Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административный принцип внедрения системы.






Разговоры об общественно-добровольных принципах останутся лишь досужими рассуждениями и не приведут к желаемому результату никогда, если не включить жесткий административный рычаг государственной власти. К сожалению, в России иначе невозможно. Даже в рассматриваемой теме мы часто встречаем либо полное безразличие, либо явное неприятие, либо элементарное отсутствие понимания со стороны руководителей предприятий. Зачастую многие из них даже курсы по повышению квалификации работников рассматривают, как пустую трату денег и времени. От части они правы, так как в действительности существующие курсы именно такими и стали. Но виноваты в этом сами же руководители предприятий, которые никогда не удосуживались проверять полученные знания, умения и навыки у своих работников после прохождения курса повышения квалификации. Довольствовались удостоверениями или прочими справками с места учебы. И все…

Когда предприятие получает сырье для производства, то оно осуществляет входной контроль качества, так как от него зависит качество конечной продукции. Так почему же здесь, когда уже потрачены деньги на образование работника, не проверить качество этого товара. А ведь на любом предприятии главным элементом производства является – работник, со своим багажом знаний, умений и навыков. Чем их больше и чем они качественнее, тем лучше для производства.

Понятно, что административный аргумент применим исключительно в государственном секторе экономики. Частный сектор в этом вопросе и без того продвинут и качеству специалистов там уделяют внимание, как обязательному условию успешного бизнеса. Учитывая, тот факт, что предприятия, находящиеся в полной или частичной государственной собственности, составляют наибольшую долю национальной экономики, в том числе и национального рынка труда, следует говорить именно о директивном принципе внедрения системы профессиональной стандартизации, оценки и сертификации профессиональных квалификаций.

Уйдя от Единого тарифно-квалификационного справочника к Национальной рамке квалификаций, заменив должностные инструкции на профессиональные стандарты, перейдя от внутрикорпоративной аттестации персонала к территориально-отраслевой сертификации квалификаций, будет возможно принципиальное переустройство профессионального образования, основанного на современных требованиях экономики, производства, техники, технологий - требованиях работодателей.

Рис.2

Резюмируя вышесказанное, учитывая особенности структуры российской экономики, стратегии национальной безопасности страны и социальной остроты вопроса, я утверждаю, что административно-командный ресурс на этапе внедрения национальной системы развития квалификаций, равно, как и региональных систем, необходим, а в ряде регионов нашей страны безальтернативен.

  1. Принцип добровольности и платности.

Сама система сертификации квалификаций, как это принято в развитых странах, носит добровольный характер и у каждого работающего человека есть выбор в прохождении ее, или игнорировании. Однако, опыт показывает, что выбирая первое, специалист не просто обогащает свои знания и опыт, он таким образом поднимает свой статус на рынке труда. Чем выше его подтвержденная квалификация, тем он более востребован у работодателей. Если же он имеет сертифицированные квалификации по разным профессиям, то рынок труда для него просто расширяется. Поэтому, выбирая между сертификацией и отказом от нее, человек или лишает себя добровольно страховки от безработицы, или гарантирован от нее.

Аналогично должно выстраиваться и в нашей экономике. Нет смысла загонять весь трудовой коллектив из-под палки на массовую сертификацию, как это имеет место быть в существующей аттестации. Работникам должен быть показан путь сохранения себя на рабочем месте и дорога на биржу труда. И только…

Причем, сертификацию на заявленную квалификацию специалисты должны проходить обязательно платно и исключительно за свой счет. В нашем обществе, как, впрочем, и в любом другом, человек больше дорожит личными вложениями, нежели чужими и относится к ним более ответственно. А потому и ожидаемое качество полученных знаний, умений и навыков на квалификационном экзамене следует ожидать гарантированно высокое, с одной стороны. С другой стороны, сам сертифицируемый будет требовать от учебного заведения именно тот объем знаний и умений, именно то качество образования, которое позволит ему успешно соответствовать профессиональному стандарту и желаемой квалификации при сертификации. Оплаченная сертификация и дополнительное для этого обучение дисциплинирует не только самого специалиста, но и повышает требования к учебным заведениям, заявляющим, что они преподают на основе требований работодателей.

Здесь необходимо понимание того, что специалист, успешно прошедший квалификационную сертификацию, не только гарантирует себе работу на данном рабочем месте. Это при общих благоприятных для предприятия тенденциях. В случае же банкротства, ликвидации или прочих форс-мажорных обстоятельств он не теряет значимость сертификата своей квалификации уже только потому, что сертификат носит территориально-отраслевой статус и найти новую работу, при наличии такового или нескольких, будет гораздо проще и быстрее.

 

 

  1. Принцип независимости.

Ни в природе, ни в обществе, ни, тем более, в экономике нет совершенно независимых вещей. Когда мы говорим о независимой сертификации профессиональных квалификаций, то должны осознавать, что она не может быть независимой от работодателя, потому что создана им.

Она не может быть независимой от государства, так как может использоваться им же в качестве инструмента регулирования рынка труда. Она зависима и от специалиста, так как он вправе выбирать между системами сертификации по степени их признанности и проходить сертификацию там, чей сертификат более востребован и значим на рынке труда.

Система сертификации может быть независима лишь от системы профессионального образования в связи с тем, что сертификация профессиональных квалификаций является, в то же время, инструментом объективной, т.е. независимой оценки качества этого образования, которую проводит и работодатель, и государство, и сертифицируемый специалист.

Рис.3

Современные представители системы образования, по понятным соображениям, ревностно относятся к такой расстановке приоритетов. Однако, пора понять, что образование, по своему смыслу существования, является «слугой» общества и может существовать исключительно за счет него до тех пор, пока его качество соответствует велениям времени, требованиям работодателей, граждан и государства, в конечном итоге.

Рынок труда начинается не на проходной завода, а в стенах системы профессионального образования, которое поставляет в народное хозяйство так или иначе подготовленные трудовые ресурсы. Контроль на выходе, т.е сертификация специалистов, будет единственно правильным, если не будет зависеть от образовательного учреждения, подготовившего этих специалистов.

Только в этом ключе можно рассматривать принцип независимости системы сертификации профессиональных квалификаций.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал