![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация и контроль исполнения управленческих решений
Процесс принятия управленческих решений многосторонен, представляет собой последовательность этапов и процедур, связанных между собой прямыми и обратными связями. Содержание процесса во многом будет зависеть от квалификации лица, принимающего решение, его стиля, ситуации и культуры организации. Важной задачей руководителя является выявление сильных сторон и ограничений, выбор оптимального варианта с учетом возникшей ситуации. Наиболее общий подход к процессу принятия управленческого решения состоит в выборе определенной процедуры и в выполнении необходимых действий: 1) постановка проблемы. На этом этапе выявляется и описывается проблемная ситуация, которую предстоит решать. Очень важным моментом является определение границ, масштабов и уровня распространения проблемы и проблемной ситуации, ее новизны, источников возникновения, степени полноты и достоверности информации; 2) разработка вариантов решения. Этап разработки вариантов начинается со сбора и обработки информации о потенциальных ресурсах организации, которые могут потребоваться для реализации решения, формирования ограничений, установления действий, устраняющие причины проблемы. Ограничениями могут выступать так же законы, директивные акты, которые руководитель не может изменить; 3) принятие решения. На этом этапе определяется, формируется и производится оценка всех альтернативных вариантов решения проблемы по установленным критериям с учетом выявленных ранее ограничений, отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями; 4) организация выполнения решения. Суть этого этапа сводится к доведению решения до исполнителей, с указанием ответственного лица, сроков выполнения и методов для выполнения решения. В конечном счете ценность решения и состоит в том, чтобы оно было осуществлено; 5) контроль за исполнением решения. Он сводится к выявлению возможных отклонений не только от намеченного плана выполнения, но и недостатков самого решения, требующего корректировки. Поэтому контрольную функцию рекомендуется осуществлять на всех этапах процесса принятия и реализации управленческих решений, установить надлежащую обратную связь между субъектом и объектом управления, которая позволит сравнить фактические результаты с планируемым. Можно выделить и другие функции, которые решаются с помощью контроля: 1) диагностическая — главная, ведущая функция контроля. Кто бы ни проверял, какие бы задачи ни ставились, в любом случае сначала нужно четко представить себе подлинное состояние дел, т. е. поставить диагноз; 2) без функции обратной связи, поступающей руководителю о ходе выполнения поставленных задач, он, по сути, выпускает из рук бразды правления, лишается возможности оказывать влияние на ход работы; 3) ориентирующая функция контроля, которая проявляется в том, что те вопросы, которые чаще контролируются начальником, как бы сами собой приобретают особое значение в сознании исполнителей, направляют их усилия в первую очередь на объект повышенного внимания руководителя. Вопросы, которые выпадают из поля зрения руководителя, не решаются подчиненными; 4) стимулирующая функция, которая близка к ориентирующей, но с ней не совпадает. Если ориентирующая функция контроля при умелом руководстве держит в поле зрения работы, то стимулирующая нацелена на выполнение и вовлечение в процесс труда всех неиспользованных резервов и в первую очередь резервов человеческого фактора; 5) корректирующая функция, связанная с теми уточнениями, которые вносятся в решения на основе материалов контроля. Здесь складывается сложная психологическая ситуация: руководитель полагает, что он проверяет работу подчиненного, на самом же деле последний уже проверил на практике эффективность решения руководителя. Словом, контроль уже, можно сказать, состоялся, причем по самому надежному критерию — по соответствию решения практике; В практике управления организацией применяются три основные разновидности контроля: 1) предварительный — предшествует принятию окончательного решения. Его цель — дать более глубокое обоснование принимаемого решения; 2) текущий, с его помощью вносятся коррективы в процесс исполнения принятых решений; 3) последующий — служит для проверки эффективности принятия решений.
|