Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные элементы процесса восприятия






Как уже было отмечено, главным отличительной особенностью процесса коммуникации является обязательное взаимопонимание партнеров. Без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания весь процесс коммуникации теряет смысл. Для эффективной и успешной коммуникации с предста­вителями других культур необходимы определенные знания, на­выки и способности, которые формируют взаимопонимание партнеров по коммуникации. Исследования отечественных и за­рубежных ученых по проблеме межкультурного взаимопонима­ния позволяют сделать вывод, что существует довольно много причин для непонимания и возникновения межкультурных кон­фликтов. Эти причины прямо или косвенно связаны с психоло­гическим механизмом восприятия и формированием межкуль­турной компетенции.

Процесс коммуникации начинается с наблюдения за партне­ром, его внешностью, голосом, особенностями поведения и т.д. Совокупность этих наблюдений составляет процесс восприятия, который в самом общем виде представляет собой отбор, органи­зацию и интерпретацию чувственных данных. Эта исходная и обязательная составная часть коммуникации получила название перцептивной стороны общения. При этом термин «перцептив­ный» здесь используется не просто как «восприятие», а как по­знавательное восприятие собеседника или партнера. Восприятие своего партнера по коммуникации происходит в виде его «про­чтения», в ходе которого расшифровываются внутренний мир и особенности личности по ряду внешних (в основном невербальных и паравербальных) проявлений. При этом одновременно осуществляется и эмоциональная оценка другого, предпринима­ется попытка попять логику его поступков и мышления, а на основе этих знаний строить стратегию собственного поведения.

Каждый человек убежден, что он в состоянии правильно по-. нять и оценить другого человека. Такого рода убеждение вызвано тем, что восприятие им другого основывается на его впечатлени­ях и представлениях о нем. Вся информация о другом человеке формируется через органы чувств в форме ощущений. Получен­ной информации придается какое-либо значение, т.е. она интер­претируется. Например, звук телефонного звонка, который мы слышим, является ощущением, а значение, которое придается этому звуку, будет нашей интерпретацией. В частности, неожи­данный телефонный звонок в 3 часа ночи в большинстве случаев будет интерпретирован как тревожный сигнал о каком-то неор­динарном событии, ателефонный звонок втечениедня мы обыч­но интерпретируем как нормальную, повседневную ситуацию.

Процесс восприятия предполагает отражение в сознании че­ловека отдельных ощущений о предметах, ситуациях и событиях внешнего мира, в результате которого сенсорные данные отбира­ются и организовываются таким образом, чтобы мы могли по­нять как очевидные, так и скрытые характеристики окружающе­го мира. При этом восприятие мира и последующее суждение о нем не свободно от эмоций, мотиваций или представлений. Так, похожих на нас людей мы склонны воспринимать более позитив­но, чем непохожих, такое отношение распространяется на лю­дей, напоминающих тех знакомых, с которыми мы когда-то име­ли опыт позитивного общения. Более того, на основании своего ' прошлого опыта человек структурирует и перерабатывает посту­пающие от органов чувств сигналы так, что они могут служить для преодоления конкретных жизненных затруднений. Как пра­вило, интерпретация и структурирование поступающей инфор­мации происходит на основании предыдущего опыта. Данный подход обеспечивает успешное преодоление затруднений и дока­зал свою практическую эффективность.

Вместе с тем восприятие человеком информации об окружа­ющей среде избирательно. Культурный и жизненный опыт, эмо­ции, воспитание, образование каждого человека индивидуальны и неповторимы, и по этой причине разные люди просто не в со­стоянии давать одним и тем же событиям одинаковую интерпре­тацию. Получая информацию из окружающего мира, человек си­стематизирует и упорядочивает ее в удобной для себя форме. Это означает, что воспринимаемые вещи, люди, отношения, события и явления подразделяются на соответствующие группы, классы, виды, т.е. категории. В психологии это процесс получил название «категоризация».

Категоризация помогает «упростить» действительность, сде­лать ее более понятной и доступной, что позволяет справиться с огромным потоком информации о людях, явлениях, событиях. Кроме того, с помощью категоризации становится возможным строить предположения и предсказания, структурировать и уста­навливать связь между нашими знаниями о людях и окружающем мире, описывая типичные образцы поведения и отдельные по­ступки людей, давая им характеристику. Если человек делит ка­кую-либо область окружающего мира на категории, то он тем са­мым группирует все объекты данной категории (вещи, люди) ис­ходя из их общих признаков, не учитывая различий. Однажды созданная и использованная на практике категория впоследст­вии оказывает постоянное влияние на то, как человек позднее бу­дет воспринимать свое социальное окружение, других людей.

Категоризация является необходимым элементом процесса восприятия окружающего мира. Вещи приобретают ясность только втом случае, если установлено их четкое отличие от дру­гих вещей. Если категории уже сформированы, то мы принимаем их за само собой разумеющиеся, а границы между ними воспри­нимаем как «нормальные». В то же время строго очерченные, же­сткие категории затрудняют адекватное восприятие мира и со­здают проблемы, особенно в межличностном общении. Однако, если какое-либо событие не может быть подвергнуто категориза­ции, то возникает беспокойство или даже страх по этому поводу, поскольку создается ситуация неопределенности и неясности. Для того чтобы легче «справляться» с окружающей действитель­ностью, необходимы гибкие категории.

Вместе с тем при восприятии и оценке окружающего мира че­ловек руководствуется своими представлениями о красоте, друж­бе, свободе, справедливости и т.д., зависит от предыдущего жиз­ненного опыта, личных интересов, воспитания, социально-эко­номических факторов и т.д. В силу действия всех этих факторов окружающий мир для человека открывается в самых разных зна­чениях: от самых благоприятных до несущих угрозу его жизни. Все это означает, что восприятие действительности человеком обусловлено культурными, социальными и личностными при­чинами. Из огромного числа факторов такого рода ученые выде­ляют четыре главных, которые в основном определяют восприя­тие человеком действительности в процессе коммуникации: фак­тор первого впечатления, фактор «превосходства», фактор привлекательности и фактор отношения к нам.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал