![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Направления подготовки к семейной жизни
Подготовка детей с ограниченными возможностями к семейной жизни условно может быть разделена на три отдельных, хотя и связанных между собой направления: 1. стихийное (спонтанное) формирование знаний и умений, необходимых для интеграции, в том числе, и полноценной жизни в семье; 2. специально организованная работа по развитию навыков независимой жизни, в том числе такая работа будет включать и освоение умений, необходимых для семейной жизни; 3. направленное вмешательство специалистов в освоение ребенком пространства семейной жизни. Первое направление предполагает, что семейная ситуация ребенка складывается самым позитивным образом: его родители демонстрируют привязанность и заботу к ребенку, друг другу, другим членам семьи; семья успешно справляется с кризисами развития и становится для ребенка ресурсом; отношения в семье выстроены на основе баланса привязанности и независимости. Основными показателями хорошего родительства становятся: ■ забота о базовых потребностях ребенка; ■ обеспечение безопасности, физической и психологической; ■ эмоциональное тепло; ■ стимуляция детского развития; ■ управление и установка границ; ■ стабильность. Возникает вопрос: так ли часто специалисты наблюдают успешное родительство безотносительно состояния здоровья и развития ребенка? Думается, что нет. Неслучайно в обиход семейных психологов и психотерапевтов введены термины «функциональная семья» и «дисфункциональная семья». Наиболее подробные характеристики и техники выявления, помощи дисфункциональным семьям приведены в пособии Валентины Москаленко «Зависимость: семейная болезнь». Важно понять и то, что семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями, имеет ряд трудностей, которые требуют специально организованной работы с самой семьей. Риск стать дисфункциональной семьей, т.е. семьей, которая не только не выполняет своих функций, но и подтачивает ресурсы каждого из своих членов, в семье с ребенком, имеющим особые нужды, высок. Таким образом, уже для первого направления подготовки ребенка к семейной жизни требуется организация того или иного вида психосоциальной помощи. Зарубежные исследователи подчеркивают необходимость комплексной подготовки детей групп риска (проживающих в интернатских учреждениях, имеющих ограничения в развитии, оказавшихся в ситуации заброшенности или насилия). Чем ограниченнее ресурсы ребенка (внешние и внутренние) тем большее значение приобретают 2 и 3 направления в подготовке к семейной жизни, хотя роль первого не исключается. Однако направления и формы работы с детьми не исчерпывают всех ориентиров в планировании и осуществлении подготовки к семейной жизни. Важнейшим критерием эффективности подобной работы становится соотнесение задач подготовки ребенка к семейной жизни и его ресурсной базы. Стратегия и содержание вмешательства определяются в соответствие с потребностями ребенка, опосредованными его развитием; способностью родителей удовлетворять нужды ребенка; факторами среды и семьи. 1.2. Социальное положение семей с детьми-инвалидами Анализ социального положения семей с детьми-инвалидами. Социально-демографические характеристики семей. Информированность родителей. Социально-экономическое положение семей. Социально-психологический климат в семьях. Сложности ухода за детьми-инвалидами. Ресурсы и барьеры семейной жизни
|