Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аддиктология как наука о зависимостиСтр 1 из 16Следующая ⇒
В настоящее время в мире сформировалось представление о сфере зависимостей как отдельной области знаний - аддиктология. Зависимость рассматривается как хроническое заболевание, характеризующееся компульсивным (неконтролируемым, приступообразным) поведением при отсутствии адекватного отношения к негативным последствиям такого поведения. Феномен зависимости рассматривается философами, социологами, психологами не только применительно к отдельной личности, но и к обществу в целом, которое порождает факторы и причины, способствующие формированию различных видов зависимостей. Аддиктология, как наука, предназначена не только изучать механизмы, лежащие в основе построения процесса выздоровления зависимых людей, но и выдвигать новые гипотезы, строить научные теории с целью внедрения новых знаний в научно-практическую деятельность. Данное научное направление складывается на основе целого ряда известных в психологии и философии теорий и концепций. Вот некоторые из них. Био-психо-социо-духовная модель химической зависимости (концепция G.L. Engel). Концепция предлагает многоуровневый подход к анализу психосоматических нарушений. Является теоретическим антагонистом «биомедицинского подхода», не учитывающего психологический и духовный уровень функционирования человека. Признание и изучение био-психо-социо-духовной природы химической зависимости позволяет объединить существующие способы помощи с целостной программой реабилитации по модели выздоровления, основанной на знании как природы зависимости, так и закономерностей выздоровления. С целью преодоления этого разрыва выделяется несколько приоритетных направлений для научно-исследовательской работы в области аддиктологии: · разработка теоретических оснований психологии зависимостей; · развитие методологических оснований построения программ реабилитации для людей с аддиктивными формами поведения и методического арсенала для успешной реализации целей реабилитации; · разработка стандартов образования, моделей и программ обучения аддиктологов и превентологов - специалистов нового поколения в области терапии и профилактики зависимостей (в рамках повышения квалификации и переподготовки специалистов).
· рассмотрение зависимости в рамках целостной био-психо-социо-духовной модели, что сопровождается процессом изменения отношения как к самому явлению зависимости, так и к зависимому человеку, способам оказания профессиональной помощи и к оценке роли специалиста в организации процесса профилактики, реабилитации и социального сопровождения зависимых лиц; · создание условий для личностного роста слушателей и применения ими принципов здорового образа жизни для элиминации двойного стандарта и сознательного отказа от употребления веществ, изменяющих сознание, что является этическим требованием к специалистам в области реабилитации и профилактики зависимостей.
|