Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Системы обучения. Классно – урочная система обучения, её основные признаки и структураСтр 1 из 6Следующая ⇒
Лекция 5. Характеристика систем обучения. Классно-урочная система обучения. План 1. Системы обучения. Классно – урочная система обучения, её основные признаки и структура. 2. Понятие формы организации обучения. Классификация форм организации обучения. 3. Урок – основная форма организации учебного процесса в отечественной школе. 4. Пути повышения эффективности урока. 5. Подготовка учителя к уроку. Организация работы учащихся на уроке. 6. Другие формы организации обучения (учебная экскурсия, факультатив, домашняя учебная работа школьников и др.). Системы обучения. Классно – урочная система обучения, её основные признаки и структура Современной педагогике известно довольно много всевозможных систем обучения – тех, которые существовали когда-то и тех, которые имеют место ныне. Вот некоторые из них: индивидуальная система обучения, индивидуально-групповая система обучения, классно-урочная система обучения, белл-ланкастерская система обучения, дальтон-план, план Трампа и другие. Более подробно с их характеристикой можно познакомиться в книгах: Сорокин НА., Дидактика - М., 1974, с. 172 - 174; Дидактика средней школы /Под ред. М.Н. Скаткина.-М., 1982, с. 216 - 222. Остановимся на классно-урочной системе обучения, поскольку именно она используется в нашей школе. Данная система обучения существует еще с XVI века. Впервые она была применена в школах юго-западной Руси. Теоретическую же разработку и обоснование она получила в трудах великого чешского педагога Я.К. Коменского. Дальнейшим ее совершенствованием занимались К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская. П.П. Болонский, М.А. Данилов, В.А. Онищук, М.Н. Скаткин, Н.А. Сорокин, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин, С.Н. Лысенкова и другие ученые и учителя-практики. Основные признаки, присущие классно-урочной системе обучения: - постоянный состав учебных групп учащихся примерно одного возраста; - наличие стабильных учебных планов и программ, определяющих содержание обучения в каждом классе; - твердое расписание и режим учебных занятий: определяются начало и конец учебного года, деление его на учебные четверти, продолжительность урока, учебное расписание на каждый день; - ведущая роль учителя в учебном процессе, который руководит процессом усвоения знании, умений и навыков учащихся, проверяет и контролирует успешность обучения; - систематическая проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся. К числу несомненных достоинств классно-урочной системы обучения можно отнести следующее: - усвоение нового материала происходит небольшими логическими порциями. Хотя имеется возможность его усвоения и крупными блоками (В.Ф. Шаталов); - усвоение осуществляется планомерно и последовательно, что задано учебными планами и программами; - достигается чередование различных видов умственной и физической деятельности - несколько предметов изучаются параллельно и уроки чередуются; - облегчается установление межпредметных связей – благодаря параллельному изучению нескольких предметов; - позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы работы, что благотворно сказывается на развитии детей и другие. Компонентами классно-урочной системы обучения являются различные формы организации обучения.
|