Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обьяснительные подходы к девеантности






Чезаре Ломброзо на основании многолетней практики в туринской тюрьме пришел к выводу («Преступный человек», 1876), что люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике. Он считал, что так называемый «криминальный тип» есть результат возвращения к более ранним стадиям филогенеза человека. Этот тип отличается такими атавистическими чертами, как скошенный лоб, выступающая нижняя челюсть, удлиненные мочки ушей, редкая борода, чрезмерная волосистость головы, крупные клыки, приплюснутый нос, пониженная чувствительность.

. Лоброзо выделил четыре типа преступников:

Прирожденный преступник имеет врожденные анатомические и физиологические признаки, а также патологические личностные особенности: отсутствие раскаяния и угрызений совести, склонность к предательству, цинизм, тщеславие, мстительность, жестокость, леность, любовь к оргиям и азартным играм. Совершает преступления сознательно, обдуманно, действует уверенно.

Душевнобольной преступник нарушает закон бессознательно в результате психической болезни.

Преступник по страсти обладает неуравновешенным характером и совершает преступления необдуманно, в состоянии аффекта.

Случайный преступник нарушает закон в результате стечения обстоятельств, действует необдуманно, ситуативно.

Однако дальнейшие обследования преступников не подтвердили выводов сторонников биологического объяснения девиации. Так, российский паталогоанатом Д. Н. Зернов на основании проверочного исследования (1901) пришел к выводу, что прирожденных преступников не существует. Он отметил признаки дегенерации у определенного количества преступников, но эти признаки примерно в такой же пропорции встречаются и у непреступников

Психологическое объяснение

Сторонники этого подхода объясняют девиантное поведение исходя из психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые носят отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона могут стать результатом психологического состояния девианта.

Так, Зигмунд Фрейд в своем психоанализе преступного поведения большую роль отводил семье и условиям детства преступника. Нормальные условия воспитания дают баланс трех подструктур личности («Оно», «Я», «супер-Я»). Психические травмы в детстве нарушают этот баланс и способствуют выходу агрессивных и антисоциальных импульсов. Неправильное воспитание, не позволившее развиться «супер-Я», ведет к преобладанию «Оно», которое постоянно требует немедленного удовлетворения своих желаний.

Современные социальные психологи, объясняя девиантное поведение, уделяют внимание таким проблемам, как ролевая диффузия – дисбаланс обретенного чувства «Я» и неспособность в полной мере играть соответствующую роль в обществе, а также кризису идентичности – оценке внутренних ценностей и переоценке своей роли.

Социологическое объяснение

С точки зрения этого подхода, девиантное поведение формируется сочетанием социальных и психологических факторов, среди которых решающая роль принадлежит воздействию внешней среды.

Родоначальником социологического объяснения девиантности считается Эмиль Дюркгейм, создавший теорию аномии (1897). Аномия по Дюркгейму – это безнормность, отсутствие регуляторов поведения, это состояние социальной дезорганизации, когда социальные ценности и нормы становятся неустойчивыми, текучими, противоречивыми. Например, когда происходит быстрая смена социальных норм (революция, урбанизация). В этой ситуации люди дезориентируются, так как старые нормы скомпрометированы, отринуты, а новые далеко еще не всем известны, не осознаны, не приняты и не испытаны на практике.

Роберт Мертон развивал теорию аномии Дюркгейма. Он считал причиной девиантного поведения разрыв между ценностями, диктуемыми людям обществом, и социально одобряемыми средствами их достижения. В результате этого разрыва нарушается равновесие между жизненными целями людей (например, в Америке это общественное признание, успех, богатство) и допустимыми средствами их достижения. Появляются люди-девианты, прокладывающие путь к цели не одобренными обществом средствами. Р. Мертон видел пять видов девиантов (1957):

Инноватор. Ценности общества признаются и жизненная цель принимается, но так как законными средствами цели не достичь, средства предлагаются иные, незаконные. Чаще всего инноватор – это преступник.

Ритуалист. Ценности общества и диктуемые ими цели жизни отвергаются, а законные методы и средства признаются. В результате девиации перед нами портрет ревностного бюрократа или неудачливого бизнесмена или педанта-преподавателя, для которого выполнение повседневных норм, ритуал полностью заслоняют значимые жизненные цели.

Ретреат (отступник). Этот тип отвергает и ценности с целями, и законные средства их осуществления. Он вообще оставляет этот мир (самоубийца) или отходит от него (наркоман, алкоголик).

Бунтарь. Он не только отвергает ценности, цели и средства этого несовершенного мира, но и хочет заменить его своими идеальными, делающими (он свято верит в это) мир более совершенным. Это революционер, отстаивающий свой социальный идеал.

Конформист. Такой тип считает необходимым приспособиться к господствующим социальным ценностям, вписаться в систему социальных норм, выбрать в жизни цель «как у всех», пользоваться только одобряемыми обществом средствами, постепенно и последовательно добиваться поставленной цели. Перед нами типичный представитель эпохи, единственный не девиант среди пяти представленных типов, олицетворяющий подавляющее большинство людей в каждом обществе.

Американский социолог Говард Беккер выдвинул теорию стигматизации, или наклеивания ярлыков (греч. стигма – клеймо, метка для раба или преступника). В книге «Аутсайдеры» (1963) он отрицает психологические и психиатрические модели девиантного поведения, объявляющие девианта «больным». Он считал, что девиация обусловлена способностью наиболее влиятельных групп общества (законодателей, судей, врачей и др.) навязывать остальным социальным группам определенные стандарты поведения. Отсюда он делает вывод, что девиация – это не качество поведения, поступка человека, а скорее результат соотнесения его с господствующими социальными нормами, отношения к нему влиятельных кругов.

Большинство людей нарушают какие-либо социальные нормы. Например, правила дорожного движения при переходе улицы или сон на лекциях, подсматривание на экзаменах. Но их не считают девиантами. Социологи называют такое поведение «первичной девиацией». Но вот привод в милицию, возбуждение уголовного дела, отчисление из академии ставят на человеке стигму, ярлык девианта. Это уже «вторичная девиация», после чего окружающие начинают общаться с ним как с девиантом. Вторичной девиации способствуют не только официальные лица (начальник, милиция). Беккер подчеркивал роль так называемых «борцов за нравственность», организующих «крестовые походы». Если они побеждают, создаются новые ценности и нормы и появляются новые девианты, часто коллективные формы девиации. В качестве примера могут служить XVIII поправка к конституции США и закон о запрете продажи спиртного.

Представители некоторых профессией, окончательно определяющие, девиант ли тот или иной члеовек, несут особую ответственность перед обществом. В связи с этим повышается, скажем, ответственность врача за признание того или иного человека девиантом.

Так, американский социолог Л. Розенхена провел исследование (1973). В ходе задуманного эксперимента он пожаловался, что его «преследуют какие-то голоса» и был здоровым положен в клинику. На втором этапе эксперимента он сообщил психиатрам, что в больницу могут поступить другие псевдобольные. В результате из 193 больных 41 был признан «нормальным».

Девиацию можно рассматривать как социальный процесс. Тогда, по мнению Нейла Смелзера (1988), в нем следует выделять следующие стадии: создание норм, совершение девиантного поступка, признание человека девиантом (вторичная девиация), стигматизация и ее следствия, коллективные формы девиации.

14 зависимось от каннабиойдов клиническое проявление течение последствия
Фазы интоксикации гашишем
(Пятницкая И.Н., 1994).

I. Проявляется через 2-5 минут. Характерно чувство страха, тревожности, подозрительности. Длительность 5-10 мин. Не обязательна.

II. Расслабление, легкость, благодушие. Расстройства восприятия (индивидуально нарушается восприятие цветов, интенсивности звуков, пространства, схемы тела). Эмоциональные расстройства в виде благодушия, иногда страха. Характерна легкость решения, беспечность в действиях. Темп мышления ускорен. Сознание сужено, затем оглушено. Инъекция склер.

III. Эмоциональная спутанность. Мышление с чертами бессвязности. Сознание оглушено. Эмоциональные нарушения проявляются в виде насильственной имитации аффектов (опьяневший смеется вслед за соседом, но радости при этом не испытывает). АД повышено, тахикардия. В моторной функции вялость.

IV. Бледность, вялость, слабость, гипотензия. Повышение аппетита. Сознание ясное. Вскоре наступает поверхностный сон до 10-12 часов. По пробуждении жажда, повышенный аппетит. После употребления (даже пассивного курения) каннабиноиды и их метаболиты обнаруживаются в моче в течение 3-4 недель, в зависимости от интенсивности потребления.

Течение " гашишной" зависимости.

В течение первого года эпизодическое употребление. Привыкания не развивается. Активного поиска наркотика нет.

I.Стадия. Наступает через 1, 5-3 года после начала употребления. В опьянении исчезает первая фаза. Употребление систематическое, наблюдается активный поиск наркотика. Отмечается рост толерантности. Проявляется психическая зависимость, проявляющаяся обсессивным влечением. Продолжительность стадии – 2-5 лет.

II.Стадия. Развивается через 3-5 лет от начала систематического употребления. Появляется физическая зависимость. Четвертая фаза острой интоксикации исчезает. Вторая и третья фазы интоксикации сливаются в одну. В интоксикации отмечается короткое психосоматическое расслабление, быстро сменяющееся состоянием приподнятости, двигательной активности, работоспособности, смешливости, собранности. Темп мышления ускорен. По окончании опьянения (через 1-1, 5 часа) наступает снижение тонуса, работоспособности. Толерантность к наркотику достигает максимальных величин. Наркотик становится средством для достижения необходимого физического и психического комфорта. Формируется абстинентный синдром.

 

Последствия хронической интоксикации (длительного употребления конопли):
постоянное чувство усталости и разбитости. Повышенный аппетит. Повышенный интерес к лекарствам. Хронический кашель. Нарушение координации движений. Изменения сосудов сетчатки и зрительных нервов. Ослабление глазодвигательных функций, глубины зрения и цветовосприятия. Нарушение сердечного ритма, приступы стенокардии, повышение или понижение артериального давления. Сонливость. Частые простудные заболевания, стоматит, ринит, фарингит, рак легкого. Нарушения памяти. Трудность подбора слов при объяснении. Проблемы отношений с окружающими. Изменение настроения от пассивности до агрессивности. Социальная самоизоляция. Паранойя, деменция. Личностные изменения (пассивность, вялость, замкнутость, угрюмость, неустойчивое внимание. Суицидальные попытки.
Длительный прием каннабиноидов вызывает грубые нарушения со стороны эндокринной системы: У мужчин: снижение либидо и чувства полового удовлетворения. Гипогонадизм (недоразвитие половых органов). Снижение потенции и развитие гинекомастии (развитие молочных желез по женскому типу);
у женщин: нарушение менструального цикла, бесплодие;
у беременных: выкидыши, преждевременные роды, слабость родовой деятельности, рождение детей с низкой массой тела и серьезными пороками развития;
Смерть у наркоманов, употребляющих каннабиноиды, наступает от сердечной патологии или заболеваний легких.
После однократного курения гашиша проявляются признаки психической зависимости. Физическая зависимость формируется через 1-2 месяца регулярного употребления наркотика.
Хроническая интоксикация гашишем.
Хроническая интоксикация гашишем приводит к изменениям личности. У больных развивается «амотивационный синдром»- они становятся пассивными, вялыми, замкнутыми, угрюмыми, внимание их неустойчивое, а память снижена.
Даже однократное употребление гашиша может спровоцировать развитие психического заболевания – «Шизофрении». Регулярное употребление конопли повышает риск развития хронических бронхитов и рака дыхательных путей, выкидышей, а также рождения детей с низкой массой тела и серьезными пороками развития.
Наиболее чувствительным и информативным объективным методом, подтверждающим факт употребления препаратов конопли является анализ мочи на содержание каннабиноидов. Каннабиноиды можно обнаружить в организме на протяжении 3-х месяцев.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал