Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Другие способы нивелирования
Микронивелирование применяется в строительстве для установки в горизонтальное положение опорных плоскостей и для проверки геометрической точности плоских и криволинейных поверхностей. Микронивелир (рис. 12) представляет собой жесткую штангу, на которой закреплены точный цилиндрический уровень с ценой деления от 2 до 10" и индикатор перемещений часового типа. Расстояние между неподвижным упором 2 и штоком индикатора называется базой микронивелира. Длина базы бывает от 0, 5 до 1, 5 м. Значение базы отсчитывается по шкале на выдвижном штоке. При измерении превышения h (см. рис. 12) выдвижная штанга закрепляется в положении, при котором неподвижный упор и шток индикатора опираются на поверхность конструкции в точках А и В. Вращением винта подвижного упора пузырек цилиндрического уровня приводят в нуль-пункт и берут отсчет П по индикатору. Переставив прибор на тех же точках на 180°, приводят пузырек уровня в нуль-пункт и берут отсчет Л. Превышение между точками вычисляется по формуле h = (П — Л) / 2. Погрешность определения превышения при микронивелировании составляет 0, 01-0, 05 мм. Рис. 12. Схема микронивелира: 1, 2- роликовые опоры; 2 - неподвижный упор: 3 - выдвижная часть штанги; 4 - основная штанга; 5, 6 - цилиндрический и поперечный уровни соответственно; 7 - индикатор часового типа; 8 - подвижный упор
Физическое нивелирование включает методы, основанные на определении физических явлений: гидростатический, барометрический и радиолокационный. Гидростатический нивелир — это два или несколько сообщающихся сосудов, в которых жидкость устанавливается на одной уровенной поверхности. При барометрическом нивелировании барометром измеряют атмосферное давление в двух точках и по разности давлений вычисляют превышение. Радиолокационное нивелирование производят с самолета при постоянной высоте полета. Измеряют вертикальные расстояния до земной поверхности, а по их разностям — превышения. При барометрическом нивелировании в точках 1 и 2 измеряют давление воздуха В 1 и В 2 и его температуру t 1 и t2, а превышение вычисляют по сокращенной барометрической формуле (10) где К = 18 470 — эмпирический коэффициент; α = 1 / 273 — коэффициент температурного расширения воздуха; t m = (t 1, + t 2)/ 2 - среднее от t 1 и t 2. Давление воздуха измеряют переносными барометрами различных конструкций. Наиболее точные барометрические приборы позволяют определить превышения с погрешностью 0, 3—0, 5 м. В приборах, называемых гидронивелирами, предназначенных для гидростатического нивелирования, сообщающиеся сосуды соединены двумя специальными синтетическими шлангами (рис. 13) — жидкостным и воздушным. Воздушный шланг изолирует систему от неравномерных перепадов атмосферного давления и повышает точность установки жидкости на одинаковом уровне в сосудах, связанных жидкостным шлангом. Сосуды оснащены отсчетными шкалами. Нуль шкал должен совмещаться с плоскостью, перпендикулярной вертикальной оси сосуда в точке опорного выступа. Измеряемое превышение h равно разности отсчетов а и b уровня жидкости по шкалам сосудов. Для устранения погрешностей за счет неравенства нулей шкал измерения повторяют, переставив сосуды местами на точках А и В, и за окончательный результат берут среднее.
Рис. 13. Гидростатическое нивелирование
В точных гидростатических нивелирах уровень жидкости измеряется специальными головками — микрометрами с электрической индикацией касания поверхности жидкости иглой головки, точность измерения превышений достигает сотых долей миллиметра, а точность гидростатических нивелиров без воздушного шланга с резиновым жидкостным шлангом и визуальным отсчетом уровня жидкости составляет 0, 5—3 мм., Механическое нивелирование производят при помощи специальных приборов, установленных, например, на автомобиле. Прибор содержит датчик углов наклона рамы автомобиля относительно маятника, сохраняющего отвесное положение, и датчик пути. Превышение между двумя точками на участке пути D i с постоянным углом наклона v i определяется по формуле h i = D i sin v. Вычислительный блок суммирует превышения h 1 и позволяет определять отметки отдельных точек, выдает данные для автоматического получения профиля местности. В процессе нивелирования автомобиль может двигаться со скоростью до 30 км/ч, точность измерения превышений характеризуется средней квадратической погрешностью от 0, 3 до 0, 6 м на 1 км хода. Спутниковое нивелирование выполняется при помощи наземных GPS-приемников (см. § 1.7) высокой точности (погрешность определения высот точек составляет от 0, 5 до 5—10 мм на расстоянии 1 км между базовой и мобильной станциями). При инженерно-геодезических изысканиях для строительства спутниковой аппаратурой получают отметки опорных пунктов, а сгущение сети высотных точек и нивелирные съемки местности производят геометрическим и тригонометрическим нивелированием.
|