Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дети верующих
Дети верующих, которые не достигли совершеннолетия[305], попадут в Рай, если так будет угодно Всевышнему Аллаху. Он смилостивится над ними и окажет им великую честь: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний. Каждый человек — заложник того, что он приобрел» (Ат-Тур, 21). Сославшись на слова Всевышнего: «Каждый человек является заложником того, что он приобрел» (Аль-Муддассир, 38), ‘Али бин Абу Талиб утверждал, что дети верующих попадут в Рай, ведь они не совершали грехов и не могут быть заложниками своих прегрешений[306]. Аль-Бухари назвал одну из глав своего «Сахиха»: «О достоинстве того, кто переносит смерть своего ребенка с верой и надеждой на награду Аллаха». В ней приводится хадис Анаса о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] م َ ا م ِ ن ْ ا ل ن ّ َ ا س ِ م ِ ن ْ م ُ س ْ ل ِ م ٍ ي ُ ت َ و َ ف ّ َ ى ل َ ه ُ ث َ ل ا ث ٌ ل َ م ْ ي َ ب ْ ل ُ غ ُ و ا ا ل ْ ح ِ ن ْ ث َ إ ِ ل ا ّ َ أ َ د ْ خ َ ل َ ه ُ ا ل ل ّ َ ه ُ ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة َ ب ِ ف َ ض ْ ل ِ ر َ ح ْ م َ ت ِ ه ِ إ ِ ي ّ َ ا ه ُ م ْ [ «Если у кого-нибудь из мусульман умрут трое детей, не достигших совершеннолетия, Аллах обязательно введет его в Рай по милости Своей к ним». Там же приводится рассказ Абу Са‘ида о том, что женщины сказали Пророку: «Отведи для нас день». Он прочел им проповедь и сказал: ] أ َ ي ّ ُ م َ ا ا م ْ ر َ أ َ ة ٍ م َ ا ت َ ل َ ه َ ا ث َ ل ا ث َ ة ٌ م ِ ن ْ ا ل ْ و َ ل َ د ِ ك َ ا ن ُ و ا ح ِ ج َ ا ب ً ا م ِ ن ْ ا ل ن ّ َ ا ر ِ [ق َ ا ل َ ت ْ ا م ْ ر َ أ َ ة ٌ: و َ ا ث ْ ن َ ا ن ِ ق َ ا ل َ: ]و َ ا ث ْ ن َ ا ن ِ [ «Если у какой-либо женщины умрут трое детей, то они заслонят ее от Огня». Одна из женщин спросила: «А если двое?» Он ответил: «И двое тоже»[307]. В другой главе того же сборника, названной «О том, что было сказано о (покойных) детях мусульман», помимо вышеназванного хадиса Анаса, приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] م َ ن ْ م َ ا ت َ ل َ ه ُ ث َ ل ا ث َ ة ٌ م ِ ن ْ ا ل ْ و َ ل َ د ِ ل َ م ْ ي َ ب ْ ل ُ غ ُ و ا ا ل ْ ح ِ ن ْ ث َ ك َ ا ن َ ل َ ه ُ ح ِ ج َ ا ب ً ا م ِ ن ْ ا ل ن ّ َ ا ر ِ أ َ و ْ د َ خ َ ل َ ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة َ [ «Если у кого-либо умрут трое детей, не достигших совершеннолетия, то они заслонят его от Огня или введут в Рай». После него приводится хадис аль-Бары: «Когда скончался Ибрахим, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: [ إ ِ ن ّ َ ل َ ه ُ م ُ ر ْ ض ِ ع ً ا ف ِ ي ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة ِ ] “Поистине, в Раю у него есть кормилица”»[308]. Приведенные имамом аль-Бухари хадисы указывают на то, что дети верующих попадут в Рай. Ибн Хаджар по этому поводу сказал: «Тот, кто заслоняет от Ада своих родителей, больше заслуживает того, чтобы его уберегли от Ада, ибо в этом суть милости и ее причина»[309]. О том, что потомки верующих попадут в Рай, недвусмысленно говорится в ряде сообщений. Например, в дополнениях к «Муснаду», составленных ‘Абдуллахом бин Ахмадом, приводится хадис ‘Али бин Абу Талиба о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: [إ ِ ن ّ َ ا ل ْ م ُ س ْ ل ِ م ِ ي ن َ و َ أ َ و ْ ل ا د ه م ْ ف ِ ي ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة ] «Поистине, мусульмане и их дети попадут в Рай». В «Муснаде» Ахмада приводится другой восходящий хадис, переданный со слов Абу Хурейры: «Если у кого-либо из мусульман умрут трое детей, не достигших совершеннолетия, то Аллах по милости Своей введет их в Рай вместе с родителями»[310]. Муслим в «Сахихе» и Ахмад в «Муснаде» передали со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] ص ِ غ َ ا ر ُ ه ُ م ْ د َ ع َ ا م ِ ي ص ُ ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة ِ ، ي َ ت َ ل َ ق ّ َ ى أ َ ح َ د ُ ه ُ م ْ أ َ ب َ ا ه ُ أ َ و ْ ق َ ا ل َ أ َ ب َ و َ ي ْ ه ِ ، ف َ ي َ أ ْ خ ُ ذ ُ ب ِ ث َ و ْ ب ِ ه ِ أ َ و ْ ق َ ا ل َ ب ِ ي َ د ِ ه ِ ك َ م َ ا آ خ ُ ذ ُ أ َ ن َ ا ب ِ ص َ ن ِ ف َ ة ِ ث َ و ْ ب ِ ك َ ه َ ذ َ ا ، ف َ ل ا ي َ ت َ ن َ ا ه َ ى أ َ و ْ ق َ ا ل َ ف َ ل ا ي َ ن ْ ت َ ه ِ ي ح َ ت ّ َ ى ي ُ د ْ خ ِ ل َ ه ُ ا ل ل ّ َ ه ُ و َ أ َ ب َ ا ه ُ ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة َ [ «Малолетние из них — младшие в Раю. Они встретятся со своим родителем (или родителями) и схватят их за одежду (или за руку) так, как я держу за край твоей одежды, и не отпустят, пока Аллах не введет их вместе в Рай»[311]. Имам Ахмад, Ибн Хиббан и аль-Хаким передали со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: [ ذ َ ر َ ا ر ِ ي ّ ُ ا ل ْ م ُ س ْ ل ِ م ِ ي ن َ ف ِ ي ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة ِ ي َ ك ْ ف ُ ل ُ ه ُ م ْ إ ِ ب ْ ر َ ا ه ِ ي َ م ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ ا ل س ّ َ ل ا م ] «Детей мусульман в Раю опекает Ибрахим u»[312]. Абу Ну‘ейм в «Ахбар Асбахан», ад-Дейлами и Ибн ‘Асакир передали со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] أ َ ط ْ ف َ ا ل ُ ا ل ْ م ُ س ْ ل ِ م ِ ي ن َ ف ي ج َ ب َ ل ِ ف ِ ي ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة ِ ي َ ك ْ ف ُ ل ُ ه ُ م ْ إ ِ ب ْ ر َ ا ه ِ ي َ م ُ و س ا ر َ ة ُ ح ت ى ي َ د ْ ف َ ع ُ و ن َ ه ُ م ْ إ ل ى آ ب ا ئ ه م ْ ي َ و ْ م َ ا ل ق ِ ي َ ا م َ ة ِ [ «Дети верующих находятся на горе в Раю, а Ибрахим и Сара опекают их до тех пор, пока не вернут их родителям в день воскресения»[313]. Ан-Навави сообщил, что авторитетные мусульманские ученые были единодушны в том, что дети мусульман, умершие, не достигнув совершеннолетия, попадают в Рай. Он же сообщил, что некоторые ученые воздерживались от окончательного суждения по данному вопросу[314]. Аль-Куртуби передал, что среди тех, кто воздерживался от суждения по данному вопросу, были Хаммад бин Зейд, Хаммад бин Салама, Исхак бин Рахавейх[315]. По словам ан-Навави, эти ученые не утверждали категорично того, что дети мусульман попадают в Рай, из-за хадиса ‘Аиши, переданного Муслимом: «Когда в одной из семей ансаров скончался ребенок, я сказала: “Ему уготована Туба. Он не совершил зла и не дожил до него”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: [ أ َ و َ غ َ ي ْ ر َ ذ َ ل ِ ك َ ي َ ا ع َ ا ئ ِ ش َ ة ُ ، إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ خ َ ل َ ق َ ل ِ ل ْ ج َ ن ّ َ ة ِ أ َ ه ْ ل ا ً ] “А может быть, нет, ‘Аиша. Поистине, Аллах создал обитателей для Рая…”»[316] Возможно, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил ей поспешно говорить о чем-либо, не имея веских доказательств. Возможно, это произошло до того, как ему было открыто, что дети мусульман попадут в Рай[317]. Полагаю, что в действительности из хадиса следует, что нельзя заявлять с уверенностью о том, что какой-то конкретный человек непременно попадет в Рай, хотя в целом мы знаем, что дети мусульман окажутся там. Второй важный момент — указание на недопустимость подобных речей, чтобы никто не осмеливался говорить на такие темы. К сожалению, в наше время все происходит именно так, и, оплакивая своих родственников, люди заявляют, что те попадают в Рай, даже если те были самыми нечестивыми грешниками. Ибн Теймийя говорил: «Нельзя свидетельствовать о том, что кто-либо конкретно из детей верующих попадает в Рай, несмотря на то, что в целом мы свидетельствуем об этом»[318].
|