Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность невербальной коммуникации






Исследования процесса коммуникации показы­вают, что речевое (вербальное) общение является основным ви­дом человеческой коммуникации, но оно сопровождается раз­личного рода несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой текст. Эффективность любых коммуника­ционных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова или другие элементы вербальной коммуникации, но и умением правильно интерпретировать визу­альную информацию, которая передается мимикой, жестами, те­лодвижениями, темпом и тембром речи. Хотя язык является са­мым эффективным и продуктивным инструментом человеческо­го общения, все же это не единственное средство коммуникации. Установлено, что с помощью языка люди передают не более 40% информации своим собеседникам[40]. Остальная информация пе­редается с помощью несловесных средств, которые получили на­звание невербальных.

Дело в том, что средствами вербальной коммуникации мож­но передать только фактические знания, но их оказывается недо­статочно для передачи чувств человека. Различного рода чувства, переживания и настроения, не поддающиеся словесному выра­жению, передаются средствами невербального общения. Сферу невербальной коммуникации составляют все неязыковые сигна­лы, посылаемые человеком и имеющие коммуникативную цен­ность. Эти средства объединяют большой круг явлений, включа­ющий не только мимику, жесты, позы тела, тембр голоса, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и т.д.

Под невербальной коммуникацией в науке понимается сово­купность неязыковых средств, символов и знаков, использующихся для передачи информации и сообщений в процессе общения.

 

 

Невербальные способы передачи информации появились в жизни людей раньше, чем вербальные. Первым такую мысль вы­сказал Ч. Дарвин, который считал, что в основе всех невербаль­ных форм общения лежат эмоции человека, которые представля­ют собой биологические реакции на внешние стимулы. Учеными доказано, что у человека и приматов мимика при выражении эмо­ций, некоторые жесты, телодвижения являются врожденными и служат сигналами для получения ответной реакции. Эти сигналы и реакции первоначально не предполагали высокоразвитого че­ловеческого сознания и поэтому оказались устойчивыми и эф­фективными в своих функциях.

Другим примером биологической природы невербальных форм общения может служить поведение животных, которые прекрасно понимают друг друга при помощи поз, телодвижений, определенной демонстрации агрессии или страха. Более того, до­машние животные понимают мимику и жесты человека, тон его голоса, они отводят глаза в сторону, когда не желают схватки, и т.д. Вероятно, каждому приходилось наблюдать за собаками или кошками, которые выражали отношение к действиям чело­века, желание или нежелание общаться с ним и т.п.

Невербальная коммуникация является самой древней фор­мой общения людей. Исторически невербальные средства ком­муникации развились раньше, чем язык. Они оказались устойчи­выми и эффективными в своих первоначальных функциях и не предполагали высокоразвитого человеческого сознания. Кроме того, постепенно проявились их определенные преимущества перед вербальными: они воспринимаются непосредственно и по­этому сильнее воздействуют на адресата, передают тончайшие оттенки отношения, эмоций, оценки, с их помощью можно пере­давать информацию, которую трудно или по каким-то причинам неудобно выразить словами.

В основе невербальной коммуникации лежат два источника — биологический и социальный, врожденный и приобретенный в ходе социального опыта человека.

Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека и приматов, некоторые жесты, телодвижения являются врожден­ными и служат сигналами для получения ответной реакции. Об этом говорят эксперименты со слепыми и глухими детьми, у ко­торых не было возможности увидеть, а потом сымитировать чью-то мимику при выражении удовольствия или неудовольст­вия.

Другим доказательством биологической природы невербаль­ной коммуникации является то, что ее элементы с трудом подда­ются сознательному контролю: побледнение или покраснение лица, расширение зрачков, искривление губ, частота моргания и др.

Но сигналы эмоций, унаследованные человеком от своих предков, достаточно сильно изменились к настоящему времени и по форме, и по своим функциям. Так, считается, что улыбка че­ловека, связанная с положительными эмоциями, восходит к про­стому животному оскалу агрессии. Животные отводят взгляд в знак умиротворения, когда не желают схватки, у человека — это сигнал о нежелании поддерживать контакт.

Социальная обусловленность коммуникации, как считают этологи, присуща не только человеку, но и животным. Они за­фиксировали довольно много правил невербального общения у животных и птиц. Но животные обучаются этим правилам только через имитацию, а человек приобретает их и в ходе процессов ин- культурации и социализации. Некоторые нормы невербальной коммуникации имеют общенациональный или этнический ха­рактер (в Европе обычно здороваются, пожимая руку, а в Индии складывают обе руки перед грудью и делают небольшой поклон), другие — узкопрофессиональную область применения (сигналы, которыми обмениваются водолазы или грузчики).

Двойная природа невербальной коммуникации объясняет наличие универсальных, понятных всем знаков, а также специ­фических сигналов, используемых в рамках только одной культу­ры. На основе признаков намеренности/ненамеренности невер­бальной коммуникации выделяют три типа невербальных средств:

О поведенческие знаки, обусловленные физиологическими реак­циями: побледнение или покраснение, а также потоотделение от волнения, дрожь от холода или страха и др.; О ненамеренные знаки, употребление которых связано с привыч­ками человека (их иногда называют самоадапторами): почесы­вание носа, качание ногой без причины, покусывание губ и др.; О собственно коммуникативные знаки — сигналы, передающие информацию об объекте, событии или состоянии.

Когда говорят о невербальной коммуникации, то прежде все­го подразумевают дополнительную информацию о человеке, ко­торую даютего внешний вид и выразительные движения. Жесты, мимика, позы, одежда, прическа, окружающие предметы, при­вычные действия — все они представляют собой определенный вид сообщений. «Прочтение» этих элементов поведения собесед­ника способствует достижению более высокой степени взаимо­понимания. Внимательное отношение к информационным ис­точникам такого рода в ходе любого коммуникационного акта позволяет получить сведения о морально-личностном потенциа­ле партнера, его внутреннем мире, настроении, чувствах и пере­живаниях, намерениях и ожиданиях, степени решительности или отсутствии таковой.

По своей сути невербальная коммуникация представляет со­бой обмен невербальными сообщениями между людьми в про­цессе их общения, а также их понимание и интерпретацию, кото­рая возможна потому, что за всеми невербальными проявления­ми человеческого поведения закреплено определенное значение, понятное окружающим. Ядро невербальной коммуникации со­ставляют самые разнообразные движения, которые вызываются психическими состояниями человека, его отношением к партне­ру, обстоятельствами взаимодействия. Благодаря качественному разнообразию этих средств и условий общения человек может пе­редавать и получать самую обширную информацию о личности коммуникатора — о его темпераменте, эмоциональном состоя­нии в момент коммуникации, социальном статусе и т.д. Кроме того, через невербальные средства можно узнать об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений, а также динамике взаимоотношений.

Специфические формы и способы невербальных средств общения позволяют сделать вывод о существенных отличиях вербального и невербального типов коммуникации. Невербаль­ные сообщения всегда ситуативны, по ним можно понять ны­нешнее состояние участников коммуникации, но нельзя полу­чить информацию об отсутствующих предметах или происшед­ших в других местах событиях, что можно сделать с помощью вербального сообщения. Невербальные сообщения синтетичны по своей структуре, их с трудом можно разложить на отдельные составляющие. В отличие от них вербальные элементы коммуни­кации (слова, предложения, фразы) всегда четко отделены друг от друга. Наконец, невербальные сообщения обычно непроиз­вольны и спонтанны по своей природе: невербальное поведение практически не поддается сознательному контролю. Поэтому в реальной практике коммуникации очень часто возникают ошиб­ки в интерпретации каких-либо невербальных действий.

Люди используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмо­ции. Эта цель является общей для всех культур, но в разных куль­турах «слова» невербального языка имеют разное значение, им придается различный смысл. Так, покачивание головой из сторо­ны в сторону для русского человека означает «нет», в то время как для болгарина это значит «да». Невербальные послания в чем-то аналогичны устной и письменной речи, поскольку любое слово, поза или жест имеют соответствующие данной культуре значе­ния. Правда, в отличие от слова многим невербальным знакам можно легко придать альтернативный смысл. Обычно в общении люди добиваются точного понимания невербального языка, ког­да связывают его с конкретной ситуацией, социальным положе­нием и культурным уровнем собеседника.

Несмотря на двойственный характер невербальные знаки включают в себя довольно большой объем разносторонней ин­формации о личностных качествах партнеров по коммуникации (их темпераменте, эмоциональном состоянии, социальном ста­тусе, коммуникативной компетенции и т.д.), об отношениях уча­стников коммуникации друг к другу (желаемом уровне общения, типе отношений, динамике взаимоотношений), об отношении к ситуации общения (желание продолжать общение, стремление выйти из коммуникации).

Глубокое и обстоятельное рассмотрение невербальной ком­муникации достигается через раскрытие ее основных форм и способов, к которым относятся:

кинесика — совокупность жестов, поз, телодвижений;

такесика - рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопыва­ния и другие прикосновения к телу партнера по коммуникации;

сенсорика — совокупность чувственных восприятий, основыва­ющихся на информации от органов чувств;

проксемика — способы использования пространства в процессе коммуникации;

хронемика — способы использования времени в процессе ком­муникации.

Кинесика

Кинесика представляет собой совокупность жес­тов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. «Кин» — мельчайшая единица движения тела человека, считывая которую, можно интерпретировать передаваемые через жесты и другие движения сообщения. Поведение человека складывается из «кинем» так же, как человеческая речь из последовательности слов, предложений, фраз. Кинемы выполняют роль дополнения или замещения речевых сообщений. Кинесика включает зритель­но воспринимаемые движения, выполняющие регулятивную фун­кцию в общении. Это не только движения лица и тела, но и оформ­ление внешности, походка, почерк и др. Элементами кинесики принято считать жесты, мимику, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потяги­вание, расслабление и др.), так и социокультурное (широко рас­крытые глаза, сжатый кулак как знак победы и т.п.).

Жесты представляют собой различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие его отношение непосредственно к собесед­нику, к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Большинст­во людей во время общения использует руки, чтобы подчеркнуть или выделить наиболее важные места в разговоре, указать на предметы или людей, выразить мысль жестом и проиллюстриро­вать свое высказывание. По мнению исследователей, жест несет информацию не только о психическом состоянии человека, но и об интенсивности его переживаний. Считается, что жесты имеют социальное происхождение, поэтому межкультурные различия проявляются в них особенно ярко.

Например, выражая свое одобрение в общественных мес­тах, немцы не аплодируют, как это принято в культурах других народов, а стучат костяшками пальцев по крышке стола, свистят или кричат. При счете они не загибают, а, наоборот, разгибают пальцы, сжатые в кулак.

В различных культурах по-разному принято привлекать к себе внимание официанта. В США это делается поднятым указа­тельным пальцем, легким движением руки, словами «официант» или «извините». В Европе для этого слегка постукивают ложкой или кольцом по стакану. На Ближнем Востоке принято хлопать в ладоши. В Японии приподнимают руку ладонью вниз, слегка ше­веля пальцами, а в Испании и Латинской Америке — ладонью вверх, быстро сжимая и разжимая пальцы.

Используемые во всех культурах жесты можно условно разде­лить на произвольные и непроизвольные, культурно обусловлен­ные и физиологические. Так, почесывание или потирание рук, верчение карандаша в руках может быть отнесено только к фи­зиологическим жестам. Это так называемые жесты-адапторы — движения рук, ориентированные на себя или на использование физических объектов. Но большая часть жестов культурно обу­словлена, они являются символами и носят договорный харак­тер. Их можно классифицировать следующим образом: О иллюстраторы — описательно-изобразительные и выразитель­ные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста те­ряющие смысл. Эти жесты сопровождают идущий в данный мо­мент разговор, более подробно раскрывая его содержание. Так, иллюстраторы имеют свойство усиливаться, когда увеличива­ется энтузиазм говорящего или когда ему кажется, что слушаю­щий это не понимает; О конвенциональные жесты, или эмблемы, они используются при приветствии или прощании, приглашении, запрещении, оскорблении и т.п. Они могут быть прямо переведены в слова, употребляются сознательно и являются условными движения­ми. Часто их применяют вместо слов, которые неловко выска­зать вслух, поэтому все неприличные жесты попадают в эту ка­тегорию;

модальные жесты — жесты одобрения, неудовольствия, иро­нии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, разду­мья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавлен­ности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удив­ления. Они выражаютэмоциональноесостояниечеловека, его оценку окружающего, отношение к предметам и людям, сиг­нализируют об изменении активности субъекта в ходе комму­никации;

жесты, используемые в различных ритуалах (христиане крестят­ся, мусульмане в конце молитвы проводят двумя ладонями по лицу сверху вниз и др.).

Поскольку все эти жесты культурно обусловлены, в разных культурах одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение, что зачастую создает много проблем в межкультурной коммуникации. Особенно разнообразным является жест привет­ствия, который в различных культурах может выражаться покло­ном, поднятием бровей, кивком головы, ударом руки, поцелуем, объятием, слезами, биением черепа до крови и т.д.

Например, для нас привычно при приветствии помахать рукой из стороны в сторону. На индонезийском острове Бали двое влюбленных могут приветствовать друг друга тяжелым ды­ханием в виде дружеского сопения. Жители Бирмы, Монголии и Лапландии в качестве приветствия традиционно обнюхивают друг друга. Эскимосы приветствуют незнакомцев ударом кулака по голове или плечу. Жители Амазонии свое приветствие выра­жают взаимным похлопыванием по спине, а полинезийцы об­нимают и потирают спину собеседника. В районе островов Тор­реса для приветствия необходимо изогнуть правую руку в форме крюка, затем почесывать ладони друг другу, повторяя это несколько раз.

Практически во всем мире получил широкое распространение жест, который в русской культуре называется «фига». В зависимости от при­надлежности ктой или иной культуре он расценивается как шуточный жест, как жест-издевка, как защитительный знак (от «дурного глаза»), как символ плодородия, как непристойное приглашение к сексуаль­ным отношениям, как жест понимания между влюбленными, как знак величайшего презрения и т.д. Даже в настоящее время в Италии, Сер­бии, Англии, Шотландии верят в оберегающую силу фиги. Привер­женцы религиозного культа Макумба в Южной Америке (прежде все­го, в Бразилии) носят по этой причине изображение фиги в качестве брелока на шее.

При контактах с представителями других культур во многих ситуациях возникает впечатление, что люди ведут себя неестест­венно.

Например, если мы говорим о себе и показываем при этом пальцем на свою грудь, то этот жест покажется японцам стран­ным, так как в таких случаях они прикасаются пальцем к носу. Только в XX в. рукопожатие стало приемлемым во всем мире. В прошлом такой прямой физический контакт считался непри­личным во многих культурах. Китайцы и в настоящее время ста­раются избегать телесных контактов с незнакомцами. Для них крепкое рукопожатие так же непринято, как для европейцев и американцев похлопывание по плечу (для «западника» это озна­чает «будь здоров»).

Жесты и телодвижения зачастую свидетельствуют о принад­лежности человека к какой-либо культуре, даже если он в совер­шенстве владеет иностранным языком. Существует немало анек­дотов о том, каким образом обнаруживают себя американские и русские шпионы. Американца легко узнать по специфической манере сидеть, положив лодыжку одной ноги на колено другой, откинувшись на стуле и заложив руки за голову. Русских же под­водит традиционная привычка пить чай, не вынимая ложки из стакана.

Поза является весьма значимой формой невербальной ком­муникации. Поза — положение человеческого тела, которое принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, по­этому она говорит об истинном состоянии человека больше, чем выражение его лица. Дело в том, что человека с раннего детства обычно учат владеть своим лицом при выражении каких-либо чувств, но не обучают сознательно управлять положением свое­го тела, и поэтому именно поза может рассказать нам о настоя­щих переживаниях людей и их истинном отношении к окружа­ющим. Наблюдение за позами дает значимую информацию о со­стоянии человека — напряжен он или раскован, настроен на неторопливую беседу или ждет окончания общения. Любое из­менение указывает на изменение отношений между участника­ми общения.

Специалистам известно около 1000 различных устойчивых положений, которые способно принимать человеческое тело. В коммуникативистике при общении принято выделять три группы поз:

0 включение или исключение из ситуации общения (открытость или закрытость для контакта). При готовности к общению человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище на­клонено вперед. Закрытость достигается скрещиванием на гру­ди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими коле­но в позе «нога на ногу», отклонением спины назад и др.; 0 доминирование или зависимость. Доминирование проявляется в «нависании» над партнером, похлопывании его по плечу, руке, лежащей на плече собеседника, зависимость - во взгляде снизу вверх, сутулости; 0 противостояние или гармония. Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках. Гармоничная поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна.

Как и другие элементы невербальной коммуникации, позы различаются не только в разных культурах, но и в рамках одной культуры в социальных и половозрастных группах.

Например, почти все западные люди сидят на стуле, поло­жив ногу на ногу. Но если европеец, находясь в Таиланде, сядет так и направит подошву ботинок на тайца, тот почувствует себя униженным и обиженным, а арабский партнер воспримет это как глубокое оскорбление потому, что тайцы и арабы считают ногу самым неприятной и «низкой» частью тела. Североамери­канский студент может сидеть перед профессором так, как ему удобно, принять расслабленную позу, одну ногу закинуть на другую, поскольку такая поза не является в США каким-то осо­бым индикатором отношений. Но в европейских культурах та­кая поза предполагает социальное равенство партнеров по ком­муникации.

Телодвижения помогают человеку выражать свои чувства и на­мерения. Так, человек проявляет по отношению к своему собе­седнику большую открытость, если стоит к нему лицом, а не бо­ком. Неприязнь у сидящего человека проявляется в напряжении тела, и, наоборот, расслабление тела и наклон вперед выражают симпатию.

В процессе коммуникации телодвижения могут также исполь­зоваться для выражения желания закончить или начать разговор.

Например, вамериканской культуре применяется несколь­ко жестов, когда есть желание поменять тему разговора, высказаться самому или закончить беседу: наклониться вперед; перестать смотреть собеседнику в глаза; поменять позу; часто ки­вать головой; касаться обеими ногами пола. Эти тонкие намеки имеют, как правило, практический эффект и меняют характер общения. Представьте себе человека, который стоит, скрестив руки, постоянно смотрит на часы, постукивает ногой по полу и не смотрит вам в глаза. Эти сигналы обычно говорят о том, что ему надо уходить.

Ошибочное употребление жестов может привести к серьез­ным недоразумениям. Например, широко известен случай, про­исшедший с одним американским политиком в одной из стран Латинской Америки. В своих речах он постоянно подчеркивал, что США хотят оказать помощь этой стране, демонстрировал свое дружелюбие и расположение окружающим. Однако его по­ездка не увенчалась успехом. Самой большой ошибкой политика было то, что, сходя с трапа самолета, он продемонстрировал всем известный американский жест — ОК. Но в Латинской Америке этот жест считается неприличным.

Несмотря на наличие общечеловеческих жестов было бы на­ивно полагать, будто они совершенно одинаковы у всех народов и поэтому понятны без специального обучения. Один и тот же и то же выразительное движение у разных народов мо­жет означать различные веши. Причина этого заключается в том, что сходные жесты воспринимаются по-разному в зависимости оттого, где в данный момент находится воспринимающий.

Например, когда шведский студент, обучающийся в Моск­ве, хотел доехать до своего института, он встал на обочине дороги и поднял вверх большой палец сжатой в кулак руки. Таким жес­том он пытался остановить попутную машину. Но он не знал, что в русской культуре этот жест означает одобрение. Водители при­нимали к сведению высокую оценку их мастерства и проезжали мимо.

Но если попытаться вникнуть в значения и интерпретации этого жеста в других культурах, то следует отметить, что в англоя­зычных странах поднятый вверх палец имеет три значения. В пер­вом он используется при «голосовании» на дороге, т.е. при по­пытке остановить попутную машину. Во втором значении жест интерпретируется как «все в порядке». В третьем, когда большой палец резко выбрасывается вверх, этот жест означает нецензур­ное ругательство. В некоторых странах, в частности в Греции, он означает «заткнись».

Мимика представляет собой все изменения выражения лица че­ловека, которые можно наблюдать в процессе общения. Она явля­ется важнейшим элементом невербальной коммуникации, поскольку помогает человеку излагать свои мысли полнее, точ­нее, понятнее для слушателя, передавать настроение, отноше­ние к тому, о чем он говорит. Лицо партнера по общению вольно или невольно приковывает наше внимание, поскольку выраже­ние лица позволяет нам установить обратную связь с собеседни­ком, т.е. узнать, понимает нас партнер или нет. Человеческое лицо очень пластично и может принимать самые разные выра­жения. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состоянии человека. Именно мимика позволя­ет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвра­щение, гнев, удивление, страх и презрение. Считается, что в вы­ражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20 ООО смыслов. Лучше всего исследована улыбка, с помощью которой можно передать симпатию к своему собеседнику или снисхождение к нему, свое хорошее настрое- пие или иронию по отношению к партнеру, а также просто пока­зать хорошее воспитание.

Мимика складывается из спонтанных и произвольных мими­ческих реакций. Развитие мимики стало возможным потому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. В связи с этим осознанный контроль над выражением лица позволяет нам усиливать, сдерживать или скрывать переживае­мые эмоции. Поэтому при интерпретации мимики особое вни­мание следует обращать на ее согласованность со словесными высказываниями. Пока между мимикой и словами есть согласо­ванность, мы обычно не воспринимаем ее отдельно. Когда несо­гласованность становится достаточно сильной, это сразу же ста­новится понятным даже неопытному человеку.

Для усиления эмоций мы делаем нашу мимику более вырази­тельной и точной в соответствии с характером и содержанием процесса коммуникации. Так, мы можем несколько преувели­чить свою радость, получая подарок, или свое огорчение, нака­зывая ребенка. Однако различные формы проявления человече­ских эмоций нередко имеют специфический характер для разных культур.

Например, смех и улыбка во всех западных культурах ассо­циируются с шуткой и радостью. Типичная «улыбчивость» азиа­тов может быть одновременно как выражением положительных эмоций (симпатии, радости и т.д.), так и способом скрыть нега­тивные эмоции (недовольство, растерянность, удивление и т.д.). В Японии смех является признаком смущения и неуверенности, поэтому иногда возникают ситуации непонимания, когда евро­пеец сердится, а японский партнер, смущаясь, улыбается. Если европеец не знает такой особенности японской культуры, то его гнев увеличивается, так как он может подумать, что над ним сме­ются.

Достаточно часто мы попадаем в ситуации, когда нам прихо­дится сдерживать свои эмоции, чтобы не обидеть или не оскор­бить своих близких или знакомых. При этом решающим факто­ром оказываются культурные традиции. Если в соответствии с нормами данной культуры мужчина не должен публично прояв­лять страх или открыто плакать, ему придется сдерживать свои эмоции, иначе он будет осужден общественным мнением.

Несмотря на то что каждый человек является опытным интер­претатором мимических реакций других людей, его выводы зави­сят от множества субъективных причин. Кто-то может долго не замечать явного выражения лица своего партнера, другой, напро­тив, видит только те знаки, которые подтверждают его установку и прогноз в отношении ситуации, третий замечает только те эмо­ции, которые характерны для него самого, не воспринимая все чуждое.

Разные люди в различной степени способны контролировать свою мимику, новеем нам приходится учиться это делать, а также интерпретировать мимику других людей.

Хотя многие исследователи согласны с тем, что представите­ли разных культур одинаково реагируют на некоторые раздражи­тели, но только печаль, счастье и отвращение проявляются оди­наково всеми людьми, а прочие эмоции могут выражаться по-разному.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал