![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные подходы, объясняющие развитие человека
При описании механизма психического развития мы отталкивались от идей Л.С. Выготского. Онтогенез человека разворачивается в социокультурном пространстве и в некотором историческом промежутке времени, при этом существуют воздействия как со стороны такого пространства на индивида, так и обратные, не только с целью приспособления (адаптации), но и для преобразования, изменения индивидом окружающего пространства. Сам процесс такого взаимодействия, т. е. определенные отношения между индивидом и средой, — это конкретные условия, в которых осуществляется «развертка» генотипической программы и которые оказывают на нее соответствующее воздействие. Условия между индивидом и средой могут быть благоприятными или неблагоприятными для процесса индивидуального развития. Следовательно, его результаты будут зависеть от конкретных условий, в которые попадает данный индивид. Таким образом, становится понятной ведущая роль системы отношений между индивидом и средой для психического развития человека. С другой стороны, для всестороннего понимания психического развития важно использование комплексного подхода, разработанного Б.Г. Ананьевым и ориентированного на разностороннее рассмотрение многоуровневой, системной организации структуры человека. Такое соединение естественнонаучного и культурно-исторического взглядов в максимальной степени охватывает все стороны процесса психического развития. Для понимания механизма психического развития ребенка необходимо выделить категории, описывающие данный процесс: 1. Социальная ситуация развития ребенка — конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. В рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности. 2. Ведущая деятельность — это деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности, Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Выделяют следующие виды ведущей деятельности: • Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года, благодаря которому у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность) общении с другими людьми и хватание в качестве основы предметных действий. • Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет), • Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет). • Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10— 11 лет. • Общение подростков в возрасте от 10—11 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.). В рамках ведущей деятельности происходят тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что приводит к их качественным изменениям. 3. Кризис развития — сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Сущностью каждого кризиса является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущие его поведением. Причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми. Кризис развития возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. 4. Психологическое новообразование — обобщенный результат изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития.
|