Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЧАСТЬ I. Нормативный аспект культуры речиСтр 1 из 4Следующая ⇒
Вариант первый Цель: ознакомление с основными типами норм русского литературного языка, с принципами русской орфографии, повышение практической грамотности студентов. Вопросы для понимания: 1. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. 2. Типы норм современного русского литературного языка: а) орфоэпические нормы; б) нормы орфографии; в) нормы пунктуации. Контрольные вопросы и задания (письменно): №1. Распределите слова по двум группам: I – выделенная согласная читается мягко, II – выделенная согласная читается твердо: Ака д емия, а т еист, д еканат, д етектив, д ебатировать, д ебют, д евиз, д езинфицировать, д емагогия, д емократизм, ж юри, ин т ервью, ком м ерция, компе т ентный, компью т ер, ко д екс. №2. Укажите слова, в которых на месте орфографического ЧН произносится ШН: Булочная, двоечник, девичник, конечно, лавочник, молочный, скворечник, порядочный, копеечный, стрелочник, коричневый, гречневый, троечник, шапочный. №3. Образуйте формы родительного падежа (кого? чего?) множественного числа следующих существительных: Апельсины, баклажаны, армяне, мандарины, яблоки, места, башкиры, грузины, партизаны, очки, носки, чулки, помидоры, валенки, гектары. №4. Укажите ударение в словах и словосочетаниях. Укажите равноправные нормативные варианты. Втридорога, дозвонишься, завидно, завсегдатай, закупорить, звонит, избалованный. №5. Найдите лексические ошибки, дайте правильный вариант: Абонент на цикл лекций; коренной абориген; своя автобиография; другая альтернатива; в апреле месяце; без ничего; бережливо относиться к детям; места бывших сражений. №6. Укажите, в каких словах (словосочетаниях) допущены ошибки.
№7. В указанных предложениях расставьте знаки препинания. А. 1. Лучший способ оборониться от обиды это не уподобляться обидчику. 2. Он страшно бледен был и худ и слаб. 3. Поставила хозяйка самовар все выложила на стол сахар, булку, студень, огурцы. 4. На западе мутно тлел не желающий умирать закат. 5. Вдали виднелась небольшая березовая роща.
Б. 1. Двор залитый асфальтом был похож на большой каменный колодец. 2. Доносившийся снизу шум моря говорил о покое. 3. Несколько успокоенный я отправился к себе на квартиру. 4. Проснувшись рано в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор. 5. Подъехав к господскому дому он увидел белое платье мелькающее между деревьев.
Базовые учебники: · Введенская Л. А. Культура и искусство речи: Современная риторика: для высших и сред. учеб. завед. / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов н/Д: Феникс, 1995. С. 86-104. · Львов М. Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособие для студ. вузов / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2003. С. 76-92. · Орфоэпический словарь русского языка. Желательно издание после 2000 г. · Используйте данные портала «Грамота.ру» или «www.slovary.ru».
|