Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Другие формы организации обучения (учебная экскурсия, факультатив, домашняя учебная работа школьников и др.)
Кроме урока, как было отмечено выше, существуют и другие организационные формы обучения. Учебная экскурсия - это такая форма организации обучения, которая обеспечивает учащимся знакомство с реальными предметами и явлениями в их естественном окружении. Слово " экскурсия" (с лат.) означает посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. Предусмотренные учебными программами, экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета. Экскурсии планируются по ряду предметов - истории, литературы, естествознанию, географии и некоторым другим. Экскурсии могут проводиться в природу, на производство, по историческим местам, в музеи, на выставки и т.н. Они проводятся в связи с проработкой определенного учебного материала или по плану внеклассной работы, широко используются в работе предметных кружков. Во время экскурсий плодотворно реализуется ряд дидактических принципов - научности, связи обучения с жизнью, наглядности, прочности и другие. Развиваются познавательные интересы, расширяется кругозор школьников, достигается конкретизация важных теоретических положений, формируются патриотические, эстетические и другие качества личности. Длительность экскурсий зависит от возраста школьников: в начальных классах - 40 - 45 мин. (кроме экскурсий в природу), в среднем звене - 1 - 1, 5 часа, в старших классах - 2 - 2, 5 часа. Экскурсии могут быть предметными (по одному предмету) и комплексными (по нескольким предметам одновременно). В зависимости от места в учебном процессе экскурсии бывают трех видов: а) предварительные (вводные), когда они предшествуют изучению материала. Цель - провести наблюдения, собрать материал, вызвать познавательные интересы, активизировать учащихся; б) текущие (сопровождающие) - проводятся параллельно с изучением материала на уроках. Цель - конкретизировать отдельные вопросы, рассмотреть их более основательно; в) заключительные (итоговые) - завершают работу по изучению темы или раздела программы. Цель - закрепить и углубить знания учащихся. Методика организации экскурсии складывается из подготовки, проведения и обработки материалов: - учитель определяет задачи и содержание экскурсии, выбирает объект и тщательно с ним знакомится; - решает вопрос о руководстве предстоящей экскурсией. Если он проводит ее не сам, то дает необходимые методические рекомендации экскурсоводу; - проводит предварительную беседу с учащимися, заостряет их внимание на наиболее важных вопросах, дает перечень наблюдений, указывает к какому сроку и в какой форме подготовить отчет и т.п.; - проводит сам или с привлечением специалистов инструктаж по технике безопасности (в случае необходимости); - в ходе экскурсии поддерживает активную работу всех учащихся, направляет их внимание, следит за ведением записей; - поддерживает рабочую дисциплину и порядок, следит за соблюдением техники безопасности; - проводит итоговую беседу по обобщению сведений, дает указания по обработке материалов, о подготовке отчетов, организует выставки и т.п.
|