Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инженерными головами и думающими руками.






Экономический посыл командующего «Народным фронтом» В.В. Путина «…создать в течении 10-15 лет 25 миллионов рабочих мест…» продиктован не только политическими соображениями предвыборного характера, но и вполне объективной экономической необходимостью. При этом, надо понимать, что новые рабочие места будут создаваться именно для инновационной экономики постиндустриального государства, к которому мы должны прийти за столь короткий исторический срок. Казалось бы, что в России переходы от одной историко-экономической формации к другой проходят весьма быстро. Достаточно вспомнить, как из феодальной России мы прямо выскочили в разряд передовых индустриальных держав в начале прошлого века, а процесс первичного накопления капитала (дикого капитализма) уже в постсоветской Российской Федерации занял всего каких-то десять лет против ста в Соединенных Штатах. Быть может и сейчас нет никаких проблем и мы сможем безболезненно подняться на следующую ступень экономического развития действительно очень быстро? Но верится с трудом.

Во-первых, прежние переходы были хоть и быстрыми, но далеко не безболезненными для российского народа. Период индустриализации сопровождался активным строительством системы ГУЛАГ, где миллионы строителей коммунизма своими жизнями как раз и обеспечивали тот самый мощный рывок в мировой экономике. А «бултых» из социализма в капитализм мы совершили в полуобморочном состоянии «шоковой терапии» и в условиях «одеревенении рубля» и «галопирующей инфляции». И в том и в другом случае народ был не просто не готов. Он был поставлен перед фактом, а потому пострадал и физически и морально. В начале века народ просто убивали, а в конце еще проще грабили.

Во-вторых, если мы говорим о рабочих местах инновационной экономики, то, значит, мы говорим о новых высокотехнологичных производствах и технологиях, следовательно, о соответствующих профессиях, даже очертания которых нам видятся приблизительно. Но страшно здесь не их приблизительное очертание, а то, что даже нынешняя фаза индустриальной экономики России инженерными и технологическими профессиональными кадрами обеспечена никак. Система формального (официального) профессионального образования качественно не соответствует требованиям работодателей и экономики сегодняшнего дня. А кого мы собираемся от него получить завтра на те самые 25 миллионов рабочих мест?

Понятно, что процесс реформирования профессионального образования идет. Однако, все происходит преступным образом медленно и без особого энтузиазма со стороны работодателей. Если, скажем, Российский союз промышленников и предпринимателей и учрежденное им Национальное агентство развития квалификаций совместно с Министерством образования и науки РФ уже в течении четырех лет создают национальную систему развития квалификаций, то на периферии союзы работодателей заняли позицию «премудрого пескаря» или ждут какой то отмашки сверху, как благословения на святое дело. А ведь времени на совершение столь масштабного дела у нас уже нет совсем. И отрезок в10-15 лет, которые обозначил премьер-министр, на самом деле истекают уже через два-три года. Темпы развития мировой постиндустриальной экономики в ближайшем будущем не оставят нам ни малейшего шанса занять достойное место в ряду сильных стран, если главный ресурс любой экономики не будет соответствовать ее требованиям. К сожалению мы неконкурентоспособны на мировом рынке труда, а в условиях неминуемой экономической интеграции мы станем неконкурентоспособны и у себя дома…

Что же делать?

Ответ очевиден из мировой практики передовых стран. Необходимо создать систему развития квалификаций, признающую право любого человека на доступное получение профессионального качественного образования, потребное экономике и работодателям, где, на ряду с образованием формальным, будет признаваться образование, полученное неформальным или спонтанным образом. Эта система должна привести нас от аморфного и непонятного рынка труда к вполне конкретному рынку квалификаций, от пресловутого и бессмысленного Единого тарифно-квалификационного справочника к Национальной рамке квалификаций, от рынка девальвированных дипломов к рынку сертификатовквалификации, от условно-теоретического профессионального образования к реальной профессиональной образованности человека.

Мы должны построить систему общественно-профессионального признания квалификаций специалистов вовсех отраслях экономической деятельности, когда профессиональный стандарт задает высшую планку для самостоятельного развития профессионала, а его достигнутый уровень оценивают исключительно отраслевые профессионалы. Как и где этот уровень будет достигнут, экспертное сообщество будет интересовать в последнюю очередь. Главное, что человек покажет на деле этому сообществу свою образованность и соответствие. При этом, процесс доказательства будет продолжаться столь долго, сколько специалист будет заинтересован в своем профессиональном росте и в пристойном месте на рынке квалификаций. И должен ли тогда специалист ждать пока официальное профессиональное образование будет в состоянии своевременно и качественно готовить его на следующую ступень профессионального развития? Мы живем в век активных информационных технологий, когда человеку доступны любые знания, которые, зачастую, просто не успевают попасть в учебные программы российской официальной системы профессионального образования и делают тем самым эту систему простым бессмысленным просиживанием штанов за партой. Отсутствие ещё и практики на производстве, делает это времяпровождение просто преступным для общества. Кто выигрывает от этого? Разве что учебное заведение, получающее бюджетное подушевое финансирование и средства за обучение на коммерческой основе. Ни работодатель, ни экономика, ни государство пользы здесь на получат никакой. Тем более ее не получит сам выпускник, и поймет он это, когда все его приобретенные «запоздалые» знания уже будут не нужны на его рабочем месте, если, конечно, оно у него будет.

В то же время, специалист, набравшийся знаний, умений и навыков в не стен учебного заведения, должен иметь абсолютно равные права перед работодателем на получение рабочего места, как тот, кто получил диплом ВУЗа или колледжа. Равноправие это должно быть обеспечено самим работодателем и экспертным сообществом работодателей, способным объективно оценить ту самую профессиональную образованность и квалификацию обоих претендентов.

Что же до официального (формального) образования, то здесь работает простой принцип, когда утопающий должен научиться плавать и спасать себя самостоятельно. Тем более, что берег, к которому он должен плыть, находится совсем рядом и работодатель готов подать этому утопающему руку. Было бы, что спасать…


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал