Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Составление профилей. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
При составлении продольного и поперечных профилей пользуются двумя координатами пикетных точек — пикетным расстоянием от начала трассы и отметкой. Для определения отметок применяют техническое нивелирование. Нивелируют все пикеты и точки поперечников, а также плюсовые точки в местах перегибов рельефа. Нивелирные ходы привязывают ко всем ближайшим к трассе реперам высотной геодезической сети. Продольный профиль составляют на миллиметровой бумаге по данным пикетажного и нивелирного журналов, при этом для большей выразительности графического изображения неровностей вертикальный масштаб профиля принимают в 10 раз крупнее горизонтального. Так, при проектировании и строительстве, например, водопровода или канализации, для застроенных территорий вертикальный и горизонтальный масштабы выбирают 1: 50 и 1: 500 или 1: 100 и 1: 1000, а продольные профили по материалам изысканий автомобильных дорог — 1: 500 и 1: 5000. Составление продольного профиля начинают с вычерчивания его сетки согласно установленному образцу для данного вида сооружений. Сокращенная сетка профиля, достаточная для рассмотрения геометрических элементов профиля и расчетов, основанных на использовании геодезических данных для проектирования автомобильной дороги (масштабы — горизонтальный 1: 5000, вертикальный 1: 500), приведена на рис. 20. Первой заполняют графу 5. В ней вертикальными прямыми отрезками обозначают пикеты, а их номера подписывают ниже. Между пикетами отмечают плюсовые точки, которые нивелировались на перегибах рельефа, и подписывают расстояния между ними. Например, нивелировали точки ПК1, ПК1+32, ПК1+77, ПК2 (см. рис. 17), они показаны в графе 5. Расстояние между точками ПК1 и ПК+32 составляет 32 м, между точками ПК1+32 и ПК1+77 — 45 м и между точками ПК1+77 и ПК2 - 23 м. В сумме эти расстояния 32+45+23 = = 100 м составляют пикет. Графу 4 заполняют по данным журнала нивелирования, определяя отметки земли (их называют иногда черными отметками) до 0, 01 м. В графе 6 показывают условный план трассы. Начало и конец каждой кривой отмечают вертикальной чертой по их пикетным значениям. В нашем примере для точки НК ПК1+80, 00 на вертикальной черте подписано расстояние 80, 00 м от ПК1 до точки НК, а для точки КК ПК5+10, 16 — ее расстояние 10, 16 м от ПК5. Кривые участки трассы изображают условными дугами, выпуклостью вниз при повороте трассы влево и выпуклостью вверх при повороте вправо, здесь же указывают значения θ, R и К. Для прямых участков (прямых вставок) указывают их длину и румб. В нашем примере длина первой прямой d1 = (ПК1+80, 00) - ПКО = 180, 00 м, длина второй d2 = (ПК9+28, 00) - (ПК5+10, 16) = 417, 84 м. Румбы прямых рассчитаны после последовательного вычисления дирекционных углов по формулам α i+1 = α i + θ п или α i+1 = α i + θ л. Графу 1 заполняют по данным пикетажного журнала (см. рис. 18), в котором ось трассы изображается прямой линией, а вершины углов поворота отмечаются стрелками. При построении профиля земли на вертикальные линии (ординаты) наносят точки, соответствующие отметкам земли в принятом вертикальном масштабе над линией АВ условного горизонта. Отметку линии АВ принимают с условием, чтобы ломаная линия профиля размещалась выше АВ на 4—16 см.
Поперечные профили строят в одном масштабе (обычно 1: 500 или 1: 1000) как для вертикальных, так и для горизонтальных размеров. Под сеткой каждого поперечного профиля (рис. 21) указывают пикетное значение точки, на которой нивелировали поперечник, а в графах сетки — расстояния между точками поперечника и их отметки.
Рис. 21. Поперечный профиль
При выборе проектного профиля линейного сооружения руководствуются определенными техническими условиями. Например, проектный продольный профиль автомобильной дороги должен проходить через заданные точки в местах примыкания к существующим дорогам, мостовым переходам. Должна также предусматриваться насыпь для предотвращения затопления дороги на низменных участках и снеговых заносов на других участках. При резко пересеченном рельефе линию проектного профиля предусматривают в выемках на местах возвышений и на насыпях над понижениями земной поверхности, при этом стремятся к минимальным объемам работ по выемке грунта и строительству насыпей. Нанесение на профиль проектной линии начинают от ПКО с заданной отметкой (см. рис. 20). Для этого намечают конечную точку участка с постоянным уклоном. В строке 2 продольного профиля вертикальными отрезками отмечают начало и конец каждого участка постоянного уклона, а диагональю — направление уклона. Под диагональю указывают длину участка, а над ней - окончательный уклон i. Предварительный уклон вычисляется по формуле
(11)
где Нк и Нн — предварительная проектная отметка конечной и заданная проектная отметка начальной точек прямого участка соответственно. Например, если для точки ПКО задана проектная отметка Нн = 80, 70 м, для ПК2 предварительную высоту насыпи принять равной 0, 50 м, то Нк = 79, 36 + 0, 50 = 79, 85 м, а предварительный уклон i = (79, 86 - 80, 70): 200 = -0, 0042 = -4, 2%о. Округленное значение i = - 4 %о (i = -0, 004) записывается над диагональю без знака. Окончательная отметка конечной точки участка вычисляется по формуле (12) а в нашем примере Нк = 80, 70 - 0, 004· 200 = 79, 90 (графа 3 профиля). Проектные отметки промежуточных точек данного участка последовательно вычисляются по формуле (13) На рис.20 на участке ПКО-ПК2 в графе 3 записаны величины Hj, полученные следующими расчетами:
Последняя строка вычислений контрольная. Рабочими отметками называются разности проектных отметок и отметок земли для данной точки трассы. Над линией профиля записывают положительные рабочие отметки (высоты насыпи), под линией профиля — отрицательные (глубины выемки), но без знака " минус". Точки нулевых работ. В этих точках проектная линия МН (рис. 22) пересекается с линией земли. Если допустить, что треугольники ОМС и ЕОN подобны, то откуда (14) На профиле ординаты точек нулевых работ прочерчивают штриховыми линиями, а рядом записывают численные значения расстояний d1и d2 до ближайших пикетных точек (на рис. 20 для точки нулевых работ между ПКЗ+45 и ПК4 даны вычисленные d1= 9, 3 м и d2= 45, 7 м). Отметка точки нулевых работ вычисляется по формуле (13).
Рис. 22. Точка нулевых работ
В местах изменения уклона продольного профиля наклонные прямые сопрягаются вертикальными кривыми. На выпуклых участках железных и автомобильных дорог для улучшения видимости по условиям безопасности движения применяют вертикальные кривые большого радиуса (RB > 10—50 км). При расчете основных элементов вертикальной круговой кривой учитываются ее радиус RB и сумма Δ i = i1 + i2 встречных уклонов, взятых по модулю, например для ПК8 на рис. 19 Δ i = 6 + 18 = 24 %о = 0, 024. Расчеты производят по приближенным (но достаточно точным) формулам: тангенс Т = R Δ i / 2=К/2; кривая К = R Δ i; биссектриса Б = Т2 / 2 R. Линии тангенсов вертикальной кривой принимают за оси абсцисс с началом в точках НВК (начало вертикальной кривой) и КВК (конец вертикальной кривой). Вертикальные ординаты такой кривой вычисляются по формуле (15) Пример 1. Определить основные элементы Т и К, абсциссы и ординаты пикетных точек для вертикальной кривой на рис. 19. Решение. Радиус вертикальной кривой R = 15 000 м, при Δ i = 0, 024 найдем Т = 180 м; К = 360 м; Б = 1, 08 м. Относительно ПК8 точка НВК имеет пикетное значение ПК8-Т = ПК6 +20, а точка КВК - ПК9+80. Для ПК7 вычислим х7 = 80; у7 = 0, 21 м. На втором тангенсе для ПК9 найдем х9 = 80; у9 = 0, 21, для ПК8+67 определяем х67 = 80 + 33 = 113; у67 = 0, 43 м. Над профилем вертикальная кривая показана условной дугой, подписаны плюсовые значения ее начала и конца. В скобках указаны исправленные рабочие отметки, которые на выпуклых участках уменьшаются на величину ординаты у i, а на вогнутых — увеличиваются.
|