![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОСНОВЫ рыночного механизма. Спрос и предложение
1. Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. 2. Условия возникновения рын ка: · общественное разделение труда; · экономическая обособленность производителей; · самостоятельность производителя. 3. Основные признаки рынка: · нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить; · нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать; · нерегулируемая цена – цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения. 4. Главные функции рынка · посредническая – соединение производителей товаров и их потребителей; · ценообразования – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара; · информационая – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары; · регулирующая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли; · санирующая (оздоровительная) – предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств. 5. Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования
6. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков. ü С точки зрения действующего законодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой); ü По товарам и услугам: · потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг; · средств производства; · рабочей силы; · инвестиций, т.е. долгосрочных вложений; · иностранных валют; · ценных бумаг (фондовые биржи); · научно-технических разработок и инноваций; · информации. ü По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный ü По типу конкуренции: · чистой (свободной) конкуренции · несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии 7. Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства · конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности; · наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов); · функционирование инфраструктуры рынка (обеспечение движения товарных, денежных, трудовых и информационных потоков). 8. Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.
- Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые) Формы монополий и их основные признаки
9. Конкуренция (позднелат. – concurentia, от concurrere – сталкиваться) – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов. Можно выделить типы конкуренций, основанные на частной собственности: - простых товаропроизводителей - единичных капиталов - монополий - национальных капиталов - интернациональных капиталов
|