![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции воли
Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции: § инициирующую, или побудительную, обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий; § стабилизирующую, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех; § тормозную, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности. 13. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей. Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. В мотивационной сфере выделяются: § мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.; § мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей; § мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя. Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать. Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать. Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности. Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности. В могивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений. · 14. Деятельность — процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Адаптация— эффективное взаимодействие организма со средой. Дезадаптация — процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой 15. Каждый из нас имеет какое-то свое представление о личности. Чаще всего личность ассоциируется с популярностью, публичным «имиджем», силой воли, высокой уверенностью в себе, развитым самосознанием и т. д. У одних людей эти качества проявляются более отчетливо, у других — менее. Кто из нас не задумывался, почему это происходит? Почему, например, одни люди более агрессивны, чем другие? Одни ведут себя в любой ситуации спокойно, другие находятся в постоянном напряжении и т. д.? В этом разделе мы постараемся дать ответы на подобные вопросы. · Личность — многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.
Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека (Хьелл А., Зиглер Д., 1997). Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем: · Каков характер главных источников развития личности — врожденный или приобретенный? 2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности? 16. Слово «личность» первоначально относилось к актерским маскам. Затем это слово стало относиться к самому актеру. Позже слово «persona» употреблялось вместе с указанием определенной социальной функции человека, например личности судьи, личности отца, личности торговца и пр. Таким образом, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль человека. Психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. В отечественной психологии существует ряд определений личности: «личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» (Р. С. Немов). Или, коротко, личностъ – это человек в совокупности его социальных приобретенных качеств. 17. Социально-психологические особенности личности. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки. На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит. психические свойства личности – это психические явления устойчивого характера, они влияют на человеческую деятельность и характеризуют личность с психологической и социальной стороны. Иначе говоря, это психические свойства, реализующиеся в определенном социуме (социальная группа или взаимоотношения с людьми). Структуру психологических явлений составляют темперамент, способности, характер и направленность. 18. Нижеследующий анализ основных научных подходов к изучению Я-концепции и самосознания человека необходим для последующего перенесения полученных результатов и их обобщений в область психологии религиозной личности. В настоящем исследовании мы не ставим своей целью осветить все разнообразие исследовательских подходов и теорий в области изучения Я-концепции личности. Это ограничено и рамками самой работы, и в этом нет теоретической и методологической необходимости. Данному вопросу посвящено достаточно большое количество обзорных и аналитических работ3. Внимания заслуживает хрестоматия «Психология Я-концепции: методология, теория, структура» в двух частях, составленная исследователями А.В. Иващенко, В.С Агаповым, И.В. Барышниковой, где представлены ключевые исследования по Я-концепции и самосознанию личности в отечественной психологии. В четко структурированной форме взгляды отечественных ученых в данной области знаний отражены в диссертации И.В. Барышниковой, где представлена и интересная авторская концепция развития и функционирования самосознания личности. Все разнообразие подходов к исследованию Я-концепции и самосознания личности, существующих в зарубежной и отечественной психологии, можно, следуя классификации, предложенной российским исследователем B.C. Агаповым6, подразделить на следующие основные направления: Экспериментальное (В.М. Бехтерев, Д.А. Дриль, С.С. Корсаков, И.М. Сеченов, И.А. Сикорский)7. Проблема сознания решалась через неразрывное единство субъекта и объекта, самосознание - это механизм взаимодействия «Я» и «не - Я», внутреннего и внешнего миров. Эмпирическое направление (М.М. Троицкий, Г.И. Челпанов и др.) В данном направлении процессы самосознания трактуются как автономные от влияний внешнего мира, основным методом исследования был метод интроспекции. Философско-религиозное 9 (С.С. Гоготский, И.И. Лапшин, Л.М. Лопатин, И.О. Лосский, В.И. Несмелов, В.В. Розанов, С.Л. Франк, П.Д. Юркевич)1 В данном направлении большую роль играет антропологические и религиозные мотивы, можно отметить, что с этих позиций человек понимается как «недостаточное» (вследствие своей греховности) существо. В.И. Несмелов, например, отмечал несоответствие содержаний человеческой жизни принципу блага, на которое ориентировано это содержание. Человек должен стараться приспособить противоречивость обстоятельств собственной жизни к; s содержанию идеалов. Отсюда борьба с самим собою, противоречия между идеалами и действшельностыо сіановиїся «определениями его самосознания» и «мотивами его деятельности». Интересны размышления В.И. Несмелова, касающиеся земной жизни Иисуса Христа, который предстал как «цельный идеал высочайшего совершенства»11. Можно предположить, то Христос выступил для людей в качестве референтного образа, а его учение, принесшее, согласно В.И. Несмелову, «глубокую живую веру, великий смысл человеческой жизни, и сильную живую надежду», - как совокупность «идеалов» или ориентирующих категорий. Психологическое направление представлено психологическими школами, в основном работающими в русле деятельностного похода, ісории отношений и др. Данное направление представлено именами следующих ученых: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, В.И. Мясищев, И.С. Кон, Д. Н. Узнадзе, К.А. Абульхаиова, А.Б. Брушлинский, В.В. Сголин и др.12. Акмеологическое направление (О.С. Анисимов, B.C. Агапов, А.А. Бодалев, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.) Данное направление сосредотачиваеі свое внимание на исследованиях профессиональной Я — концепции, прогнозированием ее становления и развития, связью Я — концепции с профессиональной деятельностью. Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя каксубъекта практической и познавательной деятельности, какличности (то есть своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов. В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления. 19. На формирование и развитие личности человека большое значение оказывают биологические факторы: наследственность, физиологические особенности пребывания в среде обитания, образа жизни. Однако все же человек личностью не рождается, а становится. Если предположить, что - к примеру - Михайло Ломоносов родился бы в восемнадцатом веке до нашей эры, он был бы, скорее всего, простым рыболовом (охотником, земледельцем), который не оставил никакого следа в истории. Может быть и так, что никому не известный человек, родись он в другое время и в другом месте, мог бы своей славой затмить и Михайло Ломоносова, и Исаака Ньютона. 20. В процессе социального взаимодействия индивид усваивает социальный опыт, определенную систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения. Они позволяют ему успешно устанавливать взаимосвязи между людьми и творчески преобразовывать социальную реальность. Эти процессы объединены общим названием социализации личности. Социализация – двусторонний процесс формирования личности, включающий в себя и усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в систему социальных взаимодействий с другими людьми, и процесс активного воспроизводства социального опыта за счет активной социальной деятельности и видоизменения социального опыта. Первичная социализация охватывает период детства. В ней решающую роль выполняет семья, обеспечивающая вход индивида в социальные общности. Вторичная социализация охватывает весь жизненный путь человека и накладывается на результаты первичной социализации. Успех вторичной социализации обеспечивает способность индивида отождествлять себя с какой-либо социальной группой. Ресоциализация – процесс усвоения новых способов действия, установок, умений, правил вместо прежних. В этом процессе важно наличие новых ценностей, так как их отсутствие приводит к различным социальным и правовым нарушениям. Десоциализация – процесс, протекающий с момента прекращения трудовой деятельности и приобретения пенсионного статуса. Агенты социализации – социальные группы и социальная среда, которые оказывают значительное влияние на вхождение человека в общество. Ими являются все субъекты и группы, с которыми индивид тесно взаимодействует в определенный период своей жизни. В младенчестве главными агентами социализации являются родители. В период от трех до восьми лет агентами социализации кроме родителей становятся друзья, воспитатели и другие люди. В период от 13 до 19 лет начинает формироваться отношение к противоположному полу и как следствие изменяется роль агентов социализации, уменьшается роль родителей и усиливается влияние друзей. В период от 14 до 18 лет появляются новые агенты социализации —учебно-трудовой коллектив. Институты социализации – социальные группы способствующие усвоению индивидом социальных норм и правил поведения. К ним относятся семья школа, трудовой коллектив, культура. Семья – первичная группа, характеризующаяся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. В ней осуществляется опыт сопереживания и взаимного отождествления. Школа – институт социализации, осуществляющий передачу знаний, умений и навыков за пределы первоначального контакта родителей и детей. Агентами социализации выступают учителя, силами которых проводится обучение учеников. В системе обучения заложены единые для всех ценности и нормы поведения, необходимые для самостоятельной и творческой жизнедеятельности личности в обществе. Трудовой коллектив – институт социализации, который специализирует и делает профессиональной социализацию личности. Культура – институт социализации, который способствует творческому развитию личности и является продуктом ее деятельности в виде норм, ценностей, правил и образцов поведения. Культура делает из индивида личность, обладающую собственным, неповторимым «Я» 21. Когда мы говорим «личность», то, без сомнения, признаем и подчеркиваем довольно высокую ступеньку в развитии индивида. Личностью не рождаются. Личностное развитие начинается с того времени, как только человек включается в социальные отношения и осознаваемую деятельность, и продолжается на протяжении всей его сознательной жизни. Объясняя житейским языком, можно сказать, что на момент своего рождения человек является индивидом. Первые месяцы жизни он все еще находится на этом же уровне, так как все его простейшие действия инстинктивны и не осознаваемы (да простят нас родители младенцев, считающие своих деток умницами с пеленок!). И только через несколько месяцев у ребенка начинают проявляться слабенькие росточки личностных особенностей – наступает период неосознанного формирования личности, первая ступенька которого будет достигнута только к трем годам малыша. Эта ступенька ознаменуется появлением постоянно звучащего требования ребенка: «Я сам!» Далее личностное развитие ребенка будет продолжаться по пути, проложенному родителями и другими представителями его непосредственного окружения, а к совершеннолетию у повзрослевшего человека появится шанс полностью принять ответственность на себя за свой дальнейший личностный рост. Какими особенностями будет характеризоваться личность взрослого человека, зависит от многих факторов, как тех, которые уже оказали свое влияние в период детства, так и тех, которым еще предстоит воздействовать в будущем. Естественной задачей такого поступательного развития является достижение личностной зрелости. Прежде всего, можно определить то, что, исходя из гуманистических представлений, не является собственно развитием личности, но с чем его часто смешивают. То есть личностный рост (ЛР) - это: не усвоение каких-либо знаний (включая и этические); не освоение какой- либо деятельности, и уж тем более - " общественно-полезной"; не формирование устойчивой " системы ценностных ориентации"; не " присвоение ребенком общественной человеческой сущности"; не формирование " активной жизненной позиции"; не развитие " способности созидать новые формы общественной жизни"; не освоение " образа идеального взрослого". Каждое из перечисленных направлений изменения человека имеет определенный позитивный смысл. Но в контексте обсуждаемой проблемы важно то, что все они в той или иной степени усиливают разворот личности " от себя" и потому не способствуют ЛР, а скорее препятствуют ему, пытаясь подменить развитие личности формированием важных и нужных качеств, но с точки зрения каких-либо внешних, внеличностных критериев. Причем во всех этих случаях формирующие усилия прикладываются только по одной линии " треугольника развития" - по линии взаимодействия " внешний мир - личность". Главный психологический смысл ЛР - освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов (см. выше). А взаимодействие личности с собственным внутренним миром в целом не менее (а во многих отношениях - более) значимо, нежели с миром внешним. Принципиально важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми. То есть полноценный ЛР возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью и если между всеми тремя вершинами " треугольника развития" не будет борьбы или пренебрежительного игнорирования, а будет конструктивное сотрудничество, диалог. Личностный рост не тождествен продвижению человека по " лестнице возрастов"; это сложный многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально-своеобразную траекторию. Есть основания говорить лишь о самом общем " основном законе личностного роста ", который, опираясь на известную формулу К.Роджерса " если - то" (Rogers С., 1959), можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Иными словами, именно эти изменения - их содержание, направленность, динамика - свидетельствуют о процессе ЛР и могут выступать в качестве критериев ЛР. При полноценном ЛР эти изменения затрагивают взаимоотношения личности как с внутренним миром (интраперсональность), так и с внешним миром (интерперсональность). Соответственно и критерии ЛР складываются из интраперсональных и интерперсональных. Важнейшими из них являются следующие[*]: 22. самоактуализация — это полнота раскрытия и воплощения в жизнь человеком своей личностной уникальности, реализация того, что в него, как в человека, заложено
|