![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объемы потребления основных видов строительных материалов на душу населения в Российской Федерации в период до 2030 года
Отрасль отличается высокой концентрацией (свыше 60% мощностей сосредоточены в Европейской части России), что определяется приоритетами строительного комплекса. Поставка строительной продукции в регионы Сибири и Дальнего Востока железнодорожным транспортом связана со значительными финансовыми издержками (эффективное плечо транспортировки – не более 600 км). При этом строительные материалы составляют 25% от общего объема перевозок. В последние годы в связи с ростом тарифов на железнодорожные перевозки и срывом поставок продукции из-за недопоставки вагонов производители строительных материалов переходят на транспортировку продукции автомобильным транспортом. К рискам, влияющим на развитие производства строительных материалов, относятся: высокая энергоемкость производства, и, как следствие, ограничения по обеспечению топливно-энергетическими ресурсами; недостаточная обеспеченность специализированным вагонным парком (хоппер-цементовозами, полуплатформами для перевозки нерудных строительных материалов); длительные сроки согласования и получения исходно-разрешительной документации для строительства новых объектов и развития сырьевой базы; высокая конкуренция между производителями вследствие высокой концентрации производства в основных секторах; низкая доля инновационной составляющей в выпускаемой продукции; рост ставок по кредитам в условиях медленного оборота собственных средств; высокие темпы роста цен на жилье, превышающие темпы роста доходов населения и снижающие оборачиваемость средств, вложенных в строительство; устаревшие данные на разведанные месторождения сырьевой базы. Сырьевая база для производства строительных материалов относится к общераспространенным сырьевым ресурсам и находится в ведении региональных и муниципальных органов власти. В последнее время намечается тенденция дефицита нерудных строительных материалов (щебень, песок, гравий), что связано с выработкой действующих месторождений, а также невозможностью использования разведанных месторождений, так как земельные участки над ними уже освоены. Использование в качестве сырьевой базы технологических отходов других производств в большинстве случаев не представляется возможным в связи с высокими ценами на такое сырье, значительно снижающими рентабельность производства. Из-за отставания развития сырьевой базы и нехватки современных производственных мощностей в среднесрочной перспективе возможно увеличение импорта, объем которого ограничен пропускной способностью пограничных терминалов. Развитие промышленности строительных материалов сдерживается недостаточным объемом привлеченных инвестиций в наращивание технического потенциала (около 1, 5% в общем объеме инвестиций в основной капитал). Как правило, на развитие производства используются собственные средства предприятий. Отраслевая структура роста инвестиций свидетельствует о том, что в предстоящий период среди крупных отраслей наибольший рост капиталовложений может быть достигнут именно в промышленности строительных материалов. Продукция отрасли потребляется в основном на внутреннем рынке, доля экспорта отечественных материалов составляет не более 6% от общего объема производства за счет приграничной торговли. Однако в среднесрочный период объем экспорта будет зависеть от объемов строительных работ как в странах СНГ, так и странах дальнего зарубежья. Так, страны ближнего зарубежья будут закупать более качественные или более дешевые строительные материалы из стран дальнего зарубежья. Развитие промышленности строительных материалов возможно за счет: повышения качества и объемов выпускаемой продукции с одновременным снижением затрат на ее производство за счет реконструкции и модернизации существующих предприятий, а также ввода новых производств; внедрения в производство перспективных научно-технических и технологических разработок; выпуска на отечественных машиностроительных предприятиях технологического оборудования, обеспечивающего производство строительных материалов, соответствующих требованиям нормативной и технической документации; перевод технологического оборудования на альтернативные виды топлива; усиления антимонопольного регулирования.
|