Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конструкция, материалы и технологические процессы изготовления валов ГТД
Конструкция валов. Валы турбины и компрессора предназначены для передачи крутящего момента и передачи усилий ротора на опоры двигателя. Они являются наиболее ответственными деталями двигателей, работают с большими нагрузками и с высокой частотой вращения. Поэтому к их прочности, точности, сбалансированности и массе предъявляются высокие требования. Обеспечение этих требований приводит к значительному усложнению конструкции валов и технологии их изготовления, относительно высокой трудоемкости. Необходимость уменьшения массы приводит к усложнению формы валов, заставляет делать их пустотелыми и тонкостенными. Внешние поверхности валов турбин (рис. 221, а, б) и компрессоров (рис. 221, в) (в двухвальных ГТД их называют вал турбины высокого давления (ТВД) и вал турбины низкого давления (ТНД)) представляют собой различные сочетания гладких шеек, шлицев, резьбы зубчатых колес, фланцев и т.п. Фланцы некоторых валов часто имеют внутренние или торцевые шлицы, отверстия под крепежные болты. Форма осевых отверстий задается в основном из условий равнопрочности детали, поэтому они бывают прямыми, ступенчатыми, сферическими и другой формы. Большинство валов, кроме осевых, имеют и радиальные отверстия для подвода масла из внутренней полости к наружным трущимся поверхностям. Технические условия на изготовление валов. Тяжелые условия работы валов определяют высокие требования к точности их обработки, которые характеризуются следующими величинами: Точность рабочих шеек — 6..7 квалитет, а нерабочих — 8... 12 квалитет; Отклонение геометрической формы рабочих шеек допускается в пределах 0, 005...0, 02 мм, а нерабочих — 0, 1...0, 04 мм; Биение рабочих шеек относительно друг друга допускается в пределах 0, 01..0, 04 мм; Взаимное биение рабочих и нерабочих шеек допускается в пределах 0, 05.. 0.2 мм; Точность сопрягаемых отверстий 5...7 квалитет; Точность осевых отверстий 8... 11 квалитет; Разностенность (см. рис. 221) — не более 0, 1 мм; Точность резьбы 6...7 квалитет; Точность шлицев 6...7 квалитет; Шероховатость рабочих поверхностей Ra = 1.25...0, 16 мк, а остальных Ra ~ 5... 1, 25 мкм. Некоторые валы статически и динамически балансируются с высокой точностью (остаточный дисбаланс 20...40 г • см).
Рис. 221. Валы
Рабочие поверхности валов часто цементируют на глубину от 0, 7 до 1, 2 мм. Твердость цементируемых поверхностей HRC г 58. В некоторых случаях рабочие поверхности валов азотируют. Глубина азотируемого слоя колеблется в пределах 0, 6...0, 9 мм, а твердость HRC = 65. Дефекты поверхностного слоя (трещины, надиры, риски и прижоги) на валах турбины и компрессора не допускаются. Материалы валов. Для изготовления валов компрессора и турбины применяются высококачественные легированные стали и сплавы. Для двигателей второго и третьего поколений чаще всего применялись для валов компрессоров хромоникелевые стали 18ХНВА, 12ХНЗА, 40ХНМА и мартенситные теплостойкие нержавеющие стали 13X11Н2В2МФА (ЭИ961Ш), 1Х12Н2МФАБ (ЭП517) и для валов турбин - сплавы ХН73МБТЮ (ЭИ698), НХ77ТЮ (ЭИ437А), ХН77ТЮР (ЭИ437БУВД); для двигателей четвертого и пятого поколений - 1Х15НМФАБК4 (ЭП866), Х12НМБФ (ЭП609Ш) (валы компрессоров) и ХН70МВТЮБ (ЭИ598), ХН77ТЮ (ЭИ437А), ЭП741НП (валы турбин). Технологичность конструкции валов. Технологичность валов ГТД определяется в основном длиной вала, сложностью конфигурации наружных и внутренних поверхностей, наличием удобных подходов режущего инструмента при их обработке и видом заготовки. Высоколегируемые сплавы, из которых изготавливают валы турбин, обладают низкой обрабатываемостью резанием. Получение заготовок с малыми припусками, как правило, невозможно. Валы турбины более чем вдвое длиннее валов компрессора. Внутренняя полость валов турбины обычно имеет ступенчатый профиль с удобными подходами режущего инструмента для ее обработки. Рассмотрим основные рекомендации по технологичности конструкции валов ГТД с трех точек зрения: получения заготовок, термической и механической обработок. Заготовки валов ГТД получают горячим деформированием и ротационным выдавливанием. Технологичность валов из штампованных заготовок. Конструкторам следует стремиться к тому, чтобы штампованные и кованые валы не имели сложной геометрической формы и резких переходов от сечения к сечению. Вал технологичной конструкции имеет небольшой диаметр фланца по сравнению с диаметром его стержня. Заготовку такого вала с фланцем диаметром до 300 мм можно получить высадкой на горизонтально-ковочной машине (ГКМ) из прессованного прутка или бесшовной трубы. Расход металла при штамповке вала этим способом минимальный. Если заготовку этого вала изготовить из прутка, то КИМ = 0, 15, а из бесшовной трубы — 0, 3. Точность изготовления при высадке выше.
|