Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. Животное – живое существо






Цель. Расширить и углубить знания о животных как живых существах, их роли в природе и жизни человека; формировать понимание взаимосвязи животных с другими организмами; воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому.

Примерное содержание знаний, осваиваемых детьми. [1]

Царство животных объединяет огромное количество организмов: зверей, птиц, насекомых, пауков, рыб, червей, моллюсков, улиток, земноводных, пресмыкающихся. Они очень разные, но всех их можно назвать одним словом «животные».

Как животных отличить от растений? Прежде всего, по внешнему виду. У растений основные органы – стебель, листья, цветы и даже корень, извлеченный из земли, хорошо видны. У животных большая часть наиболее важных органов (сердце, легкие, кишечник и др.) находятся внутри тела. Некоторые органы расположены снаружи. Например, глазами животные видят, ушами слышат, носом улавливают запахи, усами и кожей чувствуют прикосновение предметов.

Второе существенное отличие – неумение животными самостоятельно образовывать питательные вещества, как это делают растения.[2] Животные питаются только готовой пищей: растениями (олени, зебры, жирафы, бегемоты, морские свинки, клесты, снегири, волнистые попугайчики, пчелы, бабочки, короеды), грибами (улитки, слизни, черви), животными (тюлени, волки, лисы, тигры, кукушки, грачи, цапли, синицы, акулы, кузнечики, жуки плавунцы, жабы).

Не менее важно и то, что почти все животные имеют специальные органы движения (ноги, крылья, плавники, ласты), которые позволяют им перемещаться в пространстве в поисках корма, убежища, благоприятных условий жизни. Растения, прикрепившись однажды корнями к земле или другой поверхности, обычно всю жизнь проводят на месте.

И еще один главный отличительный признак. Как правило, став взрослыми, животные перестают расти. В то время как рост растений не зависит от их возраста - они растут постоянно.

Конечно, это далеко не все особенности животных. Многие из них издают звуки, с помощью которых передают сородичам сигналы тревоги, опасности, дружелюбия, радости или предупреждают недругов о своем воинственном настроении. Например, львы рычат, коровы мычат, лисицы тявкают, мыши пищат, суслики свистят, журавли курлычут, аисты трещат, голуби воркуют, соловьи поют, утки крякают, лягушки квакают.

Также животные владеют различными способами защиты от врагов. Достаточно вспомнить про клыки слонов и моржей, рога оленей и быков, когти пантер и диких кошек, иглы дикобразов и ежей, копыта лошадей и антилоп, колючие плавники ершей, клешни раков, жало ос. Некоторые животные способны изменять при необходимости окраску (заяц-беляк, осьминог, хамелеон), использовать для защиты яды или неприятные на вкус и запах вещества (змеи, зебры-рыбы, актинии, медузы, божьи коровки, муравьи, жуки бомбардиры и др.). Когда обороняться нечем, в ход идут иные средства. Например, у насекомых хорошо развита маскировка. Все знают, кузнечика услышать легко, да увидеть не просто. Затаится он на высокой былинке, и вмиг станет незаметным среди травы. Листовидка листком прикидывается, палочник веточкой, богомол цветком. Муха журчалка внешне пчелу напоминает и ведет себя как пчела, оттого боятся ее – вдруг ужалит. Не отстают от насекомых звери, птицы и рыбы. У белого медведя, тигра, кролика, хомяка окраска практически сливается с окружающим. Перьевой покров птиц, живущих или гнездящихся на земле (куропатка, рябчик, цапля, выпь), пестрый с преобладанием серо-коричневых цветов. А узоры на чешуе шипоглава и щетинозуба позволяет им без труда скрываться в гуще разноцветных кораллов. Иногда животные готовы пожертвовать какой-нибудь частью тела, чтобы жизнь сохранить. Так действуют пойманная за хвост ящерица или схваченный за ногу сенокосец. Важным фактором защиты животных являются и их жилища (норы, логова, гнезда), в которых можно укрыться не только от хищников, но и непогоды, а также устроить кладовые для хранения запасов корма.

Есть у животных еще одна интересная особенность. Оказывается, они очень любят чистоту порядок. Одни не прочь искупаться в реке (бурые медведи, лоси, зебры, носороги, слоны) или небольшой лужице (мелкие птицы). Другие умываются, облизывая себя и детенышей языком (кошки, собаки, крысы), или чистят перышки (большинство пернатых). А хозяйственные барсуки и белки регулярно убирают в своих жилищах, не вынося грязи и беспорядка в них.

Таким образом, различий у животных и растений много. Однако и общих признаков не мало. Ведь животные, подобно растениям, являются живыми существами с присущими им основными свойствами жизни:

- обмен веществ, суть которого состоит в том, что в процессе дыхания и питания организм животного получает необходимые для поддержания активной жизни вещества, перерабатывает их, усваивая большую часть, а затем, избавляется от ненужных остатков пищи и вредных газов;

- раздражимость, которая выражается в чувствительности животных к боли, недостатку питательных веществ, воды, тепла, света, влиянию на них других живых существ, болезней, человека;

- способность к размножению, благодаря которой животные регулярно дают потомство, имеющее почти абсолютное сходство с «родителями» с момента своего появления на свет (например, детеныши зайца, медведя, крокодила, черепахи, ящерицы живородящей) или достигающее такового на заключительной стадии роста и развития (например, потомство мышей, кур, попугаев, лягушек, бабочек, стрекоз);

- рост, проявляющийся в последовательном увеличении массы тела и размеров животных;

- развитие, в ходе которого животные проходят определенные стадии формирования: от зародыша до взрослой особи;

- приспособление к среде, заключающееся в способности существовать с учетом меняющихся условий окружающей среды.

Детям 6–7и лет доступно более простое объяснение. Животное - живое существо, потому что оно существует, т.е. живет, а значит: дышит воздухом; питается, добывая себе пищу – растения или других животных; чувствует влияние внешней среды, например, испытывает боль, воспринимает запахи, видит, слышит, страдает от жары и холода, недостатка корма, воды, болезней; растет и развивается, проходя путь от детеныша до взрослого животного; размножается – дает потомство; приспосабливается к обитанию в той или иной среде; передвигается.

Животные – важная составляющая природы. Они регулируют численность живых существ на Земле. Если бы этого не происходило, разнообразные организмы, в конце концов, слишком плотно заселили бы планету и стали умирать от недостатка корма, отсутствия возможности найти место для устройства жилища, выращивания потомства. Хищники, поедая в первую очередь слабых и больных животных, тем самым препятствуют распространению болезней. Многие насекомые опыляют цветки растений, а птицы и млекопитающие распространяют их семена. Животные участвуют в рыхлении и перемешивании почвы, очистке воды в пресных водоемах, морях и океанах.

Жизнь людей также не мыслима без животных. От них получают не только продукты питания (молоко, мясо, яйца, мед), но и различное сырье – кожу, шерсть, мех, перо, пух, жир, воск, рога, клыки, которые идут на изготовление одежды, обуви, постельных принадлежностей, лекарств и прочих необходимых человеку вещей и предметов. Животных используют для проведения поисково-спасательных работ, в ходе научных изысканий, в учебных, спортивно-оздоровительных, транспортных целях. Специально обученные птицы и звери охраняют порядок, выступают в цирке. А сколько радости детям и взрослым приносит постоянное общение с животными! Без них наша жизнь была бы скучна и однообразна.

К сожалению, воздействие людей на животных не всегда позитивно. Издревле человек охотится на них, изменяет среду обитания, вырубая леса, осушая болота, распахивая луга, обрабатывая химикатами поля и сады. Сильное влияние оказывает и загрязнение воздуха, воды, почвы различными отходами. Чтобы сохранить царство животных во всем его многообразии, в нашей стране серьезное внимание уделяется охране природы. Приняты специальные законы, запрещающие отстрел и ловлю редких животных. Созданы заповедники и заказники, где под охраной находится весь природный комплекс или отдельные виды живых существ. Исчезающих животных разводят в питомниках, затем выпускают на волю. Однако беречь нужно и самых обычных животных: подкармливать птиц зимой, не разорять их гнезда, не разрушать муравейники, не уносить птенцов и зверье домой, не ловить жуков, бабочек, пауков, не давить червей, т.е. знать и выполнять необходимые правила поведения в природе.

Рекомендации педагогам. Материал можно использовать при изучении тем, содержание которых предусматривает:

ü ознакомление с животными как живыми существами;

ü определение роли животных в природе;

ü сравнение животных и растений, выделение сходства и различий;

ü формирование обобщающего понятия «животное», «живое существо».

Варианты заданий детям.

1. Назвать известных животных.

2. Рассказать о знакомом животном по плану: размеры, внешний вид (окраска, форма тела, чем оно покрыто, части тела и их особенности), как животное передвигается, чем питается, какие звуки издает и др.

3. Продолжить предложение. Многие животные умеют «разговаривать» друг с другом. Лошади ржут, свиньи …, собаки …, кошки …, медведи …, петухи …, вороны …, воробьи …, гуси …, совы... и т.д.

4. Объяснить, чем животное отличается от растения.

5. Показать на примерах значение животных в природе и жизни человека.

6. Добавить нужные слова в поговорки о животных. Хитрый как … лиса. Смелый как … лев. Трусливый как... заяц. Драчливый как … петух. Болтливый как … сорока. Косолапый как … медведь. Упрямый как … осел. Чумазый как … свинья. Крикливый как … ворона. 1

7. Ответить на вопросы. Какое животное на свете самое: большое, высокое, прыгучее, ядовитое? (Слон на суше, кит в море; жираф, кенгуру, змея). Какие птицы на свете самые: большие, маленькие? (Страусы, колибри).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал