Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материал лекции 14.12.2015






Содержание

системных знаний о природе, осваиваемых в дошкольном детстве

 

При определении содержания природоведческих (биоэкологических) знаний для детей дошкольного возраста целесообразно руководствоваться некоторыми положениями, имеющими основополагающее значение.

1. Прежде всего, знания, предлагаемые для освоения дошкольникам, должны отбираться в соответствии с принципами воспитывающего и развивающего обучения, научности и доступности.

2. Отбираемые знания должны быть «живыми», т.е. необходимыми ребенку в повседневной жизни, для организации разнообразной детской деятельности.

3. Благодаря содержанию биоэкологических знаний у детей должна формироваться целостная картина мира, представления о том, что относится к естественной природе (биосфера), а что создано руками человека (техносфера).

4. Формирование знаний о природе должно способствовать познанию основных сфер природы: царств растений, животных и грибов (органического мира) и неживой природы (неорганического мира).

5. В содержание природоведческих знаний детей нужно включить представ-ления об особенностях разнообразных растений и животных как живых существ (внешнем виде, потребностях, способах их удовлетворения в естественных условиях, приспособленности к среде обитания и др.).

6. Необходим очень строгий отбор типичных представителей флоры и фауны, чтобы сформировать у дошкольников общую ориентировку в практически безграничном мире организмов, использовать это разнообразие для развития умственной деятельности, формирования устойчивого интереса к природе и положительного отношения к ней.

7. Следует определить перечень биогеоценозов (экологических систем), с функционированием которых требуется познакомить дошкольников, так как жизнь растений и животных в природе существует в форме различных сообществ, представляющих собой сложную совокупность организмов (от низших до высших), рельефа, почвы, воды, атмосферы,

Анализ многочисленных исследований, типовых программ воспитания и обучения в детском саду и парциальных эколого-образовательных программ для дошкольников позволяет сделать вывод, что система природоведческих знаний, осваиваемых в дошкольном детстве, включает в себя пять локальных систем:

· систему знаний о растениях;

· систему знаний о животных;

· систему знаний о неживой природе;

· систему знаний о труде людей в природе;

· систему знаний о сезонных изменениях в природе.

Следует отметить, что последняя из приведенных систем считается самой объемной, так как фактически объединяет содержание остальных, и самой сложной для освоения в дошкольном детстве, поэтому она по большей части представлена в программе воспитания и обучения детей шестого-седьмого года жизни.

Важно иметь в виду, что все программы знаний дошкольников о природе дифференцируются по возрастным группам (однако без жесткой «привязки» к возрасту). Преемственность содержания, постепенное и последовательное усложнение программного материала, взаимосвязь систем природоведческих знаний обеспечивает формирование к концу дошкольного возраста достаточно полной системы знаний об окружающем, которая, бесспорно, послужит солидной базой для дальнейшего обучения детей в школе.

Рассмотрим содержание каждой из систем знаний о природе для детей дошкольного возраста.

Система знаний дошкольников о растениях включает:

- понятие «растение» (это живое существо, которое дышит, как животные и люди воздухом; питается, извлекая из земли воду и растворенные в ней вещества; чувствует влияние внешней среды, например, замедляет рост при резком похолодании или засухе; растет и развивается, постоянно увеличиваясь в размерах, образуя новые листья, побеги, цветки; размножается, распространяя семена и способствуя появлению молодых отростков на корнях; приспосабливается к условиям обитания в той или иной среде. Всем растениям необходимы: свет, тепло, влага и почвенное питание. У большинства растительных организмов есть стебель (по нему вода и питательные вещества доставляются к листьям и цветкам), корень (удерживает растение в земле и обеспечивает его питание), листья (участвуют в газовом и водном обмене), цветок или цветки (после опыления их насекомыми появляются плоды и семена);

- знания о внешнем виде типичных представителей разных экологических и ботанических групп, позволяющих распознавать растения (детей знакомят с деревьями, кустарниками, травами и другими жизненными формами растительных организмов, наземными и водными, однолетними и многолетними растениями, со злаками, овощными культурами и т.д.);

- элементарные представления об общих и дифференцированных потребностях растений (последние обусловлены влиянием факторов среды на организм и особенностями его приспособления к конкретным условиям обитания);

- сведения о взаимосвязи растений в фитоценозе и биоценозе (при ознакомлении с такими растительными сообществами как лес, луг, парк, сад, огород, цветник у детей формируют общие представления о единстве и взаимодействии растений друг с другом и животными внутри данных биоценозов, учитывая при этом, что детальный анализ функционирования экосистемы дошкольнику еще не доступен);

- знания о взаимовлиянии растений и среды, в содержание которых включены причинно-следственные связи, обусловившие неравномерное расселение растений на планете Земля и информация о средообразующем действии растений;

- представления о сезонной жизни растений, (об адаптации растительных организмов к изменяющимся условиям среды: рост и развитие в теплое время года, своеобразие подготовки к зиме, активизация жизни после нее, о детерминированности изменений в растительном мире изменениями в неживой природе);

- знания о специфике размножения растений, особенностях их роста и развития (дети старшего дошкольного возраста способны осваивать знания об основных стадиях роста и развития растения: росток, развитие стебля и листьев, появление бутона, цветка, завязи, плода и семян, а также о некоторых способах размножения растений – вегетативное (черенком, луковичками детками, усами, отводками и др.) и семенами);

- элементарные представления о значении растений в биосфере (растения выполняют важную роль в природе: участвуют в круговороте веществ, образовании пригодной для дыхания атмосферы, в почвообразовании; извлекая из почвы, воздуха, воды различные вещества и превращая их под действием солнечной энергии в полезные продукты, выступают в качестве начальных звеньев пищевых цепочек и т.д.)

- знания о взаимосвязи растений с человеком, содержание которых предусматривает освоение наиболее простой информации о прямом или косвенном, положительном или отрицательном воздействии людей на жизнь растений и наоборот (детей знакомят с разными экологическими группами растений: дикорастущими, культурными, лекарственными, ядовитыми, с их функциональной ролью в жизни человека, с тем, какую пользу и вред приносит растениям деятельность людей в природе, как осуществляется охрана окружающей среды).

Содержание системы знаний дошкольников о животных следующее:

- понятие «животное»; (это живое существо, которое дышит; питается, добывая себе пищу – растения или других животных; чувствует влияние внешней среды, например, испытывает боль, страдает от жары и холода, недостатка корма, воды, болезней; растет и развивается, проходя путь от детеныша до взрослого животного; дает потомство; приспосабливается к обитанию в той или иной среде. У животных большая часть наиболее важных органов (сердце, легкие и др.) находятся внутри тела. Некоторые органы расположены снаружи. Например, глазами животные видят, ушами слышат, носом улавливают запахи, усами и кожей чувствуют прикосновение предметов. Почти все животные имеют специальные органы движения (ноги, крылья, плавники, ласты), которые позволяют им передвигаться. Многие животные издают звуки, с помощью которых передают сигналы тревоги, опасности, дружелюбия, радости и т.д.);

- знания об отдельных представителях царства животных (характерные особенности внешнего вида, поведения, питания, передвижения, образа жизни в естественных условиях и в неволе, приспособления к факторам среды, сезонной жизни, размножения, роста и развития и др.);

- представления об основных экологических группах животных (дикие и домашние, обитатели суши, воды, почвы, травоядные, хищные, всеядные, жители леса, луга, парка, водоема, перелетные и зимующие птицы, морские и речные рыбы и др.), некоторых крупных семействах и отрядах животных (семейства кошачьих, псовых, медвежьих, вороновых, синицевых, отряд гусеобразных (лебеди, гуси, утки) и др.), а также много-численных группах внутри классов (бабочки, жуки, пчелы - насекомые);

- знания об особенностях питания животных (они не способны самостоятельно образовывать питательные вещества, как это делают растения, и питаются только готовой пищей: растениями (олени, зебры, бегемоты, клесты, снегири, волнистые попугайчики, бабочки, короеды), грибами (улитки, слизни, черви), животными (тюлени, тигры, лисы, грачи, кукушки, цапли, акулы, кузнечики, жабы), причем ротовая полость и зубы животных приспособлены к тому типу корма, которым они питаются);

- знания о способах передвижения животных, содержание которых предусматривает освоение связей и зависимостей между строением конечностей и образом жизни этих организмов (своеобразие места обитания, добывания пищи, спасения от хищников и т.д.);

- элементарные представления о многообразии животных, их приспособ-ленности к жизни в разных сферах Земли, позволяющих подвести детей к осознанию зависимостей: между действием экологических факторов и плотностью расселения организмов, между адаптацией животных к меняющимся условиям среды и увеличением их разнообразия в биосфере (например, рыжая лиса, обитающая в лесу, и степная лисичка Фенек во многом похожи, однако и различий между ними не мало, так как обе приспособилось к конкретным условиям обитания);

- знания о сезонной жизни животных, об особенностях адаптации животных разных классов и групп к изменяющимся условиям среды, (например, осенью насекомые, земноводные и пресмыкающиеся прячутся в укромные места и замирают до весны, большинство птиц улетает в теплые края, звери засыпают, запасают корм или накапливают толстый слой подкожного жира, линяют, обрастая длинной и густой шерстью, и т.д.,) о детерминированности изменений в животном мире изменениями в растительном царстве и неживой природе;

- знания об особенностях размножения животных, специфике появления потомства у млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, пресмыкающихся и земноводных, о своеобразии роста и развития детенышей у разных животных (дети старшего дошкольного возраста способны осваивать информацию о том, как появившийся из икринки головастик постепенно превращается в лягушку или вылупившаяся из яйца гусеница – в бабочку, как звери и птицы ухаживают за своими малышами, почему одни птенцы вылупляются голыми и слепыми (волнистый попугайчик, грач), а другие – покрытыми пухом и довольно самостоятельными (утка, курица), почему потомство у животных появляется преимущественно весной и т.д.);

- элементарные представления о роли животных в природе (участвуют в круговороте веществ, выступая в качестве промежуточных звеньев пищевых цепочек, без них на Земле появилось бы столько живых существ, что они, в конце концов, стали бы умирать от недостатка корма, не имея возможности найти уединенного места для жизни, устройства жилища и выращивания потомства; животные участвуют в распространении семян растений, рыхлении и перемешивании почвы, очистке водоемов и т.д.)

- знания о взаимосвязи животных с человеком, содержание которых предполагает освоение некоторых сведений о прямом или косвенном, положительном или отрицательном воздействии людей на животных и условия их жизни и наоборот (детей знакомят с разными экологическими группами животных: домашними и дикими, обитателями лесов, морей, рек, холодных и жарких стран и др., их функциональной ролью в жизни человека, с тем, какую пользу или вред приносит деятельность людей в природе, как осуществляется охрана животных и окружающей среды).

 

Для тех, кому интересно

Дополнительный материал статья в журнале «Воспитатель ДОУ».

2013, № 12., с. 22-43; 2014, № 1 с. 28-39, № 2 с. 22-37. (на нее можно ссылаться при оформлении рефератов и курсовых)

О.М. Газина


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал