![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типовые силовые схемы крыла
Из трех усилий Q, Мизг и Мкрут, которые действуют в поперечных сечениях крыла, изгибающий момент можно назвать основным. Более 50% общей массы конструкции крыла составляют силовые элементы, обеспечивающие требуемую прочность крыла на изгиб. В зависимости от того, между какими силовыми элементами главным образом распределяется изгибающий момент, можно выделить две предельные силовые схемы крыльев: лонжеронную и моноблочную. Силовая схема крыла называется лонжеронной, если изгибающий момент в основном воспринимается поясами лонжеронов (рис. 14.6, а). Эта схема, распространенная в начале развития авиации, в настоящее время применяется на легких самолетах. Лонжеронное крыло имеет мощные пояса лонжеронов, сравнительно слабые стрингеры и тонкую обшивку.
Рис. 14.6. Усилия от Мизг в силовых элементах лонжеронной(а) и моноблочной(б) силовых схем крыла Силовая схема крыла называется моноблочной, если изгибающий момент в основном воспринимается обшивкой и стрингерами (рис. 14.6, б). Схема применяется в скоростных монопланах. Моноблочное крыло имеет мощный стрингерный набор, толстую обшивку и сравнительно слабые пояса лонжеронов (площади поперечных сечений поясов того же порядка, что и площади сечений стрингеров). Проведем краткий сравнительный анализ приведенных силовых схем по некоторым важнейшим свойствам. Масса конструкции. Для моноблочных крыльев материал обшивки можно использовать более рационально, что приводит к уменьшению массы крыла. Преимущества моноблочной схемы с точки зрения уменьшения массы крыльев возрастают с увеличением массы самолета, угла стреловидности, удлинения крыла и с уменьшением относительной толщины профиля крыла. Жесткость. Моноблочные крылья по сравнению с лонжеронными крыльями обладают большей жесткостью на изгиб и кручение. Надежность и живучесть. В моноблочном крыле выход из строя части силовых элементов в результате усталостных разрушений или случайных повреждений не приводит к немедленному разрушению всей конструкции. В лонжеронном крыле выход из строя хотя бы одного из поясов лонжеронов, как правило, приводит к быстрому разрушению всей конструкции. Таким образом, приведенные выше свойства моноблочных крыльев обусловливают их преимущество перед лонжеронными крыльями. Производственная и эксплуатационная технологичность определяетпреимущества лонжеронной схемы. В лонжеронных крыльях обшивка и стрингеры мало работают на изгиб, поэтому в них можно делать вырезы (люки) в обшивке для монтажа и осмотра топливной аппаратуры, ниши для уборки шасси, монтажа и осмотра проводки управления и другие, не уменьшая значительно прочности крыла. В моноблочных крыльях вырезы на обшивке обязательно должны закрываться более тяжелыми силовыми крышками на винтах и болтах, способных выдержать как усилия сдвига, так и осевые силы. Это затрудняет размещение грузов и оборудования внутри крыла, а также осмотр оборудования и уход за ним в процессе эксплуатации. Кроме того, лонжеронные крылья проще моноблочных в отношении крепления отъемных частей к центроплану или фюзеляжу. У современных самолетов удельная нагрузка р велика, аотносительная толщина профиля ` с крыльев— небольшая. Это является причиной того, что чисто лонжеронные (с обшивкой, не воспринимающей Мизг) и чисто моноблочные силовые схемы (без явно выраженных поясов лонжеронов) в настоящее время можно рассматривать как предельные конструктивные схемы. Конструкция крыльев современных скоростных самолетов с обшивкой, которая подкреплена стрингерами, близка к моноблочной, но имеет еще и мощные пояса лонжеронов. Такую конструкцию называют кессонной. Проведенный анализ лонжеронной и моноблочной силовых схем крыльев показывает, что каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому иногда одни участки конструкции крыла (например, отъемная часть) выполняются по схеме, близкой к моноблочной, а другие (например, центроплан, зона уборки шасси) — к лонжеронной.
|