Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аддиктология как наука о зависимости






В настоящее время в мире сформировалось представление о сфере зависимостей как отдельной области знаний - аддиктология.

Зависимость рассматривается как хроническое заболевание, характеризующееся компульсивным (неконтролируемым, приступообразным) поведением при отсутствии адекватного отношения к негативным последствиям такого поведения. Феномен зависимости рассматривается философами, социологами, психологами не только применительно к отдельной личности, но и к обществу в целом, которое порождает факторы и причины, способствующие формированию различных видов зависимостей.

Аддиктология, как наука, предназначена не только изучать механизмы, лежащие в основе построения процесса выздоровления зависимых людей, но и выдвигать новые гипотезы, строить научные теории с целью внедрения новых знаний в научно-практическую деятельность. Данное научное направление складывается на основе целого ряда известных в психологии и философии теорий и концепций. Вот некоторые из них.

Био-психо-социо-духовная модель химической зависимости (концепция G.L. Engel). Концепция предлагает многоуровневый подход к анализу психосоматических нарушений. Является теоретическим антагонистом «биомедицинского подхода», не учитывающего психологический и духовный уровень функционирования человека. Признание и изучение био-психо-социо-духовной природы химической зависимости позволяет объединить существующие способы помощи с целостной программой реабилитации по модели выздоровления, основанной на знании как природы зависимости, так и закономерностей выздоровления.

С целью преодоления этого разрыва выделяется несколько приоритетных направлений для научно-исследовательской работы в области аддиктологии:

· разработка теоретических оснований психологии зависимостей;

· развитие методологических оснований построения программ реабилитации для людей с аддиктивными формами поведения и методического арсенала для успешной реализации целей реабилитации;

· разработка стандартов образования, моделей и программ обучения аддиктологов и превентологов - специалистов нового поколения в области терапии и профилактики зависимостей (в рамках повышения квалификации и переподготовки специалистов).


Программы «Аддиктология» и «Превентология» опираются на новую образовательную парадигму:

· рассмотрение зависимости в рамках целостной био-психо-социо-духовной модели, что сопровождается процессом изменения отношения как к самому явлению зависимости, так и к зависимому человеку, способам оказания профессиональной помощи и к оценке роли специалиста в организации процесса профилактики, реабилитации и социального сопровождения зависимых лиц;

· создание условий для личностного роста слушателей и применения ими принципов здорового образа жизни для элиминации двойного стандарта и сознательного отказа от употребления веществ, изменяющих сознание, что является этическим требованием к специалистам в области реабилитации и профилактики зависимостей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал