Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-демографические характеристики семей






При планировании социальной работы с семьями необходимо учитывать как минимум три типа социально-демографических характеристик семей: социально-демографический состав и тип семей; возраст и образование родителей детей-инвалидов; возраст и реабилитационный потенциал детей-инвалидов. Социально-демографический состав содержит информацию о размере семей, в том числе о количестве иждивенцев и работоспособных членов, осуществляющих уход за детьми-инвалидами. Тип семей позволяет разделить семьи на полные, состоящие из родителей в разводе, вдовые, матерей одиночек, опекунские. В первую очередь следует обращать внимание на факторы, осложняющие процессы воспитания детей-инвалидов, приводящие к возникновению сложных жизненных ситуаций. Они могут возникать в семьях, нуждающихся в получении посторонней помощи по уходу, например, в семьях с одним родителем, с детьми младшего возраста, включая ребенка-инвалида, а также другими членами семей, требующими заботы и внимания по причине пожилого возраста и потери трудоспособности.

Следует иметь в виду, что по данным социологических исследований, в большинстве семей родители детей-инвалидов проживают отдельно от других родственников (72% семей). Таким образом, именно на них ложится основная нагрузка по уходу и воспитанию. 44% полных семей и 40% неполных семей с детьми-инвалидами, имеют в своем составе вторых и третьих детей, которые также требуют заботы и внимания. Примерно пятая часть семей имеет в своем составе других инвалидов - 21%. Среди них больше всего лиц старшего возраста (бабушек и дедушек) - 10%, есть другие дети-инвалиды 4%, а также сами родители - 7%. Третья часть детей-инвалидов воспитываются только одним родителем (32% неполных семей).

Возраст и образование родителей являются факторами, определяющими возможности семей в воспитании детей-инвалидов, в том числе готовность принимать участие в проведении коррекционно-воспитательной работы. По этой причине программы поддержки семейного воспитания детей-инвалидов, предполагающие участие родителей, следует проводить с учетом их возраста и уровня образования в каждой отдельно взятой семье.

Исследования показывают, что чем выше образование матерей, тем более успешно они овладевают навыками коррекционной работы. Среди них больше тех, кто имеет высокую степень владения соответствующими навыками, меньше тех, кто не владеет совсем. Среди матерей со средним образованием, напротив, больше тех, кто не владеет навыками коррекционной работы. Следовательно, женщинам с низким уровнем образования требуются более детальные обучающие программы и усиленная поддержка со стороны медико-социальных служб.

В целом, обучение родителей основным навыкам по проведению коррекционно-воспитательной и педагогической работы является весьма актуальным. Несмотря на декларируемую готовность большинства из них проводить специальные занятия с детьми, только 21% родителей имеют высокий уровень подготовки, большинство - низкий и 25% не владеют совсем.

Сложности семейного воспитания детей-инвалидов возникают в зависимости от их возраста и реабилитационного потенциала. Возрастной состав детей-инвалидов имеет определенную структуру, в составе которой дети-инвалиды распределяются на четыре основные группы с рождения до 18 лет.

Согласно данным Министерства труда и социального развития РФ, в возрастной структуре детей-инвалидов самой многочисленной является группа 10-14 лет (47%); второй по численности - дети 5-9 лет (29%); третьей - дети в возрасте 0-4 года (14%).[5]

Показатели реабилитационного потенциала включают в себя данные о состоянии здоровья и ограничениях жизнедеятельности детей-инвалидов. Поскольку дети не разделяются по группам инвалидности трудно провести сравнительную оценку их жизнедеятельности. Вместе с тем, в качестве интегрального показателя возможно использование данных их " реабилитационного потенциала", которые устанавливаются экспертами Бюро медико-социальной экспертизы и используются в программах реабилитации.

Реабилитационный потенциал характеризует степень способности инвалида к взаимодействию с социальной средой, а также комплекс его биологических и психологических характеристик. Он разделяется на три уровня: высокий, удовлетворительный и низкий.[6] Медицинская оценка уровня реабилитационного потенциала основывается на показателях ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов и степени их выраженности.

Согласно данным исследований 69% детей-инвалидов имеют удовлетворительный реабилитационный потенциал, чуть менее трети (28%) -низкий и около 3% - высокий.

Использование показателей реабилитационного потенциала и возраста детей-инвалидов позволяет планировать социальную работу с семьями с учетом влияния этих данных на процессы воспитания, а также рассматривать его развитие в зависимости от социально-демографических характеристик семей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал