Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональные стандарты как основа Национальной системы профессиональных компетенций и квалификаций на ДНР.






 

Профессиональные стандарты создаются для решения не только проблем кадровой политики на разных организационных уровнях, но, в первую очередь, для решения задач по реформированию системы образования с тем, чтобы сделать эту систему, максимально отвечающей интересам современной экономики и бизнеса.

Внедрение системы сертификации и оценки профессиональных квалификаций в ДНР позволит:

-гарантировать объективизацию оценки качества профессионального образования,

-повысить обоснованность управленческих решений в сфере профессионального образования,

-поднять уровень развития конкурентоспособности и мобильности трудовых ресурсов путем обеспечения участия работодателей и профсообществ в оценке качества профессионального образования.

В настоящее время на всём постсоветском пространстве существует хорошо разработанная система признания квалификации научных и педагогических работников (система ученых степеней и званий). Однако градации академической квалификации либо охватывают только один, «вузовский», этап профессиональной карьеры (бакалавр, магистр, специалист), либо только одну линию карьеры – научные достижения (кандидат и доктор наук). Опыт и достижения профессионала как успешного практика фактически оказываются за пределами академических рамок признания квалификации.

Это вполне естественно, потому что, развитие профессионала как успешного практика происходит, прежде всего «на рабочем месте», в процессе профессиональной деятельности, вне «зоны досягаемости» для высшей школы. Личный опыт профессионала при этом дополняется краткосрочными образовательными программами, так или иначе связанными со спецификой профессиональной деятельности.

Образование в течение всей профессиональной жизни, не только в период обучения в высшей школе, становится непреложным условием успешной профессиональной карьеры. Считается, что за весь период профессиональной деятельности (примерно 40 лет) каждый специалист должен повышать свою квалификацию 5 – 8 раз.

Таким образом, основные события профессиональной карьеры и основные профессиональные достижения приходятся на фактически неподконтрольный профессиональному образованию период примерно в 40 лет профессиональной карьеры после окончания высшего учебного заведения. Вследствие чего возникают значительные различия между практикующими работниками в уровне профессионального мастерства, опыта, объема послевузовской подготовки.

Очевидно, что профессионализм определяет уровень выполняемых работ, оказываемых услуг и критичен с точки зрения последствий этих работ и услуг для физических лиц и организаций. Поэтому становится очевидной необходимость создания в донецкой Народной Республике системы признания квалификации работников, дополняющей систему академических степеней.

Признание квалификации обычно институализируется, как система сертификации. Цель сертификации – гарантировать обществу, что профессионализм специалиста соответствует определенным стандартам. Сертификат удостоверяет квалификацию профессионала, что делает для него законным (легитимным) определенный вид занятий и повышает ценность на рынке труда.

Сертификация имеет особое значение в связи с нарастающим обособлением систем получения базовых профессиональных знаний (высшее и среднее специальное образование) и систем признания квалификации. Академическая степень (вузовский или другой диплом) не всегда достаточна для признания квалификации. Расхождение этих двух сложившихся систем серьезно беспокоит большинство профессиональных сообществ России и Европы.

Система высшего образования, откликаясь на веяния времени, запускает массовое «производство» специалистов. Часть специалистов соблюдает в деятельности профессиональные стандарты, часть - отходит от них. Кроме того, образовательная система является слишком косной для того, чтобы своевременно реагировать на изменения в практике. Через некоторое время после окончания техникума или вуза становится невозможно оценить уровень работы специалиста и возможные последствия действий такого специалиста для общества.

Поэтому во многих странах вводится дополнительный контроль за практической деятельностью профессионалов. При этом государственное регулирование (обязательная сертификация) сохраняется в основном для тех специалистов, которые работают в сферах профессиональной деятельности, представляющих особые риски для потребителей или общества (медицина, горное дело, авиация, строительство и т.п.).

В перспективе признание квалификации все больше будет перекладываться на сами профессиональные сообщества (так называемые саморегулирующиеся организации), которые сами заинтересованы в том, чтобы закрыть дорогу в практику малоквалифицированным специалистам. Для этого профессиональными сообществами создаются системы добровольной сертификации. Наиболее развитые системы сертификации существуют в США, Канаде и Великобритании. Сертификация в этих странах уже прошла путь от добровольной сертификации к обязательной.

Основой для сертификации специалиста являются стандарты профессиональной деятельности в определенных отраслях экономической деятельности общества. Эти стандарты разрабатываются на основе анализа и описания профессиональной деятельности (профессиональных практик).

Профессиональные стандарты как основа для сертификации и оценки профессиональных квалификаций регулируют теоретическую и практическую сторону аспекта.

Таким образом, профессиональные стандарты являются основанием системы сертификации работ и услуг (процессов), методов (схемы описания и оценки отдельных методов) и специалистов (признание квалификации).

Профессиональные сообщества нашей страны не могут оставаться вне рамок общемировой тенденции к упорядочению признания квалификации специалистов.

В итоге работы по созданию собственных, адаптации внешних профессиональных стандартов в различных отраслях экономики и жизни общества возможно получить важные результаты:

- работодатели смогут идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценить и повысить уровень квалификации, качество труда работников, получать подготовленных в соответствии с профессиональными стандартами (образовательные программы) специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли;

- государство сможет грамотно формировать политику в области развития трудовых ресурсов, как стратегической составляющей национальной безопасности страны;

- работник сможет определить свой профессиональный уровень, основание для повышения квалификации, повысить качество труда, и заявить себя на рынке труда на более конкурентных условиях;

- сфера образования получит возможность формировать образовательные программы на основе технического задания в виде профессиональных стандартов, оценивать качество обучения в соответствии с пожеланиями работодателей, постоянно актуализировать содержание программ в соответствии с изменяющимися требованиями профстандартов.

Профессиональные стандарты станут основой для разработки образовательных программ в системе профессионального образования и базой для жизнедеятельности Национальной системы профессиональных компетенций и квалификаций ДНР

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал