Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сильный антропный принцип
Более серьезное содержание заложено в сильном антропном принципе. Сильный антрошшй прющнп — Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некоторой стадии эволюции мог существовать наблюдатель. По существу, в нем идет речь о случайном илизакономерном происхождении «тонкой подстройки» Вселенной. Признание шко-номерпого устройства Вселенной влечет за собой признание принципа, организующего ее. Вели же считать «тонкую подстройку» случайной, то приходится постулировать множественное рождение вселенных, в каждой из которых случайным образом реализуются случайные значения физических постоянтк, физические законы и т.п. В какой-то из них случайно возникнет «тонкая подстройка», обеспечивающая появление па определенном этапе развития наблюдателя, и он увидит вполне благоустроенный мир, о случайном возникновении которого первоначально не будет подозревать. Иными словами, в ансамбле вселенных реализуются все логически представимые типы физического устройства, а значит, сушмлвова-ние хотя бы одного мира с благоприятным для эволюции жизни и разума набором параметров становится вполне тривиальным. Наше появление в любом другом мире исключено. Интересно отметить, что данная интерпретация сильного ан-тропного принципа напоминает слабы*! антропный принцип. Действительно, в слабом принципе идет «отбор» эпохи и места во Вселенной, пригодных для жизни. А в сильном случае из ансамбля миров «отбирается» подходящая для жизни Вселенная. Если мы признаем «тонкую подстройку» изначально заложенной во Вселенной, то линия ее последующего развития предопределена, а появление наблюдателя на соответствующем этапе — неизбежно. Ич этого следует, что в родившейся Вселенной потенциально было заложено ее будущее, а процесс развития приобретает целенаправленный характер. Появление разума не только заранее «запланировано», но и имеет определенное предназначение, которое проявит себя в последующем процессе развития. Это — телеологическая интерпретация сильного антропного принципа, возрождающая старые теолсн ические споры о божественном замысле. Фи на л истеки и антропный принцип Существует фнналистский антропный принцип, предложенный Ф. Типлером. Фнналнстский антропный ирннцш — во Вселенной должна возникнуть разумная обработка информации, и, раз возникнув, она никогда не прекратится. Это очень необычное для физика предсказание, основанное на идее, что природе небезразлична судьба разума. В таком случае можно допустить, что существуют некие, пока неизвестные нам природные механизмы, обеспечивающие успешное' прохождение Вселенной через все ключевые пункты эволюции вплоть до'образования в ней Сознания. Данный принцип является еще более жестким, чем сильный антропный принцип. Ведь в соответствии с ним устройство Вселенной должно обеспечивать необходимые условия' не только для возникновения жизни и разума, но и для их вечного существования. А ведь мы помним, что все существующие космологические модели говорят о неизбежности гибели жизни и разума или в конечной сингулярности накрытая модель), или в холоде почти пустого пространства (открытая модель). Пока мы еще слишком маю знаем о Вселенной, ведь земная жизнь — это только малая часть гигантского целого. Но мы имеем право строить любые догадки, если они не противоречат познан- 411
ным законам природы. И вполне возможно, если человечество должит свое существование, решив современные глобальные блемы, если его способность познавать себя и окружающий сохранится, то одной из главных задач будущего научного пов станет осознание своего предназначения во Вселенной. Литература для самостоятельного изучения 1. Антропный принцип в структуре научной картины мира тория и современность). Л., 1989. 2. Бережной СА., Романов В.В., Седов Ю.И. Экология. Тверь, 1993| 3. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 198Й 4. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли окружение. М., 1987. 5. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987. 6. Девис П. Случайная Вселенная. М., 1985. 7. Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и н сфере. Новосибирск, 1989. 8. Комов С.В. Введение в экологию. Десять общедоступных л ций. Екатеринбург, 2001. 9. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990. 10. Радкевич В.А. Экология. Минск, 1997. 11. Урсул АД., Урсул ТА. Эволюция, космос, человек. Кишинев, 15 12. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973. 13. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М., 1995. Заключение Содержание нашей работы показывает, что естествознание представляет собой весьма разветвленную область научного знания, затрагивающего широкий спектр вопросов о самых разных аспектах жизнедеятельности природы. Природа как объект изучения естествознания сложна и многообразна в своих проявлениях: она непрерывно изменяется и находится в постоянном движении. Соответственно это многообразие нашло свое отражение в большом количестве концепций, посвященных практически всем природным процессам и явлениям. Внимательное их изучение показывает, что Вселенная регулярна и предсказуема; материя состоит из атомов и элементарных частиц; свойства материальных объектов зависят от того, какие атомы входят в их состав и как они там расположены; атомы состоят из кварков и лептонов; звезды рождаются и умирают, как и все остальное в мире; Вселенная возникла в далеком прошлом и с тех пор она расширяется; все живое состоит из клеток, а все организмы появились в результате естественного отбора; природные процессы на Земле происходят циклами; на ее поверхности' постоянно происходят изменения и нет ничего вечного и др. В целом мир одновременно един и удивительно многообразен, он вечен и бесконечен в беспрестанном процессе взаимопревращения одних систем в другие, при этом каждая его часть относительно самостоятельна, будучи неизбежно зависимой от общих законов бытия. В то же время общее состояние знаний о мире логично ведет к выводу, что он еще далеко не познан. Многие явления природы не получили научного объяснения и поэтому носят загадочный, таинственный характер. Так, например, не исследованы в достаточной мере основные оболочки Земли: гидросфера, атмосфера и литосфера. Это вполне естественно, так как было бы наивно полагать, что естествознание может решить все проблемы познания. В своем современном состоянии оно образно представляет незавершенное, недостроенное здание, в котором все непознанное будет исследовано и объяснено в будущем, когда для этого сложатся соответствующие предпосылки. Но и в этом случае процесс познания не остановится, поскольку на смену одним непознанным вопросам придут другие, не менее интересные и загадочные, ведь природа безгранична и бесконечна.
|