Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из книги ''Сильсилят аль-Ахадис ад-Да'ифа '' (951-2) шейха аль-Албани
1. «Когда он говорил ''Амин'', молящиеся позади него тоже говорили ''Амин''(, произнося это слово) так, что в мечети становилось очень шумно».
Насколько нам известно, хадис, приводимый в вышеупомянутой формулировке, безоснователен. Ибн Хаджар указал в ''Тальхис аль-Хабир'' (стр. 90): «Я не нахожу этот хадис в такой формулировке, но его смысл передает Ибн Маджа в хадисе от Бишра ибн Рафи'».
2. «Когда он читал: ﻦ ﻴ ﻟ ﺎ ﻀ ﻟ ﺍ ﻻ ﻭ ﻢ ﻬ ﻴ ﻠ ﻋ ﺏ ﻮ ﻀ ﻐ ﻤ ﻟ ﺍ ﺮ ﻴ ﻏ
'' Не тех, которые навлекли на себя Гнев Твой и не тех, которые находятся в заблуждении '', то (по окончании) говорил ‘‘Амин’’ так, что находившиеся рядом с ним в первом ряду могли слышать это [, и мечеть сотрясалась от этого]».
Да'иф (слабый хадис). Приводят Ибн Маджа (1/281) и Абу Дауд без дополнения в квадратных скобках (1/148), оба через Бишра ибн Рафи' от Абу Абдуллаха, двоюродного брата Абу Хурайры, от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Ибн Хаджар указал в ''Тальхис'' (стр. 90): «Бишр ибн Рафи' является слабым (передатчиком); говорят, что двоюродный брат Абу Хурайры– неизвестный (передатчик), однако Ибн Хиббан назвал его надежным (передатчиком)». Аль -Бусайри указал в ''Аз-Зава'ид'' (56/1): «Это слабый иснад; состояние Абу Абдуллаха неизвестно; (Имам) Ахмад назвал Бишра слабым (передатчиком), а Ибн Хиббан высказался о Бишре следующим образом: ''Он передавал вымышленные сообщения''». В хадисе № 2 содержится лишь часть смысла хадиса под № 1, т.е. ‘‘Амин’’ в нем произносит только имам. Что касается произнесения ‘‘Амин’’ молящимися позади (имама), то это может подразумеваться под фразой ''и мечеть сотрясалась от этого (звука)'', однако (если рассматривать этот) хадис в буквальном смысле (, то он) подразумевает, что причиной тому стало слово ‘‘Амин’’, произнесенное Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!).
3. «Когда он заканчивал читать Мать Корана (т.е. суру ''аль-Фатиха'' – прим. переводчика), то возвышал свой голос и говорил ‘‘Амин’’».
Да'иф (слабый хадис). Приводят ад-Даракутни, аль-Хаким и аль-Байхаки.
Все вышеперечисленные источники (в сборниках ад-Даракутни, аль-Хакима и аль-Байхаки) содержат Исхака ибн Ибрахима ибн аль-'Аля' аз-Зубайди, также известного как Ибн Зибрик, который является слабым (передатчиком): Абу Хатим сказал: «Старик, ничем дурным не отличался»; Ибн Ма'ин о нем отзывался хорошо; ан-Наса'и о нем сказал: «Ненадежный (передатчик)»; Мухаммад ибн 'Ауф сказал: «У меня нет сомнений, что Исхак ибн Зибрик лгал».Однако этот хадис в такой формулировке является правильным по смыслу, так как его подкрепляет хадис от Ва'иля ибн Худжра с достоверной цепочкой передатчиков. [Поскольку текст этого хадиса совсем не указывает на то, что молящиеся позади имама произносили ‘‘Амин’’, его неправильно рассматривать как разновидность хадиса под № 2, как это делал аш-Шавкани]. Единственной подержкой для хадиса № 1 может послужить следующий хадис, приводимый (имамом) аш-Шафи'и в своем «Муснаде» (1/76) через Муслима ибн Халида от Ибн Джурайджа от 'Ата', который сообщил:
4. «Я слышал, как имамы Ибн аз-Зубайр и остальные после него говорили ‘‘Амин’’, и находящиеся позади говорили ‘‘Амин’’, пока в мечети не раздавалось эхо».
У этого хадиса имеются два недостатка: (1) Слабость (в качестве передатчика) Муслима ибн Халида аз-Занджи; Ибн Хаджар сказал о нем: ''Он правдив, но часто ошибался''.
(2) '' 'Ан'ана '' 677 Ибн Джубайра, который был '' мудаллясом '' 678
4.1. «Мне встретились двести сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) в этой самой Мечети (т.е. в Заповедной Мечети Мекки– Масджид аль-Харам): когда имам прочитывал: ﻦ ﻴ ﻟ ﺎ ﻀ ﻟ ﺍ ﻻ ﻭ
«И не тех, которые находятся в заблуждении», они возвышали свои голоса при произнесении ‘‘Амин’’ (в другой версии говорится: «Я слышал громоподобный звук, когда они произносили ‘‘Амин’’»)». Приводят аль-Байхаки (2/59) и Ибн Хиббан в «Ас-Сикат» (2/74); альтернативную версию привел аль-Байхаки. Этого человека по имени Халид упомянул Ибн Аби Хатим (1/2/355-6), однако он не сказал ни о его надежности, ни о его слабости в качестве передатчика. Ибн Хиббан включил его в число надежных передатчиков, однако Ибн Хиббан широко известен тем, что при подобных обстоятельствах он не проявлял должной строгости, поэтому я не довольствуюсь тем, что это сообщение является достоверным. Причина
677 Глагол '' 'ан'ана '' –''передавать что-либо со слов нескольких лиц, каждый из которых передал данное сообщение со слов предыдущего, т.е. говорить «со слов, со слов»''. ''В качестве термина (образованное от глагола '' 'ан'ана '') слово '' му'ан'ан '' используется для обозначения такого хадиса, в котором приводятся слова передатчика «Такой-то передал со слов такого-то…»''. 678 Прим. переводчика: слово '' мудалляс '' образовано от глагола '' далляса '' – ''утаивать недостаток товара от покупателя''. ''В качестве термина (образованное от этого глагола) слово '' тадлис '' служит для обозначения утаивания недостатка иснада и его внешнего приукрашения, что по сути своей является подтасовкой''.
этого заключается в том, что Ибн Джурайдж на самом деле взял этот хадис от него (т.е. от Халида ибн Аби Ануфа – прим. переводчика), что, в свою очередь, составляет лишь один спорный путь; если нет, то мы тем самым не знаем от кого Ибн Джурайдж взял этот хадис. Похоже, что Имам аш-Шафи'и сам не был удовлетворен достоверностью этого сообщения, потому что в отношении его он занимал противоположную позицию. Так, в «Аль-Умм» (1/95) он говорит: «Таким образом, когда имам заканчивает читать Мать Книги, он произносит ‘‘Амин’’, возвышая свой голос, чтобы молящиеся позади него могли последовать его примеру: когда он произносит это (т.е. ‘‘Амин’’-прим. переводчика), они то же самое произносят про себя, и мне не нравится, чтобы они это произносили вслух». Поэтому если бы вышеупомянутое сообщение от сподвижников было достоверным с точки зрения Имама аш-Шафи'и, то он не высказался бы против их практики. Итак, (было) похоже, что самого правильного мнения по этому вопросу придерживается шафиитский мазхаб: имаму, а не молящимся позади него, следует вслух произносить ‘‘Амин’’. А Аллаху это ведомо лучше! Однако затем я обнаружил, что в своем ''Сахихе'' аль-Бухари приводит (только) текст сообщения от Ибн аз-Зубайра (в форме '' му'алляк '' 679), указывая на него со всей определенностью. Ибн Хаджар в ''Фатх аль-Бари'' (2/208) пишет: «Соединяющий иснад (этого сообщения) приводит 'Абд ар-Раззак от Ибн Джурайджа, от 'Аты. Он (т.е. Ибн Джурайдж) сказал: «Я его спросил: «Ибн аз-Зубайр произносил ‘‘Амин’’, завершая (читать) Мать Книги?» Он ответил: «Да, и находящиеся позади него также произносили ‘‘Амин’’, пока в мечети не раздавалось эхо». Затем он сказал: ''Поистине, ‘‘Амин’’ – это мольба''». Это сообщение приводит 'Абд ар-Раззак в ''Аль-Мусаннафе'' (2640/2) и через этот же путь - Ибн Хазм в ''Аль-
Мухалле'' (3/364). В этом сообщении Ибн Джурайдж разъяснил, что он взял его непосредственно (букв. лицом к лицу – прим. переводчика) от 'Аты, поэтому мы уверены в отсутствии здесь ''тадлиса'' 680. Таким образом, сообщение; возможноотИбн, он азна-Зубайрасамомнадежноделевзялустанавливаетэтотхадисяот. Халида ибн Аби Ануфа, который передал его в следующемТочнотаквидежеусотанавливается'Аты: сообщение и от Абу Хурайры, передаваемое от
Абу Рафи':
5. «Абу Хурайра призывал на намаз Марвана ибн аль-Хакама681, предварительно поставив условие, что последний не дойдет до слов: ﻦ ﻴ ﻟ ﺎ ﻀ ﻟ ﺍ ﻻ ﻭ '' И не тех, которые находятся в заблуждении'', - пока он не будет знать, что Абу Хурайра уже присоединился к молитвенному ряду. Поэтому когда Марван прочитывал: ﻻ ﻭ ﻦ ﻴ ﻟ ﺎ ﻀ ﻟ ﺍ '' И не тех, которые находятся в заблуждении '', - Абу Хурайра протяжно произносил ‘‘Амин’’. Он также сказал: ''Когда ‘‘Амин’’ тех, кто (обитает) на земле, совпадает с ''амином'' тех, кто (обитает) на небесах, они получают прощение''.
Приводит аль-Байхаки (2/59); иснад этого сообщения достоверен. Таким образом, поскольку ничто противоречащее произнесению вслух ‘‘Амин’’ Абу Хурайрой и Ибн аз-Зубайром не установлено от других сподвижников, их сообщения должны быть приняты. До настоящего времени мне не известно ни одного сообщения, которое противоречило бы этому. А Аллаху всё это ведомо лучше!
679 Прим. переводчика: про сообщения в форме '' му'алляк '', приводимые в ''Сахихах'' аль-Бухари и Муслима, см. примечание к Приложению № 2. 680 Прим. переводчика: см. примечание к слову '' мудалляс ''.
681 Прим. переводчика: правитель Медины; затем один из халифов династии Омейадов.
|