Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. С 14 Этнология: Учебник для студСтр 1 из 7Следующая ⇒
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. С 14 Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – 304 с. ISBN 5-7695-0577-Х (Изд. центр «Академия») ISBN 5-06-003682-0 (Высшая школа)
В книге в доступной форме излагается содержание основных разделов этнологической науки. Структура и подбор тем в пособии позволяют преподавателю моделировать курс сообразно объему учебного времени и степени подготовленности студентов. По каждой теме предлагаются список рекомендуемой литературы, планы семинарских занятий, темы для докладов и рефератов. В конце книги приведены краткий словарь специальных терминов и список вопросов к зачету и экзамену. Книга может представлять интерес также для преподавателей, специалистов в области культурологии, социологии, политологии, культурной и социальной антропологии.
УДК 39(075.8) ББК 63.5
© Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г 2000 ISBN 5-7695-0577-Х © Издательский центр «Академия» 2000 ISBN 5-06-003682-0 © Издательство «Высшая школа», 2000
ВВЕДЕНИЕ Бурные события XX века с новой силой заставили человечество обратить внимание на проблемы этничности. Процессы расширения межкультурных взаимосвязей, объединение Европы, распад целого ряда многонациональных государств, агрессивный национализм, этнические конфликты полностью опровергли гуманистические иллюзии о едином человечестве. В сложном и противоречивом переплетении этих процессов общественное сознание России оказалось совершенно неподготовленным к мощной волне национализма и целой череде кровопролитных этнических конфликтов. Полную неспособность к анализу современных этнических процессов, их прогнозированию и управлению ими показали не только действующие политики, но и отечественное обществоведение в целом. Между тем латентные и открытые этнические конфликты на территории нашей страны не представляют собой исторически новых явлений. Они имеют достаточно аналогов во всем мире и являются предметом пристального научного исследования за рубежом. В связи с этим возникла настоятельная необходимость в глубоком изучении этнических процессов современной истории. С этой целью в учебные планы университетов и педагогических институтов была включена новая учебная дисциплина «Этнология», которая предполагает изучение и освоение студентами вопросов теории этноса, этногенеза и этнической истории, традиционных и современных форм жизнедеятельности этносов, особенностей межэтнической коммуникации, этнической картины мира, этнического сознания и т.д. Научное осмысление отмеченных вопросов сразу же наталкивается на неоднозначность, полисемантичность базовых понятий и терминов, неадекватность существующих теоретических выводов современным условиям. Для российской системы высшего образования это обстоятельство усугубляется тем, что большинство основных разделов этнологии в отечественной науке до настоящего времени не получили окончательной разработки и остаются дискуссионными. Поэтому, как представляется авторам, здесь следует пойти по традиционному и многократно себя оправдавшему пути и начать изучение этнологии с вопросов становления этнологической науки и краткого аналитического обзора основных направлений научного исследования в этой области в странах Западной Европы, в Соединенных Штатах Америки, а также в России. В пользу такого подхода свидетельствует также опыт построения зарубежных учебников по этнологии, в частности в Германии, где данная наука широко преподается в университетах уже более полувека. Поэтому настоящее учебное пособие начинается с рассмотрения вопросов специфики этнологии как науки, характеристики ее предмета и методов исследования, ее взаимосвязи со смежными науками. Логическим продолжением этих вопросов становится характеристика ведущих научных направлений и школ, сложившихся в рамках этнологии на протяжении более чем столетней истории ее развития. Однако компетентный и внимательный читатель заметит, что эти направления и школы не описываются целиком и подробно, как некие законченные теоретические системы. В них выделяются исходные основания и главные идеи, которые имеют непосредственное отношение к изучению этнических обществ и их культур. Подчеркнуты их инструментальные, работающие элементы и обозначены границы применения этих теорий. Наконец, эти направления излагаются в определенной последовательности, в соответствии с тем, как они сменяли друг друга в ходе исторического развития этнологии. Все последующие темы пособия посвящены рассмотрению главных теоретических вопросов этнологии. В них излагаются основные теории этничности и классификации этносов, благодаря которым весь процесс социокультурного развития приобретает системный и упорядоченный характер. Затем вполне логичным и закономерным представляется переход к рассмотрению процессов антропогенеза и этногенеза, объясняющих факт антропологического разнообразия человечества и наличия у каждой расы своих отличительных признаков. Продолжением этой темы является комплекс вопросов, связанных с механизмом формирования психологии этноса, ее структуры и сознания человеком своей принадлежности к соответствующему этносу. Становление этнологии как самостоятельной науки началось с изучения европейцами культур других («чужих») народов. Исследование этносов через разнообразие их культур и в настоящее время остается одним из основных разделов этнологии, и здесь наиболее важными являются вопросы функционального назначения этнической культуры, ее уровней, взаимосвязи с другими типами культур. В то же время под пристальным вниманием ученых уже давно находится вопрос сосуществования культур с различными уровнями развития. Исследование качественных различий традиционной и модернизированной культур, их структурных особенностей, значений обрядов, обычаев и ритуалов в этнокультурном процессе помогает глубже понять своеобразие каждой отдельной этнической культуры. Наконец, существование и развитие каждого этноса во многом зависит от разнообразных форм его взаимосвязи с другими этносами. Знания о различных видах этнокультурных контактов и концепции межэтнических коммуникаций призваны объяснить механизм развития и функционирования современных этнических процессов, формы трансляции культурного опыта и способы усвоения человеком иноэтнического социокультурного окружения. Как отмечают представители самых разных наук, весь современный мир охвачен действием противоположных тенденций: интеграцией и дифференциацией. Поэтому результатами межэтнических коммуникаций являются как поступательное сближение этносов, так и не менее серьезные процессы отчуждения и враждебности. Вопрос о природе и детерминантах межэтнических конфликтов является наиболее острым и актуальным в современной этнологии. Историческая практика последних десятилетий показывает, что этнические конфликты различаются по типам проявления и способам разрешения. В то же время богатый опыт их изучения позволил разработать механизм регулирования и управления ими. Такая тематическая структура книги обусловлена не только логической взаимосвязью основных составных частей и исследовательских проблем этнологической науки, но и требованиями Государственного образовательного стандарта, которые по отношению к такого рода литературе носят нормативный характер. Авторы постарались добиться максимального соответствия этих двух обстоятельств в своем труде, для чего использовали широкий круг отечественной и зарубежной литературы, как учебной, так и монографической, по этнологии. В задачу предлагаемого учебного пособия не входило полное и систематическое изложение всего содержания этнологической науки. Учитывая потребности учебного процесса, авторы изначально сознательно ограничили свой труд только учебными целями и задачами. Для этого они отказались от анализа многочисленных частных проявлений этнических процессов, не оправдавших себя теорий и концепций. Свое внимание они сосредоточили прежде всего на тех вопросах и проблемах, знания которых требует Государственный образовательный стандарт. Предлагая свой труд читателям, авторы отдают себе отчет в том, что содержание их труда не дает полного и исчерпывающего представления об этнологической науке, но они глубоко убеждены, что настоящее пособие может быть полезным в общекультурной подготовке студентов гуманитарного профиля. Кроме того, не претендуя на исчерпывающую полноту представления этнологии, авторы вместе с тем надеются, что их труд в какой-то мере возместит отсутствие базового учебника по этнологии в системе высшего образования или поможет созданию такового в ближайшем будущем. В заключение авторы хотели бы выразить благодарность тем организациям и ученым-коллегам, без помощи которых издание настоящей книги было бы невозможно, прежде всего Фонду Конрада Аденауэра, - за предоставленную возможность научной работы в библиотеках университетов Мюнхена, Кёльна, Фрайбурга и приобретенную для них немецкую учебную литературу по этнологии.
|