Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детерминанты межкультурной коммуникации






Каждая отдельная макрокультура не является го­могенной структурой, внутри ее существуют отдельные этниче­ские культуры и различные общественные группы, обладающие своими культурными особенностями. Со структурной точки зре­ния такого рода социокультурные группы называют микрокуль­турами (субкультурами). Каждая микрокультура (например, мо­лодежная субкультура) имеет одновременно и сходство, и разли­чие со своей материнской культурой, что обеспечивает их представителям одинаковое восприятие мира. Макрокультура может отличаться от микрокультуры этнической, религиозной принадлежностью, географическим расположением, экономи­ческим состоянием, половозрастными характеристиками, соци­альным статусом ее носителей и т.д. В зависимости от сочетания и значения тех или иных факторов в каждой социокультурной группе формируются свои ценностные ориентации, выражаю­щиеся в специфическом отношении к природе, времени, про­странству, характеру общения, характеру аргументации в ходе общения, личной свободе индивида, природе самого человека.

Отношение к природе. В отношении человека к природе воз­можны три варианта:

природа воспринимается как контролируемая человеком;

природа воспринимается как находящаяся в гармонии с ним;

природа воспринимается как ограничивающая его.

В зависимости от варианта отношения к природе поведенче­ские реакции людей располагаются в диапазоне от свободного волеизъявления до фатализма. Например, в индустриальных странах доминирует первый вариант, когда человек властвует над природой, которая находится в его распоряжении. Поведение че­ловека в таких культурах основывается на убеждении, что челове­ку все подвластно, все его пожелания могут быть исполнены, если приложить к этому достаточно усилий. При варианте гармо­нии с природой не делается различий между жизнью человека и природой, все поступки и виды деятельности осуществляются в соответствии с природой. Такого рода поведение характерно для японской и китайской культур. В варианте подчинения человека природе доминируют фаталистические убеждения. В культурах данного типа любые события воспринимаются как неизбежные, а поведение людей определяется такого рода событиями. Пред­ставители этих культур редко дают обещания, но если нарушают­ся заранее разработанные планы, то эти нарушения воспринима­ются как неизбежные, не подлежащие и не поддающиеся контро­лю. Такое отношение к природе характерно для культуры американских индейцев, а также культур народов с натуральным ведением хозяйства.

Отношение к времени. Каждая культура имеет свой собствен­ный язык времени, который необходимо выучить, прежде чем на нем общаться. Так, если западная культура четко измеряет время и опоздание в ней рассматривается как провинность, то у арабов, в Латинской

Америке и в некоторых странах Азии опоздание ни­кого не удивит. Более того, для нормального и эффективного об­щения там принято потратить какое-то время на произвольные беседы, не проявляя поспешности, которая может стать прчиной культурного конфликта.

По критерию отношения к времени можно определить куль­турную направленность человеческой жизни, которая может быть ориентирована в прошлое, настоящее и будущее. Предста­вители каждой культуры могут использовать все три возможно­сти ориентирования во времени, но при этом какая-то одна из них преобладает. В культурах с преобладающей ориентацией на прошлое главное внимание уделяется традициям, тесным родст­венным и семейным связям. Этот тип культуры позволяет фоку­сироваться на нескольких действиях одновременно, не всегда следовать запланированным срокам, изменять планы, занимать­ся делами по мере возможности, часто медленно, поскольку время воспринимается как неисчерпаемый ресурс, который ни­когда не кончается. В связи с этим характерными чертами данных культур являются привычки опаздывать и изменять сроки выпол­нения заданий без извинений и указания причин, попытки ре­шить несколько проблем одновременно, воздержание от твердых обязательств или четко оговоренных сроков.

Практическим примером того, как обходятся с временем в разных культурах, служит отношение людей к пунктуальности. Во многих странах пунктуальности придается большое значение. Например, в Германии, Швейцарии и некоторых других странах Европы, атакже в Северной Америке обычно ожидается своевременное появление со­беседника. Причем существует определенная «шкала» опозданий, и для каждой ступени этой шкалы предусматривается подходящая фор­ма извинения. Так, неписаные правила делового этикета европейских культур позволяют опаздывать на встречу не больше чем на 7 мин. Большее опоздание является демонстрацией собственной несерьезности и гро­зит потерей доверия партнера. Студенты, ждущие в аудитории препо­давателя, могут покинуть ее через 15 минут и будут правы.

Ориентация на настоящее проявляется в тех культурах, где люди не интересуются прошлым, а будущее для них неопределен­но и непредсказуемо. В таких культурах время фиксировано, люди пунктуальны, ценится соответствие планов и результатов. События происходят быстро, ибо время конечно, необратимо и поэтому очень ценно.

В процессе межкультурной коммуникации партнеры обычно руководствуются своими мерками времени и применяют их друг к другу. При этом обеими сторонами не учитываются те скрытые сигналы, та информация, которая содержится и выражается в другой временной системе. Так теряется важный источник ин­формации, и общение оказывается малоэффективным. Чтобы уметь понимать скрытые сигналы и лучше ориентироваться в чу­жой культуре, необходимо хорошо знать ее временную систему.

Как правило, при взаимодействии ни один контакт между людьми, принадлежащими к различным временным системам, не обходится без стресса. При этом очень сложно избежать нега­тивных эмоций, еслиприходится подстраиваться под другую вре­менную систему. Здесь важно помнить, что на поступки людей из другой системы времени нельзя реагировать точно так же, как на те же поступки людей из своей временной системы. Многие ве­щи, например опоздание или «внезапный» перенос встречи, име­ют иное, а иногда и просто противоположное значение.

Отношение к пространству. Каждому человеку для нормального существования необходим определенный объем окружающего пространства, которое он считает своим личным. Размеры этого пространства зависят от степени близости с теми или иными лю­дьми, от принятых в данной культуре форм общения, от вида дея­тельности т.д. Этому личному пространству придается большое значение, поскольку вторжение в него обычно рассматривается как покушение на внутренний мир человека.

Чувства личного пространства люди интуитивно придержи­ваются при общении с представителями своей культуры, что, как правило, не создает проблем для коммуникации. Однако при об­щении с представителями других культур дистанция общения со­здает такие проблемы, поскольку отношение к пространству в каждой культуре обусловлено ее особенностями и может оши­бочно пониматься представителями другой культуры. Дело в том, что большинство людей воспринимает пространство не только глазами, но и всеми остальными органами чувств. Начиная с дет­ства, человек усваивает значение пространственных сигналов и в рамках собственной культуры может их безошибочно узнавать. Однако при общении с представителями других культур органы чувств человека не в состоянии точно истолковать незнакомые пространственные сигналы, что может стать причиной непони­мания или конфликта.

В соответствии с параметром отношения к пространству культуры подразделяются на те, в которых преобладающая роль принадлежит: 1) общественному пространству; 2) личному про­странству.

Для культур первого типа характерно небольшое расстоя­ние между индивидами в процессе общения, частые прикоснове­ния друг к другу, совместное проживание водной комнате, отсут­ствие личных офисов на рабочих местах и т.д. Для представителей таких культур считается нормальным осмотреть личные вещи других людей, прочитать любые открытые тексты в чужих поме­щениях, заглянуть в гости к друзьям без предупреждения.

В культурах второго типа прикосновения допустимы преи­мущественно между близкими людьми или носят сугубо ритуаль­ный характер, дистанция общения - не менее вытянутой руки; как правило, члены семьи имеют отдельные комнаты, а на работе все сотрудники — отдельные офисы, прочтение какого-либо тек­ста, предназначенного для другого лица, расценивается как гру­бый поступок, визиты заранее согласовываются, поскольку по­явление без предупреждения рассматривается как вторжение в личное пространство.

Таким образом, реакция людей на одни и те же пространст­венные сигналы почти всегда различается в разных культурах. В тех странах, где люди довольствуются относительно неболь­шим личным пространством, толчея на улице, когда все друг дру­га касаются или даже толкают, воспринимается как нормальное явление. В этих культурах люди не боятся прямых физических контактов. К ним относятся культуры таких стран, как Италия, Испания, Франция, Россия, страны Ближнего Востока и другие. В других культурах, например в культурах североевропейских стран, Германии, США, люди, наоборот, максимально стремятся избежать близких дистанций или прикосновений.

Динамика движений и личная дистанция при разговоре явля­ются неотъемлемой частью процесса коммуникации. Та дистан­ция при разговоре, которая допускается между чужими людьми, показывает динамику коммуникации, которая проявляется в дви­жениях. Если собеседник подходит слишком близко, мы автома­тически делаем шаг назад. Так, латиноамериканцы и европейцы в обычной обстановке разговаривают на разных расстояниях, но при общении друг с другом латиноамериканец будет стараться оказаться на привычном для него расстоянии, а европейцем это стремление будет воспринято как вторжение в его личное про­странство, и он постарается отодвинуться. В ответ латиноамери­канец постарается приблизиться вновь, что европеец расценит как проявление агрессии.

Пространственный фактор в коммуникации может также служить для выражения отношений господства — подчинения. Однако в каждой культуре приняты разные сигналы, выражаю­щие отношения во власти.

Например, в Германии и США верхние этажи офисов обычно пред­назначены для руководящих сотрудников фирмы или отдела. При этом угловые офисы с наиболее широким обзором занимают, как пра­вило, главные менеджеры или владельцы фирм. В России руководя­щие сотрудники стараются избегать верхних и вообще крайних эта­жей, предпочитая размещать свои офисы на средних этажах здания. Похожая картина наблюдается и во Франции. Это объясняют тем, что власть и контроль в этих странах обычно исходят из центра.

Отношение к общению. Этот критерий подразделяет культуры на высококонтекстуальные и низкоконтекстуальные (см. § 2.1).

Очевидно, что характер и результаты процесса коммуника­ции определяются среди прочего степенью информированности его участников. В некоторых культурах для полноценного обще­ния необходима дополнительная подробная информация. В та­ких культурах практически отсутствуют неформальные сети ин­формации и, как следствие, люди оказываются недостаточно информированными. Такие культуры называют культурами с низким контекстом. Для данного типа культур характерно пренебрежение контекстом — все значения должны быть выра­жены вербально, а все необходимое для общения обговаривается непосредственно в его ходе. Кроме того, в этих культурах важное значение придается формальному общению, предпочтения не выражаются открыто, не приветствуется эмоциональность. В низкоконтекстуальных культурах упускаются из виду непря­мые сигналы и намеки, а типичные косвенные невербальные сиг­налы расшифровываются однозначно.

Напротив, в других культурах у людей нет необходимости в получении более полной информации. Здесь люди нуждаются лишь в незначительном количестве дополнительной информа­ции, чтобы иметь ясную картину происходящего, так как в силу высокой плотности неформальных информационных сетей они всегда оказываются хорошо информированными. Такие обще­ства называются культурами с высоким контекстом. В куль­туре данного типа большое значение придается факторам, со­провождающим процесс общения (место, время, статус и т.п.), традициям, невербальным элементам коммуникации. Общение характеризуется вниманием к формальностям, эмоционально­стью, импульсивностью и частым восприятием деловых отно­шений как личных. Типичной формой поведения в таких куль­турах является предпочтение личного общения письменному, поскольку личный контакт предоставляет больше возможно­стей извлекать значения из контекста общения.

Учет контекста или плотности информационных сетей куль­туры является обязательным элементом успешного понимания того или иного события.

Тип информационных потоков. Для процесса коммуникации очень важной культурной категорией являются информацион­ные потоки, которые наряду с рассмотренными выше факторами образуют единый комплекс причин, определяющих поведение человека в рамках своей культуры. Для процесса коммуникации важность информационных потоков определяется формами и скоростью распространения информации. Проблема заключает­ся в том, что в одних культурах информация распространяется медленно, целенаправленно, по предназначенным для этого ка­налам и носит ограниченный характер. В других культурах систе­ма распространения информации действует быстро и широко, вызывая соответствующие действия и реакции. Поэтому для межкультурной коммуникации важно, каким образом в соответ­ствующей культуре распространяется информация. Ведь куль­турные различия, влияющие на характер распространения ин­формации, могут стать серьезными препятствиями при межкуль­турных контактах.

Например, в североевропейских странах (особенно в Герма­нии), которые относятся к монохронным культурам с низким контекстом (см. §2.1), передаваемая информация важнее, чем та, которая уже находится в памяти, поскольку в культурах этих стран, образно говоря, люди «отгораживаются» от окружающего мира. Это тип культуры с низкой скоростью распространения информации. В этих странах все должно иметь свою структуру и порядок, все предельно точно определено правилами, а про­странство для личной инициативы незначительно. Люди вовле­чены в поток информации, перегруженный мельчайшими дета­лями. Для того чтобы переработать такой огромный объем ин­формации, требуется большое число правил, регулирующих ее распространение.

Подобные правила в конечном итоге приводят к тому, что в тех культурах, где информация подготавливается заранее и носит формальный характер, люди имеют дело с толстыми стенами, двойными дверьми и перегруженным расписанием. Все это в буквальном смысле слова осложняет подход к другим людям и де­лает поток информации максимально узким и избирательным. По этой причине люди из этих культур воспринимаются как не­доступные и ограниченные только кругом своих интересов.

В-культурах с высоким контекстом, к которым принадлежат Россия, а также Франция и другие страны южной Европы, все происходит наоборот. Эти культуры являются полихронными и имеют высокую скорость распространения информации (см. §2.1). Люди располагают эффективной неформальной информацион­ной сетью и, как правило, не отгораживаются от возможных по­мех со стороны внешнего окружения. Вся информация течет бес­препятственно, причем те данные, которые хранятся в памяти, являются более важными, чем те, которые вновь передаются. Люди обо всем превосходно информированы, и у них нет необхо­димости выяснять подоплеку каждого нового события. Пере­грузка информационных каналов случается также нечасто, по- сколькулюди находятся внепрерывном контакте друг с другом. Тщательный распорядок дня и всевозможные мероприятия по отграничению своего времени и пространства в этих культурах отсутствуют, так как они выступают помехой для жизненно важ­ных контактов междулюдьми, имеющих для них первостепенное значение.

Отношение к личной свободе. По данному критерию культуры разделяются на индивидуалистские и коллективистские (см. §2.1). Для первых характерен акцент на личном Я и на личности как основной единице и ценности общества. В условиях культур этого типа индивид независим от других индивидов в рамках куль­турных норм данного общества и несет ответственность за все свои действия и поступки. В таких культурах высоко ценятся лич­ная инициатива, личные достижения, решения принимаются индивидуально, во всем преследуются личные цели, распростра­нено стремление полагаться только на себя, положительно оце­нивается конкуренция с другими индивидами. В поведении представителей индивидуалистских культур прослеживаются действия, направленные на то, чтобы их заметили и признали их личные достижения.

В коллективистских культурах главным является понятие Мы. В соответствии с этим достижения каждого индивида ассоцииру­ются с совместной, групповой деятельностью. Здесь групповые цели, взгляды, потребности доминируют над личными и поэтому личность во всем зависит от коллектива и делит с ним ответствен­ность за все происходящее. Наиболее ценными здесь признаются такие качества человека, как сотрудничество, совместная деятель­ность, скромность. В этих условиях считается неприличным под­черкивать собственные достоинства и достижения. Для коллекти­вистских культур характерно ожидание признания собственных достоинств через оценки, высказанные другими.

Отношение к природе человека. Этот критерий основывается на особенностях характера человека и его отношении к общеприня­тым нормам и другим людям. В соответствии с таким подходом человеческая природа допускает, что человек может быть пороч­ным и поэтому требуется контроль за его поведением. Существу­ют культуры, считающие человека изначально греховным. В та­ких культурах четко определены понятия добра и зла, хорошего и плохого. Этим понятиям придается большое значение, посколь­ку на них базируются основные культурные ценности данного общества.

Противоположностью этому типу являются культуры, в кото­рых сущность человека считается изначально положительной, а поскольку человек сам по себе положителен, то понятие хороше­го и плохого относительно, так как зависит от конкретных обсто­ятельств. Нормы поведения и законы должны применяться в этих культурах гибко, а их нарушение или несоблюдение может при- ' нести и положительные результаты.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал