Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мольбы, обращаемые к Аллаху перед произнесением слов приветствия, и её различные формы
Он (да благословит его Аллах и приветствует!) обращался к Аллаху с различными мольбами в своём намазе646, произнося каждую мольбу в разное время; он также утвердил взывание к Аллаху с иными мольбами и «велел молящемуся выбрать ту из них, которую тот пожелает»647. Эти мольбы приводятся ниже:
ﻚ ﺑ ﺫ ﻮ ﻋ ﺃ ﻭ ، ﻝ ﺎ ﺟ ﺪ ﻟ ﺍ ﺢ ﻴ ﺴ ﻤ ﻟ ﺍ ﺔ ﻨ ﺘ ﻓ ﻦ ﻣ ﻚ ﺑ ﺫ ﻮ ﻋ ﺃ ﻭ ، ﺮ ﺒ ﻘ ﻟ ﺍ ﺏ ﺍ ﺬ ﻋ ﻦ ﻣ ﻚ ﺑ ﺫ ﻮ ﻋ ﺃ ﻲ ﻧ ﺇ! ﻢ ﻬ ﻠ ﻟ ﺍ -1 ﻡ ﺮ ﻐ ﻤ ﻟ ﺍ ﻭ ﻢ ﺛ ﺄ ﻤ ﻟ ﺍ ﻦ ﻣ ﻚ ﺑ ﺫ ﻮ ﻋ ﺃ ﻲ ﻧ ﺇ! ﻢ ﻬ ﻠ ﻟ ﺍ ، ﺕ ﺎ ﻤ ﻤ ﻟ ﺍ ﻭ ﺎ ﻴ ﺤ ﻤ ﻟ ﺍ ﺔ ﻨ ﺘ ﻓ ﻦ ﻣ
Аллахумма, инни а’узу би-кя мин ‘азаби-ль-кабри, ва а’узу би-кя мин фитнати-ль-Масихи-д-Даджали, ва а’узу би-кя мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати. Аллахумма, инни а’узу би-кя мин аль-ма’сами ва-ль-маграм
1. «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений могилы, и я прибегаю к Твоей защите от искушений Антихриста и я прибегаю к Твоей защите от искушений жизни и смерти. О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от греха648 и от долга649» 650. 643 Передали Муслим, Абу ‘Авана, ан-Наса'и и Ибн аль-Джаруд в книге ''Аль-Мунтака'' (27). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ''Аль-Ирва' '' (350). 644 Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
645 Муслим и Абу ‘Авана. 646 Поистине, мы не сказали в «своём ташаххуде», потому что в самом тексте указано: «в своём намазе», не выделяя конкретно ташуххуд или что-либо иное. Тем самым, это охватывает всевозможные положения (во время намаза), подходящие для произнесения мольбы, например, земной поклон и ташаххуд, а о велении обращаться к Аллаху в этих двух положениях было упомянуто ранее.
647 Аль-Бухари и Муслим. Аль-Асрам сказал: «Я спросил (Имама) Ахмада: «С какими (мольбами) мне следут обращаться к Аллаху после ташахудда?» Он ответил: «С теми, что передаются в хадисах». Я спросил: «А разве Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) не сказал: ''Затем пусть выберет любую мольбу, которую пожелает''?» Он ответил: «Ему следует выбирать из того, что передаётся в хадисах». Я повторил ему свой вопрос. Он (снова) ответил: «Из того, что передаётся в хадисах». Это сообщение приводит Ибн Таймиййа в ''Маджму' аль-Фатава'' (69/218/1), одобрив его (т.е. высказывание Имама Ахмада) и добавив: «Таким образом, слова ''любая мольба'' относятся именно к тем мольбам, которые любит Аллах, а не к любого вида мольбам…»; затем он сказал: «Тем самым, лучше всего произносить узаконенные, установленные в Сунне мольбы, которые передаются в (достоверных) хадисах, а также те мольбы, которые заключают в себе благо». Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. переводчика) говорю: это так, однако, распознание того, какие мольбы действительно заключают в себе благо, зависит от достоверного знания, а его редко у кого можно обнаружить, поэтому лучше всего придерживаться той мольбы, что передаётся (в хадисах), особенно если она содержит в себе просьбу, с которой молящийся желает обратиться к Аллаху. А Аллаху всё это ведомо лучше! 648 Слово '' ма'сам '' означает то, что заставляет человека грешить, либо сам грех.
саллям], [ва ас’алю-кя] ма кадайта ли мин амрин ан тадж‘аля ‘акибата-ху [ли] рушдан
«О Аллах, я прошу у Тебя о всяком благе [нынешнем и будущем], о котором я знаю, и о котором я не знаю. И я прибегаю к Твоей защите от всякого зла [нынешнего и будущего], о котором я знаю, и о котором я не знаю. И я прошу Тебя [в другой версии хадиса: О Аллах, поистине, я прошу Тебя] о Рае и о тех словах или делах, которые приближают к нему; и я прибегаю к Твоей защите от Огня и от тех слов или дел, которые приближают к нему. И я прошу Тебя [в другой версии хадиса: О Аллах, поистине, я прошу Тебя] о том благе, о котором просил Тебя Твой раб и Твой Посланник [Мухаммад, и я прибегаю к Твоей защите от зла того, от чего просил Твоей защиты Твой раб и Твой Посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует! ], [и я прошу Тебя] сделать так, чтобы исход дела, которое Ты предрешил [для меня], был праведным»656.
7. Он (да благословит его Аллах и приветствует!) спросил одного человека: «Что ты говоришь, когда молишься?» Тот ответил: «Я говорю слова свидетельства (т.е. читаю ташаххуд), затем прошу Аллаха о Рае и прибегаю к Его защите от Огня. Однако, клянусь Аллахом, то, о чем я прошу про себя (дандана 657) не такое же хорошее, как у тебя или Му'аза! '' Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) ответил: '' Мы просим то же самое''658.
8. (Однажды) он (да благословит его Аллах и приветствует!) услышал, как один человек произносил в своём ташаххуде следующие слова:
، ﺪ ﻟ ﻮ ﻳ ﻢ ﻟ ﻭ ﺪ ﻠ ﻳ ﻢ ﻟ ﻱ ﺬ ﻟ ﺍ ﺩ ﻢ ﺼ ﻟ ﺍ ﺪ ﺣ ﻷ ﺍ [ﺪ ﺣ ﺍ ﻮ ﻟ ﺍ ] (ﻟ ﻠ ہ: ﺔ ﻳ ﺍ ﻭ ﺭ ﻲ ﻓ ﻭ) ﷲ ﺎ ﻳ ﻚ ﻟ ﺄ ﺳ ﺃ ﻲ ﻧ ﺇ! ﻢ ﻬ ﻠ ﻟ ﺍ -8 ﻢ ﻴ ﺣ ﺮ ﻟ ﺍ ﺭ ﻮ ﻔ ﻐ ﻟ ﺍ ﺖ ﻧ ﺃ ﻚ ﻧ ﺇ ، ﻲ ﺑ ﻮ ﻧ ﺫ ﻲ ﻟ ﺮ ﻔ ﻐ ﺗ ﻥ ﺃ! ﺪ ﺣ ﺃ ً ﺍ ﻮ ﻔ ﻛ ﻪ ﻟ ﻦ ﻜ ﻳ ﻢ ﻟ ﻭ
Аллахумма, инни ас’алю-кя, йа Аллаху, [в другой версии: би-Лляхи ] [аль-Вахиду, ] аль-Ахаду, ас-Самаду аллязи лям йалид ва лям йулад ва лям йакуль-ля-ху куфуван ахад, - ан тагфира ли зунуби, инна-кя Анта-ль-Гафуру-р-Рахим!
«О Аллах, поистине, я прошу Тебя, о Аллах, ведь Ты – [Единственный, ] Единый, Вечный, Который не рождал и не был рожден и Которому не был равен никто, - простить мне грехи мои, поистине, Ты - Прощающий, Милосердный!». Он (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Он прощён, он прощён!»659.
9. Он (да благословит его Аллах и приветствует!) услышал, как другой человек, говорил в своём ташаххуде:
656 Передали Ахмад, ат-Тайалиси, аль-Бухари в ''Аль-Адаб аль-Муфрад'', Ибн Маджа и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Этот хадис приводится в ''Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха'' (1542).
657 '' Дандана '' – говорить так, что интонация слышна, однако слова трудно разобрать. В данном случае подразумеваются слова мольбы, которые произносятся тихо. Последнее высказывание означает следующее: ''Наши слова схожи с твоими''.
658 Абу Дауд, Ибн Мад жа и Ибн Хузайма (1/87/1) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. 659 Абу Дауд, ан-Наса'и, Ахмад и Ибн Хузайма. Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. [ ﺎ ﻳ ] ، [ﻥ ﺎ ﻨ ﻤ ﻟ ﺍ ] ، [ ﻚ ﻟ ﻚ ﻳ ﺮ ﺷ ﻻ ﻙ ﺪ ﺣ ﻭ ] ﺖ ﻧ ﺃ ﻻ ﺇ ﻪ ﻟ ﺇ ﻻ ، ﺪ ﻤ ﺤ ﻟ ﺍ ﻚ ﻟ ﻥ ﺄ ﺑ ﻚ ﻟ ﺄ ﺳ ﺃ ﻲ ﻧ ﺇ! ﻢ ﻬ ﻠ ﻟ ﺍ -9 ، ﺔ ﻨ ﺠ ﻟ ﺍ ] [ﻚ ﻟ ﺄ ﺳ ﺃ ﻲ ﻧ ﺇ ]! ﻡ ﻮ ﻴ ﻗ ﺎ ﻳ ﻲ ﺣ ﺎ ﻳ! ﻡ ﺍ ﺮ ﻛ ﻹ ﺍ ﻭ ﻝ ﻼ ﺠ ﻟ ﺍ ﺍ ﺫ ﺎ ﻳ! ﺽ ﺭ ﻷ ﺍ ﻭ ﺕ ﺍ ﻭ ﺎ ﻤ ﺴ ﻟ ﺍ ﻊ ﻳ ﺪ ﺑ [ﺭ ﺎ ﻨ ﻟ ﺍ ﻦ ﻣ ﻚ ﺑ ﺫ ﻮ ﻋ ﺃ ﻭ
Аллахумма, инни ас’алю-кя би-анна ля-кя-ль-хамду, ля иляха илля Анта [вахда-кя ля шарикя ля-кя], [аль-Маннану], [йа] бади' а-с-самавати ва-ль-арди, йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам, йа хаййу йа каййум! [Инни ас’алю-кя-] [-ль-джанната, ва а’узу би-кя мин ан-нар]
«О Аллах, поистине, я прошу Тебя, поскольку Тебе воздаётся хвала, нет божества, кроме Тебя, [ и нет у Тебя сотоварища, ] [Всемилостивый, ] [о] Творец небес и земли, о Обладатель величия и Почитаемый, о Живой, о Вечносущий! [Поистине, я прошу Тебя] [о Рае и прибегаю к Твоей защите от Огня! ]» [Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) спросил своих сподвижников: «Вы знаете, посредством чего он воззвал к Аллаху?» Они ответили: «Аллаху и Его Посланнику это ведомо лучше». Тогда он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, ] Он обратился к Аллаху по Его Великому [в другом хадисе сообщается: ''…Величайшему''] Имени660,
посредством которого, если к Нему взывают с мольбами – Он отвечает, а если Его о чём-либо просят – Он дарует»661.
10. Последней мольбой, которую он произносил между ташаххудом и словами приветсвия (таслим), была следующей:
ﺖ ﻧ ﺃ ﺎ ﻣ ﻭ ، ﺖ ﻓ ﺮ ﺳ ﺃ ﺎ ﻣ ﻭ ، ﺖ ﻨ ﻠ ﻋ ﺃ ﺎ ﻣ ﻭ ، ﺕ ﺭ ﺮ ﺳ ﺃ ﺎ ﻣ ﻭ ، ﺕ ﺮ ﺧ ﺃ ﺎ ﻣ ﻭ ، ﺖ ﻣ ﺪ ﻗ ﺎ ﻣ ﺮ ﻔ ﻏ ﺍ! ﻢ ﻬ ﻠ ﻟ ﺍ -10 ﺖ ﻧ ﺃ ﻻ ﺇ ﻪ ﻟ ﺇ ﻻ ، ﺮ ﺧ ﺆ ﻤ ﻟ ﺍ ﺖ ﻧ ﺃ ﻭ ، ﻡ ﺪ ﻘ ﻤ ﻟ ﺍ ﺖ ﻧ ﺃ ، ﻲ ﻨ ﻣ ﻪ ﺑ ﻢ ﻠ ﻋ ﺃ
660 Здесь содержится свидетельство тавассуля (приближения) к Аллаху посредством Его Прекраснейших Имён и Атрибутов, и это является именно тем, что велел совершать Всевышний
«Есть у Аллаха Прекраснейшие Имена, так обращайтесь же к Нему по ним (этим Именам) » (Сура ''Преграды'', аят 180).
Что же касается приближения к Аллаху посредством чего-либо иного, к примеру, ради кого-либо или ради права, положения, достоинства и т. п. кого-либо иного, то на этот счёт от Имама Абу Ханифы (да будет милостив к нему Аллах!) и его соратников передаётся, что подобное действие по меньшей мере является порицаемым (макрух), а в общем смысле поступать так строго запрещено (харам). Поэтому, прискорбно наблюдать, как большинство людей, а среди них и многие шейхи, полностью пренебрегают единодушно узаконенным тавассулем – вы никогда не услышите, чтобы они приближались к Аллаху именно посредством данного способа – и в то же время они сохраняют выдуманные формы тавассуля, которые по меньшей мере являются противоречащими (Шариату), и настойчиво соблюдают их, как будто никакой иной способ не дозволен! Шейх уль-Ислам Ибн Таймиййа написал очень хороший труд по этой теме, который называется '' Ат-Тавассуль ва Аль-Василя'' («Приближение к Аллаху и средства достижения этого»). Следует ознакомиться с этой работой, поскольку она затрагивает очень важный вопрос, и с ней мало что может сравниться относительно освещения данной тематики. Этому вопросу посвящена и моя статья под названием '' Тавассуль – его формы и правила'', которая также актуальна тем, что касается затронутой здесь темы и её содержания. Кроме того, в ней опровергаются некоторые ложные представления, получившие особо широкое распространение в последнее время благодаря некоторым современникам, которые имеют докторскую степень. Да выведет Аллах нас и их на истинный Путь!
661 Абу Дауд, ан-Наса'и, Ахмад, аль-Бухари в ''Аль-Адаб аль-Муфрад'', ат-Табарани и Ибн Мандах в ''Ат-Таухид'' (44/2, 67/1, 70/1-2) приводят этот хадис через достоверные цепочки передатчиков.
Аллахумма, -гфир ли ма каддамту, ва ма аххарту, ва ма асрарту, ва ма а'лянту, ва ма асрафту, ва ма Анта а' ляму бихи мин-ни, Анта-ль-Мукаддыму, ва Анта-ль-Муаххиру, ля иляха илля Анта
«О Аллах, прости мне то, что я совершил прежде и то, что оставил на потом, что я совершил тайно, что совершил явно, то, в чем я преступил границы, и то, о чем Ты знаешь лучше меня! Ты – Выдвигающий вперёд и Ты – Отодвигающий, и нет божества, кроме Тебя!» 662.
Произнесение приветствия (таслим)
Затем «он (да благословит его Аллах и приветствует!) произносил слова приветствия (, поворачивая голову) направо:
ﷲ ﺔ ﻤ ﺣ ﺭ ﻭ ﻢ ﻜ ﻴ ﻠ ﻋ ﻡ ﻼ ﺴ ﻟ ﺍ
Ас-саляму ‘аляйкум ва рахмату-Ллах (''Мир вам и милость А ллаха'') [так, что
(молящимся позади него) была видна белизна его правой щеки], а затем налево:
ﷲ ﺔ ﻤ ﺣ ﺭ ﻭ ﻢ ﻜ ﻴ ﻠ ﻋ ﻡ ﻼ ﺴ ﻟ ﺍ
Ас-саляму ‘аляйкум ва рахмату-Ллах (''Мир вам и милость Аллаха'') [так, что (молящимся позади него) была видна белизна его левой щеки]663.
Иногда он добавлял следующие слова в первом приветствии:
ﻪ ﺗ ﺎ ﻛ ﺮ ﺑ ﻭ
ва баракяту-ху (…и Его благословения)664.
«Когда (, повернув голову направо,) он произносил ﷲ ﺔ ﻤ ﺣ ﺭ ﻭ ﻢ ﻜ ﻴ ﻠ ﻋ ﻡ ﻼ ﺴ ﻟ ﺍ Ас-саляму ‘аляйкум ва рахмату-Ллах (''Мир вам и милость Аллаха''), то иногда(приповороте своей головы) налево он сокращал приветсвие до слов:
ﻢ ﻜ ﻴ ﻠ ﻋ ﻡ ﻼ ﺴ ﻟ ﺍ
Ас-саляму ‘аляйкум (''Мир вам'')»665.
Иногда «он произносил приветствие «Ас-саляму ‘аляйкум (''Мир вам'')» только один раз [перед собой, чуть повернув голову направо] [либо немного (, повернув голову направо)]»666.
662 Муслим и Абу ‘Авана.
663 Передали Муслим, Абу Дауд, ан-Наса'и и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным. 664 Абу Дауд и Ибн Хузайма (1/87/2) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Этот хадис также назвал достоверным Абд аль-Хакк в своей книге ''Аль-Ахкам'' (56/2), равно как ан-Навави и Ибн Хаджар. Этот хадис также приводят через другой путь передатчиков Абд ар-Раззак в своей книге ''Мусаннаф'' (2/219), Абу Йа'ля в ''Аль-Муснад'' (3/1253), ат-Табарани в ''Му'джам аль-Кябир'' (3/67/2) и ''Му'джам аль-Аусат'' (4476) и ад-Даракутни.
665 Ан-Наса'и, Ахмад и ас-Сирадж приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. «Они (т.е. сподвижники) жестикулировали своими руками при произнесении слов приветствия направо и налево. Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) увидел их, он сказал: «Что с вами? Почему вы размахиваете своими руками, как строптивые лошади (размахивают) хвостами?! Когда кто-нибудь из вас произносит слова приветствия (таслим), то пусть он повернется к своему товарищу, а не указывает рукой». [И когда они совершили вместе с ним (следующий) намаз, то уже (руками) не жестикулировали](В другом хадисе сообщается): «Поистине, достаточно, если каждый из вас положит свою руку на бедро, а затем поприветствует своих братьев, находящихся справа и слева»667.
Об обязательности произнесения приветствия (таслим)
Он (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «…а выход из него (намаза) – таслим»668.
Заключение
Всё, что было упомянуто выше о том, как совершал намаз Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), относится равным образом как к мужчинам, так и к женщинам, поскольку в Сунне не сделано каких-либо исключений для женщин относительно того, что было приведено (в данной книге); по сути, общий характер его высказывания: «Совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я», включает в себя и женщин. Этот взгляд разделял Ибрахим ан-Нах'и, который сказал: «Действия женщины во время намаза такие же, как у мужчины». Это высказывание приводит Ибн Аби Шайба (1/75/2) через достоверную цепочку передатчиков, восходящую к нему.
Также аль-Бухари в «Ат-Тарих ас-Сагир» (стр. 95) сообщил через достоверную цепочку передатчиков от Умм ад-Дарды, что ''она усаживалась во время намаза так же, как и мужчина, а она прекрасно разбиралась в религии (факиха)''. Хадис, в котором сообщается, что при совершении земного поклона женщине следует прижимать руки к телу (индимам), и что в этом она поступает не так, как мужчина, передаётся в форме '' мурсаль '' и не является достоверным. Абу Дауд в «Аль-Марасиль» (117/87) приводит этот хадис со слов Йазида ибн Аби Хабиба. Этот хадис содержится в книге «Ад-Даи'фа» (2652). Что же касается сообщения Имама Ахмада, приведенного в книге его сына Абдуллаха «Аль-Маса'иль» (стр.71) со слов Ибн 'Умара, который велел своим жён садиться скрестив ноги во время намаза, то его цепочка передатчиков недостоверна, поскольку она содержит в себе 'Абдуллаха ибн 'Умара аль-'Амри, который является слабым (да'иф) передатчиком.
666Ибн Хузайма, аль-Байхаки, ад-Дийа' в ''Аль-Мухтара'', Абд аль-Гани аль-Макдиси в ''Ас-Сунан'' (243/1) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков; его также передали Ахмад, ат-Табарани в ''Му'джам аль-Аусат'' (32/2), аль-Байхаки и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласились аз-Захаби и Ибн аль-Мулаккин (29/1). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ''Аль-Ирва''' (№327).
667 Муслим, Абу ‘Авана, ас-Сирадж, Ибн Хузайма и ат-Табарани. Примечание: (секта) ''ибадитов'' исказила этот хадис: их учёный Раби' привёл этот хадис в своём недостоверном ''Муснаде'' в иной формулировке, дабы оправдать свой взгляд, заключающийся в том, что поднятие рук при произнесении такбира делает намаз недействительным! Тот хадис в их формулировке является подложным, как я разъяснил в ''Ад-Да'ифа'' (6044)
668 Аль-Хаким и аз-Захаби назвали этот хадис достоверным. Полностью этот хадис приводится в разделе ''Такбир, открывающий намаз (такбират аль-ихрам)''.
***
Это является последним из того, что удалось собрать относительно описания намаза Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), начиная с произнесения такбира и заканчивая произнесением таслима. Я прошу Всевышнего Аллаха сделать этот труд искренним пред Его Благословенным Ликом и руководством, ведущим к Сунне Своего сострадательного и милосердного Пророка! «Слава Аллаху и хвала Ему! Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе! Свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние!» «О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада и ниспошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как Ты благословил и ниспослал благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный Хвалы, Славный!».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|