Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стили управления и психологические критерии эффективного управления.






сравнительная характеристика основных стилей управления по К.Левину психолог занимавшийся созданием теории личности, разработал и обосновал концепцию стилей управления.

· Aвторитарный (директивный) стиль характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. Руководитель единолично принимает решения, жестко определяет деятельность подчиненных, сковывая их инициативу. Дела в группе планируются руководителем заранее. Подчиненным известны лишь непосредственные, ближайшие цели и при этом они получают минимум необходимой информации. Контроль за деятельностью подчиненных основан на силе власти руководителя. Вообще голос руководителя всегда является решающим, всякая критика в его адрес пресекается.

· Демократический (коллегиальный) стиль основан на том, что руководитель децентрализует свою управленческую власть. Принимая решение, он консультируется с подчиненными, которые получают возможность принимать участие в выработке решении. Подчиненные получают достаточно информации, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. При этом стиле управления практикуется делегирование функций и полномочий от руководителя подчиненным. Инициатива с их стороны всячески стимулируется.

· Либеральный (попустительский) стиль характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Руководитель выступает, чаще всего, как посредник, обеспечивающий своих подчиненных информацией и материалами, необходимыми для работы. Обычно он пускает все дела на самотек, реагируя лишь тогда, когда на него оказывается давление либо снизу либо сверху. Как правило, при таком стиле управления среди подчиненных выдвигаются 1-2 человека, которые управляют группой и фактически спасают дело.

 

Теория " ситуационного лидерства"

Эта теория родилась в результате многолетних наблюдений американских психологов, которые, стремясь понять, что такое эффективное управление, вели наблюдения, записывали и анализировали как эффективные и неэффективные менеджеры выполняют свои ежедневные задачи. После обработки полученных данных был получен ошеломительный результат: эффективен только тот руководитель, который обладает таким управленческим качеством как лидерство. Только лидер может быть эффективным управлением вне зависимости от стиля управления, особенностей задачи и других условий.

Авторы теории определяли лидерство как способность использовать имеющиеся ресурсы (в том числе и человеческие) для получения результата. Так лидерство стало предметом психологического анализа. В настоящее время существует достаточно большое количество концепций лидерства. Однако, теория " ситуационного лидерства", которую мы будем сейчас рассматривать, является классической и имеет самое прямое отношение к управленческой деятельности. В чем суть теории?

Авторы теории П. Херси и К. Бландэд исходили из следующих позиций.

Лидерство есть способ взаимодействия руководителя и коллектива. Однако далеко не любой способ взаимодействия личности и группы является лидерством. Лидером будет только тот руководитель, чей стиль руководства в наибольшей степени подходит, соответствует уровню развития группы.

Существует четыре уровня (стадии) развития группы. Каждая группа, при условии умелого руководства ею, может достичь самой высокой стадии своего развития. Каковы эти стадии?

o группа, не способная и не желающая работать (А уровень);

o группа, восприимчивая (частично желающая), но не способная работать (Б уровень);

o группа, желающая и частично способная работать (В уровень);

o полностью способная и желающая работать (Г уровень).

Стили управления группой (краткая характеристика)

Указывание: Суть этого стиля в том, что руководитель тщательно инструктирует и следит за выполнением задачи. В результате этого выявляется работа, не соответствующая требованиям, и неудовлетворительные образцы, и на них указывается тем, кто за эту работу отвечает. Лидер, указывая на ошибки в работе, четко разъясняет их и показывает возможности для улучшения работы;

Популяризация: Лидер выдвигает новые инициативы и активен в указаниях, инструктировании и надзоре за работой. С другой стороны работники вовлекаются лидером в работу по установлению, определению образцов работы. Лидер вместе с подчиненными обсуждает соответствие работы образцам, формируя чувство гордости за результаты;

Участие в управлении: Лидер концентрируется на улучшении морального состояния группы, поощряет чувство личной причастности. Лидер ограничивает прямые указания и контроль, заменяя это обучением подчиненных умению самостоятельно браться за решение проблем и предоставлением большой ответственности. Доля приказов минимальна, хотя исключительные случаи проясняются и решаются руководителем. Руководитель поощряет личную ответственность и инициативу;

Передача полномочий: Лидер выступает в качестве последнего резерва и оставляет большую часть работы отдельным членам группы.

Ежедневный контроль осуществляется самими членами группы. Эффективный руководитель должен ответить на следующие вопросы:

· на каком уровне развития находится группа?

· какой стать управления использовать? В этом случае он сможет добиться лидерского взаимодействия с группой.

· 55. Психология деятельности руководителя: социальная перцепция, свойства практического мышления, состав и структура управленческих способностей, особенности эмоционально-волевой регуляции состояний в деятельности руководителя.

· Руководитель- это должность, которая позволяет человеку иметь определенные полномочия, использовать данную ему власть.Чтобы эффективно управлять организацией, руководитель должен обладать лидерским влиянием, определяемым личными качествами.Однако руководитель не становится лидером только благодаря этим качествам.

· Деятельность руководителя характеризуется некоторыми психологическими особенностями.

· Первой из них является то, что руководитель в соответствии со своими функциями должен выполнять работу, разнообразную по содержанию профессиональной активности, в то время как возможности овладения различными видами деятельности у одного человека ограничены и осложнены противоречиями.

· Второй особенностью деятельности руководителя, с точки зрения психологии, является повышенная ответственность за состояние ресурсов(техники, зданий, сооружений, обеспечение производства сырьем и материалами, работа с персоналом и т.д.)а также за результаты деятельности (изношение оборудования, проблемы со сбытом, неплатежи посавщиков другие подобные проблемы увеличивают психологическую нагрузку на руководителей).

· Третья особенность состоит в том, что работа руководителя всегда вляется творческой, итогом ее становятся управленческие решения, влияющие на результаты. Но принятие эффективных решений часто осложняется дефицитом среств, недостатком информации по главным проблемам, нехваткой квалифицированных исполнтелей.

· Четвертой особенностью деятельности руководителя, с психологической точки зрения, является исполнение коммуникативных функций, поскольку управленческая деятельность связана с общением, постоянной работой с людьми.Знания в области психологии общения необходимы руководителю для эффективного исполнения этих функций.

· Пятую особенность деятельности руководителя составляет его высокая общая нервно-психическая напряженность.

· 56.Проблема организационных конфликтов.

· Существует три подхода к трактовке конфликтов и их значения в деятельности организации.

· 1. Конфликт – это негативное, дезорганизующее явление. Отсюда и стремление избегать конфликтов, как можно скорее их преодолевать.

· 2. Конфликт – это нормальное, естественное проявление жизнеспособности и развития группы. Из этого следует вывод, что группа не может успешно функционировать без конфликтов, которые позитивно воздействуют на эффективность ее работы.

· 3. Конфликт – это отсутствие новых идей, приводящих к застою, торможению внедрения инноваций и развития организаций. Поэтому менеджеры должны постоянно поддерживать конфликт на уровне, необходимом для осуществления творческой инновационной деятельности в организациях.

· Некоторые из конфликтов, возникающие между группами, порождаются самим характером их целей или задач. Другой источник конфликта происходит из личного опыта и ориентации людей, составляющих отдельные группы. Некоторые межгрупповые конфликты являются результатом конкуренции групп за долю в пае организации, который включает в себя ресурсы, власть, влияние, статус, вознаграждение, выгодные производственные задания и др.

· К наиболее часто используемым методам управления конфликтами можно отнести следующие методы:

· – организация встреч конфликтующих сторон, оказание им помощи в определении причин конфликта и конструктивных путей его разрешения;

· – постановка совместных целей и задач, которые не могут быть решены без примирения и сотрудничества конфликтующих сторон;

· – привлечение дополнительных ресурсов;

· – выработка обоюдного стремления пожертвовать чем-либо для достижения согласия и примирения;

· – административные методы управления конфликтом;

· – изменение организационной структуры, совершенствование обмена информацией, перепроектирование работ;

· – обучение работников навыкам управления конфликтами, мастерству межличностного общения, искусству ведения переговоров.

· Межгрупповой конфликт не всегда является дисфункциональным. Некоторые межгрупповые конфликты являются нормальными, даже неизбежными, поскольку группы всегда имеют конфликтующие цели и конкурируют за ограниченные ресурсы, достижение более высокого статуса и другие факторы успеха. Поэтому не всегда целесообразно пытаться ослабить межгрупповой конфликт.

· Одним из наиболее эффективных способов преодоления конфликта является нахождение обоснованных целей, имеющих отношение к обеим группам. Способ преодоления конфликта сводится к поиску «общего врага» для обеих групп. Часто данный подход заключается в том, чтобы высший руководитель компании выступил в качестве арбитра и вынес решение либо в пользу одной из групп, либо компромиссное решение.

· Еще один вариант решения проблемы – расширение взаимоотношений и коммуникаций между группами, в данном случае исходя из предположения, что, если группы имеют большой диапазон взаимодействий и коммуникаций, они начинают лучше понимать и больше ценить друг друга, а вероятность упрощенных стереотипов поведения снижается. Такое предположение не всегда оправдывает себя. Когда две группы конкурируют за ограниченные ресурсы или когда их цели противоречивы, расширение сферы взаимоотношений вряд ли будет способствовать развитию положительных эмоций.

· Вопрос 58

· 1. Предмет, объект, задачи, методы, основные категории педагогики

· Любая наука имеет свою историю, которая зачастую дает представление об ее предмете, проблемах, задачах и методах. Возникновение той или иной специализированной отрасли знаний диктуется определенными общественными потребностями. И педагогика, и психология первоначально существовали как разделы философии, от которой вначале отпочковалась педагогика, а затем и психология.

· Почти каждый из нас связывает слово «педагогика» со школой и процессом обучения. Первое упоминание о школе обнаружено в древнеегипетских папирусах за 2, 5 тыс. лет до н. э. В них упоминается, что жрецы обучали детей фараонов началам арифметики и геометрии. Свое название педагогика получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к детям из аристократических семей. Этим рабам родители поручали присмотр за своими детьми, когда те шли к учителям, либо на прогулках. Их называли педагогами[36]. Позже данный термин закрепился за всем связанным с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать и собственно науку.

· Окончательное выделение педагогики в самостоятельную науку завершилось с выходом трудов выдающегося чешского мыслителя-гуманиста, педагога и писателя Яна Амоса Коменского (1592–1670) и, прежде всего, его основополагающего труда – «Великая дидактика»[37] изданного в 1657 г. Именно в этой книге были разработаны основные вопросы теории и практики учебной работы с детьми. Я. А. Коменский внес в педагогику весомый вклад:

· – впервые обосновал идею всеобщего обучения;

· – создал систему связанных ступеней обучения;

· – внедрил и теоретически обосновал классно-урочную систему обучения;

· – разработал основные принципы обучения (сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность);

· – изложил основные требования к учебнику;

· – сформулировал основные требования к учителю. Коменский противопоставил средневековой зубрежке новую систему учебной работы, соответствующую возрастным и психологическим особенностям детей. Дидактические идеи Коменского получили дальнейшее развитие в трудах педагогов XVIII–XIX вв. Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. В настоящее время дидактика – это самостоятельная отрасль педагогики, теория образования и обучения.

· Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, синтезирующей в себе данные многих естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития общественных отношений. Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

· Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы.

· Объектами педагогики могут быть ученики, воспитанники, учебные коллективы, учителя, воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся к области воспитания и образования явления, которые обусловливают развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

· Приоритетными научными задачами педагогики являются:

· • нахождение закономерностей образования, обучения, воспитания;

· • изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности;

· • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

· • прогнозирование развития образовательных систем;

· • внедрение результатов педагогических исследований в практику, расширение связей теории и практики;

· • разработка новых концепций, учебных программ, стандартов, учебников и учебно-методических материалов.

· Как любая другая наука, педагогика характеризуется своим набором методов.

· Методы педагогики делятся на: методы целостного педагогического процесса; методы обучения; методы воспитания;

· методы научно-педагогических исследований.

· С помощью методов обучения и воспитания осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели, решаются педагогические задачи, а также приобретаются сами знания. Методы научно-педагогических исследований – это способы получения педагогами-исследователями знаний о своем предмете с целью установления закономерностей, зависимостей, свойств и построения научных теорий.

· Методы научно-педагогических исследований, в свою очередь, подразделяются на эмпирические и методы теоретического исследования. Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их анализ, классификацию, обработку, к ним относятся: наблюдение, опрос, изучение документации и материалов. Методы теоретического исследования таковы: теоретический анализ и синтез материалов по теме исследования, индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному), методы обобщения полученных данных, работа с научной литературой (конспектирование, реферирование, цитирование и пр.), математические и статистические методы.

· Основными категориями педагогики являются: обучение; воспитание; образование; развитие; самообразование; педагогический процесс; педагогическая система; педагогическая деятельность; педагогическая технология; педагогическое взаимодействие.

· Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями.

· Каждой исторической эпохе присуща своя система обучения, которая специфично отвечает на вопросы – для чего, кого, чему и как учить. Общество передавало молодому поколению содержание накопленного человечеством социального опыта избирательно, т. е. различные социальные группы получали знания в области социальной культуры в разном объеме и разного характера. Современное общество заинтересовано в передаче всему подрастающему поколению всего содержания социального опыта. Целью обучения, направленного на разностороннее развитие личности, является обеспечение всем учащимся оптимального интеллектуального развития, сознательного и прочного усвоения знаний, овладения умениями пользоваться этими знаниями на практике. Эта цель выступает в единстве с целями воспитания, направленного на формирование личности во всей совокупности.

· Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, одна из центральных категорий в педагогике.

· Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, целенаправленно и сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Говоря об «образовании», можно рассматривать эту категорию в разных качествах:

· – как ценность развивающегося человека и общества;

· – как процесс обучения и воспитания человека;

· – как результат процесса обучения и воспитания;

· – как систему образования.

· Цели образования определяют его содержание. В современном обществе оно предполагает систему знаний о природе, обществе, технике, человеке; систему способов деятельности, преобразующихся в результате их усвоения в умения и навыки; опыт творческой деятельности, обеспечивающий развитие творческих способностей личности; систему норм отношений к миру и друг к другу. Все это в совокупности обеспечивает развитие разносторонних качеств личности, ее нравственную, эмоциональную, эстетическую культуру, ее ценности и идеалы.

· Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего – индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства) потенциалов возможностей.

· Эти два потенциала осваиваются не в отрыве друг от друга, а одновременно и взаимосвязанно. Освоение внутреннего потенциала может осуществляться только через общественный опыт. Ребенок, видя, что умеют другие, пытается сделать это сам и таким образом развивает свои внутренние возможности.

· Можно выделить развитие физическое, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

· Самообразование – это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, направленная на его собственное развитие посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

· Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

· Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

· Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.

· Педагогическая технология – это система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т. д.

· Педагогическое взаимодействие представляют собой прямые или косвенные преднамеренные контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и тем самым производить реальные преобразования не только в познавательной или эмоциональной, но и в личностной сфере.

·

· Вопрос 59

· Отрасли педагогических знаний. Место педагогики в системе наук о человеке. Связь педагогики с другими науками.

   

· Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, использование данных других наук о человеке. Педагогика тесно взаимодействовала со многими науками, которые повлияли на ее становление и развитие: философией, психологией, биологией, антропологией, медициной, экономическими науками, социологией, политологией и др.

· Можно выделить четыре основные формы связи педагогики с другими науками:

· 1) использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;

· 2) творческое заимствование методов исследований;

· 3) использование конкретных результатов исследований других наук;

· 4) участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

· Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали направление педагогическому поиску и служили методологическим основанием педагогики. В настоящее время общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе и соответствующего решаемым задачам осмысления места человека в мире. От системы философских взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

· Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Все выдающиеся педагоги считали, что им необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности и строить образование, учитывая эти законы.

· Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека – одна из центральных в педагогике. Она является важнейшей и для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.

· Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, задействовала тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о человеке в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

· Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является предоставление образования детям, имеющим приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты.

· Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была определяющим условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

· Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая, и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

·

· 60.Краткая история возникновение и развитие педагогики как науки

· Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие. Первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть в жизни людей важную роль. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась необходимость обобщать опыт воспитания, создавать специальные учебно-воспитательные учреждения для подготовки молодых людей к жизни. В наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, вычленения его теоретических начал. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–370 до н. э.) писал: «Природа и воспитание подобны. А именно – воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу... Хорошими людьми становятся больше от воспитания, чем от природы». Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). Его главный труд «Великая дидактика» (1654) – одна из первых научно-педагогических книг. Многие высказанные в ней идеи не утратили свою актуальность и научное значение и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, например принцип природосообразности, классно-урочная система, вошли в золотой фонд педагогической теории.

· 61.Структура современной педагогики. Значение педагогики как теоретикоприкладной науки в современных условиях.

·

· В педагогике различают две её составляющие: педагогику как практическую деятельность по воспитанию человека (народную, семейную, школьную) и научную педагогику, которая исследует сущность процесса воспитания и разрабатывает научные рекомендации для его улучшения.
В качестве предмета педагогики было принято считать воспитание как подготовку растущего человека к жизни. Есть и второе определение: предметом педагогики является исследование развития и формирования человеческой личности в процессе обучения и воспитания, разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. Задачи педагогики:

· 1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности в условиях специально организованного воспитания.

· 2. Определение целей воспитания.

· 3. Разработка содержания воспитания.

· 4. Исследование методов воспитания.

· Изучение закономерностей формирования личности осуществляется с помощью целой системы разнообразных методов, к которым относятся следующие:
- педагогические наблюдения (систематизированный сбор фактов, позволяющий выдвинуть предположения, требующие проверки с помощью других методов).

· - беседа (выяснение отношения как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам).

· - изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. - педагогический эксперимент. - социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод экспертных оценок).

· - методы математической статистики.

· - теоретический анализ педагогических идей.

· Выделяют в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

· Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно- материальной базы педагогического процесса).

· Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

· Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

· Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Размышляя о назначении науки, великий русский ученый-химик Д.И. Менделеев пришел к выводу, что у каждой научной теории две основные цели: предвидение и польза. При этом предвидение – это задача теории, а польза – задача практики. Таким образом, педагогическая наука призвана познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

· Большинство исследователей считают, что из обширной области педагогических знаний можно выделить теоретическую педагогику – как педагогику, содержащую базовые научные знания о закономерностях и законах, а также аксиомы и принципы. Представим это в виде следующей схемы (рис. 1).

· Рис. 1

· Теория содержит закономерности, законы, принципы, аксиомы и т. д., соединяясь через конкретные рекомендации с практикой (технологии, методы, приемы, формы и т. д.).

· Подлинное мастерство учителя, высокое искусство воспитания всегда опираются на научные знания. Но развитие педагогической науки автоматически не обеспечивает качество воспитания, необходимо, чтобы теория переходила в практические технологии. Пока же разрыв между теорией и практикой в педагогике составляет 5-10 лет.

·

·

· 62. Образование и воспитание: понятие, сущность, цели и задачи.

· Обучение — многозначное понятие:

· в кибернетике — говорят о самообучающихся системах;

· в биологии под обучаемостью понимается одно из фундаментальных свойств всех живых систем;

· в психологии обучение выступает как взаимосвязанная деятельность преподавателя и обучаемого, в результате которой происходит обогащение интеллекта обучаемого, его психическое развитие;

· в педагогике под обучением понимается специфический вид человеческой деятельности, суть которого состоит в передаче социального опыта. Обучение существует в неразрывном единстве с другой стороной образовательного процесса — воспитанием. Если главной задачей обучения является обеспечение прочных знаний, то задача воспитания состоит в формировании у обучаемых тех или иных личных качеств, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру. В практической образовательной деятельности обучение и воспитание существуют в неразрывном единстве и различаются лишь при их теоретическом анализе.

· Существуют различные системы организации обучения — индивидуальная, классно-урочная, лекционно-семинарская и др.

· Под обучением в педагогической литературе, как правило, понимается подсистема образования, представляющая собой процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающими и обучаемыми, в результате которого у последних формируются определенные знания, умения и навыки, опыт деятельности, поведения, а также личностные качества.

· В этом определении выявляются следующие стороны процесса обучения:

· - он нацелен прежде всего на овладение знаниями;

· - подсистема обучения не исчерпывает свои задачи только сообщением знаний, а ставит целью также и формирование определенных качеств обучаемого, умений, навыков, поведения, т.е. процесс обучения оказывается так или иначе тесно связанным, переплетенным с подсистемой воспитания;

· - процесс обучения не есть только сфера активности обучающего, а есть отношение между двумя его участниками — обучающим и обучаемым, приоритет в котором принадлежит преподавателю, но где и обучаемый отнюдь не остается пассивным.

· Отсюда кратким, но достаточным определением предмета теории обучения или дидактики может служить следующее:

· Дидактика — составная часть педагогики, исследующая общие принципы и закономерности взаимодействия преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи обучения в тесной связи с задачами воспитания.

· Причем под принципами обучения понимаются основные требования к процессу обучения, позволяющие оптимизировать его. А под закономерностями подразумевается отражение в теории общих, необходимых, устойчивых и повторяющихся связей, определяющих развитие процесса обучения. Среди таких закономерностей процесса обучения обычно выделяют следующие:

· - зависимость содержания и целей обучения от потребностей личности, общества и государства;

· - зависимость каждого последующего этапа обучения от качества предыдущего, от объема и характера уже изученного учебного материала;

· - взаимосвязь эффективности обучения с характером его мотивации у участников процесса;

· - активное влияние управления учебным процессом, его планирования, организации, системы стимулирования и контроля на общие результаты обучения, его качество.

· Важнейшими же принципами обучения, его исходными установками, которые и обеспечивают его высокое качество, являются:

· - объективность предлагаемого к изучению материала, его соответствие реальной действительности, его научность;

· - последовательность, систематичность, четкое планирование учебного процесса;

· - доступность предлагаемых знаний, их соответствие уровню развития учащихся;

· - наглядность обучения, многообразие его методов;

· - поддержание активности учащихся при их обучении;

· - обеспечение прочного усвоения знаний;

· - поддержание тесной связи теории с практикой.

· Успех в реализации этих принципов во многом определяется содержанием обучения.

·

· Основными составляющими воспитания являются социальное, культурное, интеллектуальное, физическое и профессиональное развитие, формирование способностей, познавательных, деловых, волевых, физических и профессиональных качеств. Интегральным показателем развития служит развитость личности. Развитие и развитость - процесс и результат реализации человеком своих возможностей.

· Развитие личности - сложный, длительный и противоречивый процесс. С философских позиций термин «развитие» рассматривается как «характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений, сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей». Психологи развитие личности рассматривают как «изменение ее (личности) количественных и качественных свойств».

· Развитие человека движется в двух направлениях: биологическом и социальном. Данное понятие аккумулирует в себе те и другие свойства и качества.

· Развитие и воспитание человека тесным образом связаны с его включением в разнообразные виды деятельности (особенно творческой) и отношением к данной деятельности (положительным + высокая степень творческой активности) и зависит от внешних (окружение человека) и внутренних (свойства организма) условий.

· Категорию воспитания необходимо рассматривать в узком и широком смысле слова:

· - целенаправленный, систематический процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на решение конкретных педагогических задач, эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели (в узком смысле слова);

· - целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека (в широком смысле слова).

· Основная цель воспитания - формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности.

· При этом социально, духовно и морально зрелая творческая личность - это личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции, с присущими ей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина.

· Направления воспитания можно классифицировать по формам, содержанию, объектам воспитания, по отношению воспитатель - воспитуемый.

· Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования. Но его содержание зачастую направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования иногда выпадают такие его компоненты, как передача опыта различных форм и видов деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, опыт общения и т.д.

· Главными задачами трудового воспитания являются развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта. Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, в которых формируются трудовые действия, складываются производственные отношения.

· Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая почти всех воспитательных систем. Современное общество требует поколения, способного трудиться с высокой производительностью, переносить повышенные нагрузки. Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста (физкультура - обязательный предмет во всех учебных заведениях).

· Теоретическую основу нравственного воспитания составляет этика. Главные постулаты нравственного поведения изложены в Библии, Коране, Талмуде. В качестве приоритетных задач этического воспитания выделяют:

· - накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, общественных местах);

· - разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких, как честность, терпимость, скромность, деликатность, дисциплинированность и ответственность, чувство долга и чести, трудолюбие.

· Основными критериями нравственности человека являются его убеждения, моральные принципы, поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

· Целью эстетического воспитания является развитие способности к эмоциональному восприятию прекрасного. Она может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, быт, профессиональную деятельность. В то же время эстетическое воспитание должно оберегать его от ухода в «чистый эстетизм».

· Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и отечеству.

· Экономическое воспитание - система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, страны в целом. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств (бережливости, предприимчивости, расчетливости), но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогообложения.

· Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности всего живого на планете. Оно ориентирует индивида на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Обязанность каждого живущего на Земле - принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

· Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей, ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и критического отношения к тем, кто их нарушает.

· Поликультурное воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств, культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и предусматривает:

· - адаптацию к ценностям разнородных культур, взаимодействие людей с разными традициями;

· - ориентацию на диалог культур;

· - отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов.

· Интернациональное воспитание - целенаправленная деятельность по формированию чувства свободы, равенства и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства.

· Патриотическое воспитание - процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

· Выделяют три основные группы методов воспитания:

· - убеждения;

· - стимулирующие (возвратно-оценочные);

· - организации жизни и деятельности.

· Метод убеждения направлен, прежде всего, на рациональную сферу отношений. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и осознанное отношение к ней воспитанника. Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия.

· В целенаправленном воспитательном процессе методы убеждения могут и должны быть разнообразными. Вариативность - главное условие их успешности.

· К стимулирующим методам относятся одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение — регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности: стимулирование первых и торможение вторых. По форме поощрения и наказания разнообразны.

· Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия, восхищение.

· Виды наказаний: замечания, выговор, общественное порицание, возмущение, ироническая шутка.

· Методы организации жизни и деятельности предназначены для научения навыкам, умениям и формам поведения.

· Любое воспитательное воздействие должно состоять из трех частей:

· - предписывающей (что надо сделать),

· - аргументирующей (зачем надо сделать),

· - методической (как лучше это сделать).

· Эффективность воспитательного взаимодействия заключается в целенаправленном, систематическом, квалифицированном руководстве. Воспитание основывается на сознании человека и требует его участия. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Оно действенно при условии его перехода в самовоспитание, которое является одним из главных показателей эффективности воспитания личности.

Формы, методы и средства обучения. Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.). Любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения. Все формы находятся в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется деятельность учеников. На основании этого выделяют формы деятельности учащихся: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые). На наш взгляд, профессиональнее рассматривать формы организации обучения не по количеству учащихся, участвующих в образовательном процессе, а по характеру связей между ними в процессе познавательной деятельности. Индивидуальная форма - углубленная индивидуализация обучения, когда каждому дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого ученика. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных типов, программированном обучении, углублении знаний и ликвидации в них пробелов. Названные формы организации учебной деятельности весьма ценны и эффективны только во взаимосвязи. Групповая форма - предусматривает разделение группы учащихся на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: выполнение лабораторных и практических работ, решение задач и упражнений. Фронтальная форма - предполагает совместную деятельность всей учебной группы: учитель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, учащиеся работают над одной проблемой. Преподаватель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Всем обеспечивается одновременное продвижение в учении. Рассмотрим некоторые из форм более подробно. Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам: 1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы); 2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков); 3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.); 4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме: - повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д. - освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой. - отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу); - выдача домашнего задания. Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми. Экскурсии - форма организации обучения, при которой    
     
     
             


ВОПРОС 64. Педагогический процесс (учебно-воспитательный процесс) -представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогический процесс реализует цели образования в условиях педагогических систем, в которых организовано взаимодействие педагогов и воспитанников. Он является главной структурной единицей образования и контролирует систему педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников. П.п. создаётся преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. У каждого учащегося есть своя цель обучения. Педагогическая технология - это последовательная, взаимосвязанная система действий педагогов и воспитанников, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.04 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал