Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умение ориентироваться в окружающем пространстве.






Эта задача осуществляется на основе специально организованных наблюдений и практических действий учащихся, формирования прочного дифференцирования левой и правой руки, направлений движения справа налево и наоборот. С опорой на эти навыки строится вся работа по изучению взаимного расположения предметов.

Упражнения на определение расположения предметов в пространстве являются на первоначальном этапе обучения элементом каждого урока. Постепенно дети учатся располагать различные предметы в пространстве, ориентируясь на словесные указания. Это происходит не только во время коррекционных занятий с логопедом, но и на всех других (на уроках математики, русского языка, рисования), во внеурочное время, во время физкультурных минуток, различных игр.

Для того чтобы сформировать у школьников умение ориентироваться в пространстве, необходимо научить их воспроизводить те или иные пространственные отношения между предметами как по словесному указанию, так и по образцу – в объёмном пространстве и на ограниченной плоскости (на парте, на доске, наборном полотне, листе бумаги).

В связи с этим полезно вначале разобрать пример тех или иных отношений между предметами, направить их внимание на запоминание соответствующих слов для обозначения этих отношений, а затем провести практические упражнения на воссоздание аналогичной ситуации и активное употребление указанных слов.

Например, для уточнения и закрепления понятий «верх-низ», «правая и левая стороны» можно использовать таблицу, на которой в середине изображен класс, вверху нарисованы букварь, тетрадь, учебник по математике, справа – пенал, слева – цветные карандаши, а внизу – краски и кисть, пластилин и альбом для рисования. Поскольку понятия «верх-низ» так называемые парные, их необходимо отрабатывать одновременно, т.е. в данном случае нужно показать детям верхнюю и нижнюю части таблицы, рассмотреть, что в каждой из них нарисовано. Разобрав, как расположены на рисунке предметы, дети выполняют задания по инструкции логопеда: «Положите на парте справа – ручку, слева – карандаш. Что у вас лежит справа, а что слева?» Затем дети определяют пространственное расположение между 2-3 предметами или их изображениями: «Где лежит ручка? Как она расположена по отношению к карандашу?»

При выполнении всех заданий надо требовать от учащихся не только осмысления взаимного положения предметов, но и объяснения их словами.

Образец точного словесного обозначения того или иного пространственного положения предметов даёт учитель, так как в словарном запасе детей такие слова почти отсутствуют.

Объясняя расположение одного предмета по отношению к другим, дети должны пользоваться соответствующими словами:

– вверху-внизу, слева-справа, спереди-сзади;

– угол верхний, нижний, левый, правый;

– сторона правая, левая, верхняя, нижняя;

– середина квадрата, прямоугольника, круга;

– друг за другом, между, напротив, в одном ряду, над (под) другим.

Заканчивается работа на данном этапе определением сторон объекта и определением линейной последовательности предметного ряда предметов, находящихся напротив, слева или справа от объекта. Данные дидактические задачи могут быть решены через игровые действия — см. приложения№13-№17.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал