Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ассоциация Рециклинга Отходов
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВУ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
https://ekogradmoscow.ru/novosti/otkrytoe-pismo-ministerstvu-ekonomicheskogo-razvitiya-rossijskoj-federatsii
О ситуации с принятием нормативно-правовых актов во исполнение положений Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ) и становлении отходоперерабатывающей индустрии в Российской Федерации 29 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ, в соответствии с которым вступил в действие Федеральный Закон № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и иные законодательные акты» (далее – Закон). Более 30 подзаконных актов должны были быть разработаны и приняты до конца текущего года. Большинство проектов нормативно-правовых актов разработаны Минприроды РФ и Минстроем РФ и в соответствии в установленном порядке проходят процедуры публичного обсуждения, согласования, оценки регулирующего воздействия и пр. процедуры, представлены разработчиками на согласование. Безусловно, ввиду сжатых сроков, предоставленных разработчикам, сложностью и важностью регулируемых отношений, предлагается множество поправок к проектам документов, но к настоящему времени по вопросам регулирования обращения с отходами вступили в силу только Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»), Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (вместе с «Правилами взимания экологического сбора») и Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».
Большинство из подготовленных ранее проектов нормативно-правовых актов не прошли процедуру оценки регулирующего воздействия, которую проводит Минэкономразвития Российской Федерации. Наибольшие сложности возникли в процессе согласования проектов нормативов утилизации продукции и ставок экологического сбора. Создаётся впечатление, что разработчики не проявляют должной решительности в противодействии усилиям юридических служб отдельных производителей и импортёров продукции, имеющих целью не оказание содействия рабочим группам, которые сформированы профильными Министерствами (Минприроды и Минстроем) для грамотной разработки взвешенных нормативно-правовых актов с учетом интересов всех субъектов правоотношений, а затормозить процесс введения расширенной ответственности производителей и импортеров за утилизацию продукции в конце жизненного цикла, которая, в первую очередь, предполагает построение отходоперерабатывающей индустрии в Российской Федерации.
При этом нормотворческий процесс по установлению нормативов утилизации и размеров экологического сбора основан на специально подготовленных научных разработках и аналитических материалах Высшей школы экономики, Института экономики, энергетики и ЖКХ которые обосновали размеры ставок экологического сбора, на которые были потрачены значительные бюджетные средства, была проведена очень серьёзная работа. Однако, это не принимается во внимание Минэкономразвития, которым проекты нормативно-правовых актов по надуманным основаниям возвращаются на доработку, способствует введению моратория на уплату экологического сбора до 2019 года. Поручение Председателя Правительства по итогам совещания от 1 июня 2015 года содержит именно такое предложение, к нему постоянно апеллируют и производители (импортеры), и Минэкономразвития.
23 октября текущего года Минэкономразвития представило очередное Заключение № 30314-ЕЕ/Д26и «Об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров», которое вновь направлено не на оказание содействия разработчикам нормативно-правовых актов об установлении научно-обоснованных ставок экологического сбора и нормативов утилизации, а на выражение критических замечаний профильного Департамента Минэкономразвития по разработанным документам, и, в конечном итоге, на обоснование необходимости введение моратория до 1 января 2019 года.
Всё это происходит на фоне того, что Министерство промышленности и торговли РФ, в соответствии с положением о Министерстве заняло принципиальную позицию, направленную на формирование в России отходоперерабатывающей индустрии и всячески поддерживает позицию высшего руководства страны, изложенную в Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года о необходимости предупреждения и сокращения образования отходов, их вовлечения в повторный хозяйственный оборот посредством использования образовавшихся отходов путём переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга и пр., развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды, установления ответственности производителей за экологически безопасное удаление произведенной ими продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими свои потребительские свойства, повышения экологической и социальной ответственности бизнеса; стимулирования деятельности по сбору, сортировке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей.
Проведены предварительные экономические расчёты, которые демонстрируют, что скорейшее становление и развитие индустрии глубокой переработки отходов позволит повысить уровень занятости населения и увеличит объём налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.
Переработчики отходов предпринимают значительные усилия, направленные на достижение договорённостей с производителями продукции о постепенном, но без моратория, введении нормативно-правовых актов по расширению ответственности производителей и на проведение совместных пилотных проектов по построению системы управления отходами как на региональных, так и на федеральном уровнях. Задача по построению отходоперерабатывающей индустрии была поставлена Президентом РФ еще в 2008 году, и её важность неоднократно подчёркивалась в итоговых документах Госсовета РФ в 2010-2012 годах и в Поручениях Президента РФ в последующие годы, и в настоящее время созданы максимально благоприятные условия для её выполнения, и этот шанс нельзя упустить.
17 октября 2015 года вступило в силу Постановление от 08.10.2015 № 1073 об уплате экологического сбора с 2015 года. Однако, его действие не возможно без принятия постановлений Правительства РФ «Об установлении ставок экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств» и «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров (продукции), в том числе потребительской упаковки таких товаров (продукции), после утраты потребительских свойств».
Разработанными Минприроды РФ проектами этих постановлений предусмотрено, что на 2015 год установлены нормативы утилизации со ставкой 0%, позволяющие производителям и импортерам продукции, подлежащей утилизации, направить свои усилия, вместо противостояния введению экологического сбора или отстаивания своей позиции по установлению моратория до 2019 года, на ознакомление с банком данных наилучших доступных технологий по переработке отходов и мероприятий по их внедрению, определение объемов финансирования для создания перерабатывающих отходы производств, поиск источников инвестиций.
Производители и импортеры ярко демонстрируют свое противодействие решению экологических вопросов в России на основании требований Закона. Однако при внимательном взгляде выясняется, что позицию введения моратория и постоянных отсрочек отстаивают только отделы связей с госорганами и общественностью транснациональных корпораций. В то же время их подразделения, отвечающие за производство и промышленную безопасность, уже начали внедрять схемы обращения с отходами, привлекая переработчиков. В Европе и Азии эти корпорации давно выполняют аналогичные требования законодательства и, более того, инвестируют в перерабатывающие мощности. Возникает вопрос: чьи интересы отстаивает Департамент ОРВ Минэкономразвития? И не пора ли вспомнить о том, что Департамент – подразделение государственного органа, который призван укреплять и развивать отечественный бизнес, в том числе бизнес переработчиков отходов?
Устранение всех замечаний, изложенные в Заключении Минэкономразвития РФ от 23 октября 2015 года и доработка проектов нормативно-правовых актов, возможно в короткие сроки посредством привлечения к работе межведомственных комиссий представителей бизнеса (как производителей (импортеров), так и переработчиков).
Транснациональные корпорации-производители продукции, которые настаивают на введении в РФ моратория на уплату экологического сбора в течение длительного срока, безусловно, принимают и исполняют аналогичные проектным требования законодательства иностранных государств, на территории которых они осуществляют свою деятельность. Они не хотят смириться с тем, что Россия встаёт на путь цивилизованного построения отходоперерабатывающей индустрии.
Специальные правила расширенной ответственности производителей за результат своей деятельности при ведении бизнеса, применяемые в других странах, должны быть законодательно установлены и соблюдаемы и в России. Ни в одной европейской стране, применяющей принцип расширенной ответственности производителей, не предусматривался столь длительный мораторий на уплату экологического сбора со ставкой 0%, который Минэкономразвития РФ, в угоду производителям и импортерам, предлагает установить в России. В мировой практике применение законодательства об ответственности производителей за результат своей деятельности следует непосредственно после принятия соответствующего закона с установлением на начальных этапах минимальной, но не нулевой ставки. В этой связи целесообразно учесть богатый опыт многих стран.
Организации, осуществляющие деятельность по переработке отходов, демонстрируют готовность к сотрудничеству с производителями; заинтересованность в ускорении решения проблем переработки отходов выражает общественность. Производителям предоставлена уникальная возможность самостоятельной, без уплаты экологического сбора, утилизации отходов, в том числе посредством построения договорных отношений с перерабатывающими отходы предприятиями. Ставки экологического сбора, которые полгода разрабатывались Высшей школой экономики с участием профессионального сообщества, ниже тех, что применяются по аналогичным товарам в Европе.
Ассоциация Рециклинга Отходов
Ассоциация содействия восстановлению и переработке шин «Шиноэкология»
|