![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Распределение средств, предназначенных для финансовой поддержки депрессивных регионов
Планирование снижения государственного долга и дефицита бюджета
Для обеспечения капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики, и для покрытия текущих бюджетных расходов используются государственные займы. Заемные средства привлекают и федеральное Правительство, и органы власти субъектов РФ. В зависимости от источника получения различают внутренние (от резидентов) и внешние (от нерезидентов) займы; соответственно образуется внутренний и внешний долг. Внутренний долг государства представляет собой обязательства федерального правительства перед резидентами — юридическими и физическими лицами. К ним относятся кредиты, полученные Правительством РФ, займы в форме ценных бумаг, выпущенных от имени Правительства РФ, другие обязательства в денежной форме. Привлекаемые государством из иностранных источников Кредиты (займы) составляют финансовые обязательства России как заемщика или гаранта их погашения другими заемщиками и образуют государственный внешний долг (табл. 10.3). В структуре внешних заимствований сокращается доля связанных кредитов, предоставляемых на условиях покупки товаров и услуг, производимых в странах-кредиторах. Так, если в 1992 г. было получено 12 млрд долл. США связанных кредитов, то в 1994 г. — 3, 2 млрд долл., а в 1997 г. — 2, 4 млрд долл. Предельный размер государственных внешних заимствований не должен, как правило, превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга. Он утверждается на планируемый год федеральным законом. Страны Западной Европы все активней кредитуют республики и области России, минуя правительство страны. В 1998 г. 16 регионов выразили готовность выступить заемщиками на мировых рынках капитала. Многие ведущие компании РФ также все чаще обращаются напрямую к внешним кредитам. В январе 1998 г. «ЛУКойл», например, получил восьмилетний заем со стороны «АБИ АМРО», «Ситибанка» и других банков в сумме 1, 5 млрд долл. США. Ранее такие кредиты получил «Газпром[41]». Привлечение больших кредитов, переориентация на них отечественной финансовой системы создают опасный дестабилизирующий потенциал. Таблица 10.4 Заимствования России за рубежом в 1997 году [42]
Бюджетный дефицит — это сумма денег, на которую за данный год расходы правительства превосходят его доходы. Он может быть связан с необходимостью планового осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики; возникновением чрезвычайных обстоятельств; отражением кризисных явлений в экономике. Дефицит бюджета присущ многим странам, в том числе и с развитой рыночной экономикой. Однако в условиях относительно устойчивого положения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательные финансовые показатели. Различные формы государственного займа, как внутреннего, так и внешнего, могут использоваться для покрытия бюджетного дефицита. Внутренним источником покрытия бюджетного дефицита в России широко использовались денежная эмиссия (в 1990— 1995 гг.), а с 1995 г. — государственные ценные бумаги — ГКО, ОФЗ, государственные сберегательные займы и пр. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат международные кредиты (займы): в 1997 г. на это направлено 23% средств нерезидентов против 11% в 1996 г. В программу сокращения дефицита федерального бюджета на 1998—2000 гг., утвержденную постановлением Правительства РФ, заложены меры по увеличению доходов за счет совершенствования налоговой системы на основе введения в действие Налогового кодекса РФ, сокращению расходов федерального бюджета с учетом приоритетов финансирования производственной и социальной сфер. Программа предусматривает полное обеспечение доходами федерального бюджета расходов, за исключением выплаты процентов по государственному долгу. Ее реализация позволит оптимизировать объем государственных заимствований и ограничить расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга РФ. Ответьте на вопросы 1. Дайте понятие и раскройте структуру государственных финансов. 2. В чем сущность системы государственного финансового планирования? 3. Каков порядок разработки и утверждения государственного бюджета? 4. Как осуществляется планирование государственных доходов? 5. Как осуществляется планирование государственных расходов? 6. Каков порядок образования и использования средств Бюджета развития? 7. Назовите принципы межбюджетных отношений. 8. Как происходит планирование финансовой помощи регионам? 9. Каков порядок образования и использования фонда финансовой поддержки регионов? 10. Что понимается под государственным долгом и какие существуют пути его уменьшения? 11.Какие имеются резервы снижения дефицита государственного бюджета?
Литература 1. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ: Закон, 20 июля 1995, № 115-ФЗ //Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 30. — Ст. 2871. 2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 1998. 3. Багриновский КА., Рубцов В.А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: Учеб. пособие. — М., 1992. 4. Бизнес-план инвестиционного проекта. — М.: Экспертное бюро, 1997. 5. Бизнес-план фирмы. — М.: Гном-Пресс, 1997. 6. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. — М.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. 7. Гусейнов Р. История экономики России. — Новосибирск: ЮКЭЛ, 1998. 8. Идрисов А.Б. и др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — М.: Филинъ, 1997. 9. Колпина Л.Г., Марочкина В.М. Финансовые планы предприятий. - Минск, 1997. 10. Кондратьев Н.Д. Избранные произведения. — М.: Экономика, 1993. 11. Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика. — М., 1997. 12. Макроэкономика: Учеб. пособие /Под ред. И.П. Николаевой. — М.: Финстатинформ, 1999. 13. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование регионального развития России.-М.: Наука, 1995. 14. Мотышина М.C. Методы социально-экономического прогнозирования.: Учеб. пособие. — Спб., 1994. 15. Самуэльсон П. Экономика. Т. 1, 2. - М.: НПО «Алгон» 1994. 16. Сорос Д. Кризис мирового капитализма. — М.: Инфра-М 1999. ' 17. Стратегическое планирование: Учебник /Под ред. ЭА Уткина. — М.: Тандем, 1998. 18. Теория предвидения и будущее России: Сборник /Кондратьевские чтения. — М., 1997. 19. Хорее Л.Г. Основы государственной экономической политики. Учебник. — М.: БЕК, 1997.
Учебное пособие Морозова Татьяна Глебовна, Пикулькин Александр Васильевич,
|