![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прогнозирование занятости населения
Потеря работы, как правило, означает для человека переход в низшую социальную группу по качеству, уровню жизни. Невостребованность на рынке труда оказывает сильное влияние на моральное состояние человека, на криминогенную обстановку в обществе. Политика государства на рынке труда направлена на обеспечение рациональной структуры занятости, достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, развитие кадрового потенциала, совершенствование системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности трудовых ресурсов. В этих целях намечаются меры по структурной перестройке экономики, стимулированию производства, поддержке отечественных производителей, оздоровлению финансового состояния предприятий. Общеэкономическую, бюджетную и кредитную политику предусматривается в большей степени ориентировать на повышение инвестиционной активности и реализацию важнейших целевых инвестиционных программ, на поощрение иностранных инвестиций для создания новых рабочих мест. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9% (табл. 6.9). В настоящее время более 6, 5 млн чел. не имеют занятия, но активно его ищут. Почти 2, 7 млн чел. зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных, растет длительность безработицы. Изменилась отраслевая структура занятости — уменьшилось число работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности, несколько возросла занятость в социально-культурных отраслях. Имеют место структурные сдвиги в пользу добывающих отраслей. Отраслевые изменения обострили региональные проблемы занятости. В 47 субъектах Российской Федерации безработица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица. Кардинально поменялась структура занятых по формам собственности — в настоящее время треть работающих заняты в частном секторе экономики. Таблица 6.9 Численность занятого населения, тыс. чел.; %
Более 4 млн чел. работают неполное время или находятся в вынужденных отпусках. Во многом это связано со стремлением администраций предприятий и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации одержать массовую безработицу. Развивается вторичная и самостоятельная занятость, в том числе в теневом секторе экономики. Для преодоления негативных явлений в сфере занятости на федеральном и региональном уровнях предполагается: Ø проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости; Ø разработка на основе прогнозов социально-экономического развития генеральной схемы создания рабочих мест; Ø введение системы стимулирования предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда; Ø совершенствование механизма привлечения иностранной рабочей силы, обеспечивающего приоритетное право российских граждан на занятие вакантных мест, в том числе за счет установления квоты, соответствующей возможностям российского и региональных рынков труда; Ø разработка специальных программ по стабилизации занятости в регионах с кризисной ситуацией, монопромышленных городах, районах Крайнего Севера. Способность рынка труда к саморегулированию незначительна. Поэтому главным направлением государственной политики в трудовой сфере является формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранения кадрового потенциала, опережающее предотвращение роста безработицы. Для этого на основе демографического прогноза определяется общая потребность в рабочих местах, потребность отраслей, регионов исходя из общеэкономических тенденций развития страны. Данные о потребности в рабочих местах служат базой для построения генеральной схемы создания рабочих мест в региональном и отраслевом разрезах. Она разрабатывается Минтрудом РФ и Минэкономики РФ и учитывается при формировании федеральных целевых программ, проведении инвестиционных конкурсов, при составлении программ профессиональной подготовки кадров, трудоустройства безработных. В рамках генеральной схемы создания рабочих мест определяются: Ø сложившаяся и рациональная структура занятости населения; Ø общая, региональная, отраслевая потребность в рабочих местах; Ø основные направления содействия занятости. Генеральная схема утверждается Правительством РФ. Оно также ежегодно утверждает перечень федеральных (региональных) целевых программ, в которые включаются конкретные задания по созданию рабочих мест с учетом генеральной схемы. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ составляют перечень городов, в которых ситуация с занятостью и уровнем жизни населения приобрела критический характер и разрабатывают специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест. При составлении генеральной схемы и федеральных (региональных) целевых программ принимаются во внимание стоимость создания и сохранения рабочего места, состояние региональных рынков труда, необходимость организации производства конкурентной продукции, другие условия, оказывающие влияние на решение проблемы занятости. Для обеспечения занятости и сохранения кадрового потенциала в случаях, когда сокращение персонала превышает 10% от общего количества работающих, на госпредприятиях разрабатываются с участием органов службы занятости социальные планы, предусматривающие меры по защите от безработицы. Проводится социальная экспертиза федеральных целевых программ и инвестиционных проектов по критерию влияния на создание и сохранение рабочих мест. Ответьте на вопросы 1. Какие существуют показатели и факторы изменения уровня жизни? 2. Что представляет собой баланс денежных доходов и расходов населения и какова его роль в прогнозировании? 3. Какие существуют социальные гарантии государства населению? 4. Каковы перспективы развития образования, здравоохранения, культуры? 5. Каковы перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства? 6. В чем состоит роль нормативов в прогнозировании социальной сферы? 7. Перечислите факторы повышения занятости населения. 8. Охарактеризуйте генеральную схему создания рабочих мест. Глава 7. Программно-целевое планирование
|