных мер на случай инцидентов, вызывающих загрязнение морской среды в целях ликвидации последствий загрязнения и предотвращения или сведения до минимума ущерба; — содействия исследовательским работам, осуществления программ научных исследований и поощрения обмена полученными данными о загрязнении морской среды; — установления надлежащих научных критериев для формулирования и разработки норм, стандартов и рекомендуемой практики и процедур по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды; 6) осуществлять с помощью признанных научных методов наблюдение, измерение, оценку и анализ риска и последствий загрязнения морской среды. Представляющие 38% мирового тоннажа 30 государств стали участниками Конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г., 69 государств (66%) являются участниками Конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. и 38 государств (45%) — Протокол о вмешательстве.
Кроме того Конвенция содержит положения, дающие право прибрежным государствам принимать нормы и устанавливать местные правила, которые сами по себе имеют оперативный характер (например, положения относительно юрисдикции государства порта и об утверждении специальных императивных мер для отдельных районов). Конвенция различает четыре вида основных источников загрязнения морской среды: — находящиеся на суше (ст. 207); — образуемые как результат деятельности на морском дне и в Районе (ст. 208, 209); — вызываемые захоронением (ст. 210); — образуемые в результате судоходства (ст. 211). С целью предупреждения и контроля за загрязнением морской среды с источников, находящихся на суше, государства должны стремиться согласовывать свою политику в этом отношении на региональном уровне и обязаны принимать соответствующие законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды на национальном уровне. Принимаемые для этой цели законы, правила, меры, нормы, стандарты, рекомендуемая практика и процедуры должны включать положения, которые предназначены для сокращения выброса токсичных, вредных или ядовитых веществ, в особенности стойких, в морской среде. При осуществлении деятельности на дне, находящемся под юрисдикцией прибрежного государства, последнее должно принимать меры, которые могут быть необходимы и достаточны для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем возможного загрязнения. Принимаемые в этой связи законы, правила и меры должны быть не менее эффективными, чем международные нормы, стандарты и рекомендуемые практика и процедуры. Применительно к предотвращению загрязнения, вызываемого деятельностью в Районе, государства также обязаны принимать законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды, вызываемого деятельностью, осуществляемой судами, установками, сооружениями и другими устройствами, несущими их флаг или зарегистрированными в них, или эксплуатируемыми под их властью в зависимости от обстоятельств. Требования таких законов и правил должны быть также не менее эффективными, чем международные нормы, правила и процедуры и периодически пересматриваться. Захоронение в пределах территориального моря и ИЭЗ или на континентальном шельфе не осуществляется без определенно выраженного предварительного одобрения прибрежного государства, которое имеет право разрешать, регулировать и контролировать такое захоронение после должного рассмотрения этого вопроса с другими государствами, на которых такое захоронение может отрицательно сказаться в силу их географического положения. И в этом случае национальные законы, правила и меры должны быть не менее эффективными в предотвращении, сокращении и сохранении под контролем такого загрязнения, чем глобальные нормы и стандарты (ст. 210). Обеспечение выполнения законов и правил, касающихся захоронения, осуществляется в зависимости от правого режима района плавания и статуса вероятного источника сброса: а) прибрежным государством в отношении захоронения в его территориальном море или ИЭЗ либо на его континентальном шельфе; б) государством флага в отношении судов, плавающих под его флагом, и судов или летательных аппаратов, зарегистрированных в нем; в) любым государством в отношении погрузки отходов или других материалов, осуществляемой на его территории или у его прибрежных терминалов.
|