Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отсек клапанного механизма с гидротолкателем двигателяСтр 1 из 2Следующая ⇒
Механизм газораспределения служит для своевременного открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов двигателя, обеспечивая качественное наполнение цилиндров двигателя свежим зарядом, их очистку от отработавших газов и герметизацию цилиндров при сжатии и рабочем ходе поршня. В четырехтактных двигателях газообмен осуществляется с помощью клапанов. Клапанные механизмы газораспределения разделяют: • по месту установки клапанов — верхнее расположение клапанов в головке блока цилиндров и нижнее — в блоке цилиндров; • по месту установки распределительного вала — верхнее (в головке блока) и нижнее (блоке цилиндров); • по виду привода распределительного вала — зубчатый (шестеренчатый), цепной и ременный.
При верхнем расположении распределительного вала (приложение 1) отсутствуют толкатели и штанги, вследствие чего уменьшаются масса и инерционные силы клапанного механизма, что дает возможность увеличить частоту вращения коленчатого вала и уменьшить уровень шума при работе двигателя. В двигателях заднеприводных автомобилей ВАЗ (прил. 1, а) распределительный вал расположен в отдельном картере на головке 2 блока цилиндров и вращается в подшипниках скольжения. Привод к клапанам 7, размещенным в один ряд, осуществляется непосредственно от кулачков 4 распределительного вала через одноплечие рычаги (рокеры) 3. Одним концом одноплечий рычаг опирается на стержень клапана, другим — на сферическую головку болта 5 и удерживается на ней при помощи шпилечной пружины 7. Привод распределительного вала (цепной) показан в приложении 4. В двигателях автомобилей «Москвич» (прил.1, б) клапаны 1 расположены в два ряда и приводятся в действие коромыслами 9 от кулачков 4 распределительного вала. Для регулировки теплового зазора в клапанах служит регулировочный болт 5 с контргайкой 6, который связан со сферическим наконечником 8. В двигателях переднеприводных автомобилей ВАЗ-2108 «Спутник», ВАЗ-2109 верхний распределительный вал установлен в отдельном корпусе 10 ( прил.1, в), расположенном на головке блока цилиндров 2, в которую запрессованы чугунные седла 14 клапанов и направляющие втулки 13 клапанов 1. Верхняя часть втулок уплотняется металлорезиновыми маслоотражательными колпачками 12. Клапаны 1 приводятся в действие непосредственно кулачками 4 через цилиндрические толкатели 1 5 без промежуточных рычагов. В гнездах толкателей находятся шайбы 11 для регулировки зазора h в клапанном механизме. Привод распределительного вала и порядок регулировки клапанов двигателя автомобиля ВАЗ-2108 приведён в приложении 3. Двигатель ЗМЗ-4062 автомобиля ГАЗ-3110 соответствует высокому уровню двигателестроения. Основными конструктивными особенностями его газораспределительного механизма является верхнее расположение двух распределительных валов с установкой по четыре клапана на каждый цилиндр с гидротолкателями. Наряду с этим на двигателе установлена система распределенного (в соответствии с порядком работы) впрыска бензина во впускную трубу электромагнитными форсунками. Привод клапанов двигателя ЗМЗ-4062 показан в приложении 1, г. Он включает в себя распределительный вал впускных клапанов 1 с гидротолкателями 16 и распределительный вал 17 выпускных клапанов 18 с гидротолкателями и двойными пружинами 19. Валы установлены в разъемных подшипниках, образованных головкой блока цилиндров 2 и съемными крышками подшипников, закрепляемых болтами. Гидротолкатели клапанного механизма установлены на ряде моделей двигателей легковых автомобилей высшего, большого, среднего и малого классов (ЗИЛ-4104, ГАЗ-3110, ВАЗ-2112 и др.). Они автоматически обеспечивают беззазорный контакт кулачков распределительных валов с клапанами, компенсируя износы сопрягаемых деталей: кулачков, торцов, корпусов гидротолкателей, корпусов компенсаторов, клапанов, седел и тарелок клапанов. Типичным примером применения гидротолкателей является двигатель ЗМЗ-4062 автомобиля ГАЗ-3110 «Волга» (приложение 2). Стальной корпус 4 гидротолкателя этого двигателя выполнен в виде цилиндрического стакана, внутри которого размещен корпус компенсатора 6 с обратным шариковым клапаном 8. Гидротолкатели устанавливаются в расточенные в головке цилиндров 9 отверстия, между кулачками распределительных валов и торцами клапанов. На наружной поверхности корпуса выполнены канавка и отверстие 3 для подвода масла внутрь гидротолкателя из смазочной магистрали в головке блока цилиндров. Компенсатор размещен в направляющей втулке 2, приваренной внутри корпуса гидротолкателя, и удерживается стопорным кольцом 5. Компенсатор состоит из поршня 7, опирающегося изнутри на донышко корпуса гидротолкателя, и корпуса 6 компенсатора, который опирается на торцы впускного и выпускного клапанов. Между поршнем и корпусом компенсатора установлена пружина 1, раздвигающая их и тем самым выбирающая возникающий зазор. Одновременно пружина 1 прижимает колпачок обратного шарикового клапана 8, размещенного в поршне. Работа гидротолкателя происходит следующим образом. При нажатии кулачком распределительного вала на торец корпуса 4 гидротолкателя шариковый клапан 8 закрывается, запирая находящееся внутри масло, которое становится рабочим телом, через которое передается усилие от кулачка 10 к стержню 12 и сухарям 11 клапана, обеспечивая его открытие. При этом поршень 7 частично входит в корпус 6 компенсатора и часть масла перетекает через зазор в этой плунжерной паре в полость корпуса 4 гидротолкателя. Когда снимается усилие с гидротолкателя (это происходит при закрытии клапана), пружина 1 компенсатора прижимает поршень 7 и корпус гидротолкателя к цилиндрической части кулачка, выбирая зазор. При этом шариковый клапан 8 открывается, обеспечивая перепуск масла в полость компенсатора. При дальнейшем повороте кулачка, когда корпус 4 гидротолкателя сходит с его «затылка» — цилиндрической части, цикл работы гидротолкателя повторяется.
Задание: 1. Самостоятельно изучите методические рекомендации 2. Используя рекомендованную литературу, изучите устройство газораспределительного механизма с верхним расположением распределительного вала 3. Изучите устройство и работу ГРМ двигателя ВАЗ-2103. 4. Изучите устройство и работу ГРМ двигателя ВАЗ-2108. 5. Изучите устройство и работу толкателей с гидрокомпенсатором на примере двигателя ЗМЗ-4062 6. Изучите порядок регулировки теплового зазора в клапанном механизме натяжения приводного ремня (цепи). 7. Подготовьте ответы на контрольные вопросы
Работа в лаборатории: В ходе выполнения работы студенты самостоятельно с использованием рекомендованной литературы на разрезных агрегатах должны изучить · Компоновку деталей газораспределительных механизмов с верхним расположением распределительного вала (валов). · Особенности конструкции газораспределительного механизма двигателей ВАЗ-2103 и ВАЗ-2108 · Основные параметры для сборки и регулировки узлов ГРМ. .
По окончании работы студенты составляют отчёт по форме: 1. Начертить эскиз толкателя с гидрокомпенсатором двигателя ЗМЗ-4062
Контрольные вопросы:
1. Назначение ГРМ? 2. Тепловой зазор. Назначение, параметры, регулировка? 3. На каком двигателе (холодном или горячем) производится регулировка теплового зазора ГРМ? Почему? 4. Как осуществляется регулировка теплового зазора в клапанном механизме двигателей ВАЗ-2103, ВАЗ-2108, ЗМЗ-4062? 5. Почему диаметр головки впускного клапана больше, чем выпускного? 6. Чем обеспечивается проворачивание клапанов? 7. Как правильно устанавливается распредвал с распредшестерней (звёздочкой) по отношению к коленвалу? 8. Сколько пружин установлено на клапане? Почему? 9. Как правильно натянуть приводную цепь (ремень)? 10. Что такое фазы газораспределения? 11. Почему впускные и выпускные клапаны открываются с опережением, а закрываются с запаздыванием по отношению к «мёртвым» точкам поршня? 12. На каких клапанах двигателя ВАЗ установлены маслосъёмные колпачки (сальники)? 13. Как взаимосвязаны фазы газораспределения и частота вращения коленчатого вала? 14. Из какого материала изготавливаются штанги ГРМ двигателя ЗМЗ-4062, ВАЗ? 15. Из каких материалов изготавливаются впускные и выпускные клапаны? 16. Что называется перекрытием клапанов? Как его вычислить? 17. Преимущества и недостатки толкателей с гидрокомпенсаторами. 18. Какими способами добиваются уменьшения износа толкателей? 19. Почему коромысло изготавливается в виде неравноплечего рычага?
Литература: 1. А.Г. Пузанков «Автомобили. Устройство автотранспортных средств»; Москва; ACADEMA; 2004; 2. В.П. Передерий «Устройство автомобиля», М., ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М, 2006 г.; 3. Автомобиль ВАЗ-2105. Многокрасочный альбом, М., «Машиностроение», 1984; 4. Автомобили «Жигули» ВАЗ-2104, 2105, 2107. Устройство. Ремонт., М., «Транспорт», 1989.
Приложение 1
Газораспределительные механизмы двигателей с верхним расположением распределительных валов автомобилей: а — ВАЗ-2105, -2107 «Жигули»; б — «Москвич-21412»; в — ВАЗ-2108 «Спутник», ВАЗ-2109; г — ГАЗ-3110 «Волга»; 1 — клапан; 2 — головка цилиндров; 3 — рычаги; 4 — кулачки; 5 — болт; 6 — контргайка; 7— шпилечная пружина; 8 — сферический наконечник; 9 — коромысла; 10 — корпус распределительного вала; 11 — регулировочные шайбы; 12— маслоотражательный колпачок; 13 — направляющая втулка; 14 — седло клапана; 15 — толкатель; 16 — гидротолкатель; 17 — распределительный вал; 18 — выпускной клапан с гидротолкателем; 19 — двойная пружина; h — тепловой зазор
Приложение 2
Отсек клапанного механизма с гидротолкателем двигателя ЗМЗ-4062: 1 — пружина; 2 — направляющая втулка; 3 — отверстие для подвода масла; 4 — корпус гидротолкателя; 5 — стопорное кольцо; 6 — корпус компенсатора; 1 — поршень; 8 — шариковый клапан; 9 — головка цилиндров; 10 — кулачок; 11 — сухарь; 12 — стержень клапана Приложение 3
|