![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные политические блоки в борьбе и поисках компромиссовСтр 1 из 6Следующая ⇒
Преображенская А.А. Политические институты Франции на фоне перемен в общественно-политической жизни // Политические институты на рубеже тысячелетий. – Дубна., 2001 В 80-е - 90-е гг. во Франции происходили радикальные изменения как в расстановке партийно-политических сил, так и, в более широком плане, - в партийно-политической системе в целом, отношении французов к политике и партиям. Ранее существование сильной и автономной президентской власти было обусловлено совпадением президентского и парламентского большинства, т.е. избранием на пост президента и в Национальное собрание лиц, политическая ориентация которых в основном совпадает. Между тем за эти годы три раза складывалась ситуация «сосуществования» между президентом и парламентским большинством вместе со сформированным на его основе правительством противоположных политических ориентации. Конфликт между парламентским большинством и президентом изменил взаимоотношения между центральными органами государственной власти. Несмотря на то, что Франция является страной со старейшими демократическими традициями, в последнее время исследователи все чаще стали говорить о «кризисе системы политического представительства» и даже о «кризисе демократии». Дискредитация политической деятельности, рост абсентеизма на выборах, упадок традиционных форм участия в политике представляются в качестве симптомов этого кризиса. Рассмотрим особенности общественно-политической жизни в данный период, которые привели к подобным переменам, и основные направления эволюции политической системы. Основные политические блоки в борьбе и поисках компромиссов Политическая жизнь Франции издавна имела двухполюсной характер. В стране традиционно противостояли друг другу два блока, конкурирующие модели общественного устройства. Эти блоки обозначаются как «левые» и «правые», а корни их размежевания следует искать в борьбе между сторонниками королевской власти и ее противниками во время революции 1789-1794 гг. Ныне левые представлены социалистами (Французская социалистическая партия - ФСП) и коммунистами (Французская коммунистическая партия - ФКП), правые - блоком правоцентристских партий (Союз за французскую демократию - СФД и Объединение в поддержку республики - ОПР) и крайне правыми (Национальный фронт - НФ). В 70-е - начале 80-х гг. поляризация политической жизни достигла апогея - наибольшего обострения противоречий между левыми и правыми по важнейшим проблемам общественного развития. Политические дискуссии вращались вокруг вопроса о роли государства в экономике. Правые настаивали на сокращении государственного вмешательства в экономику, левые же считали, что именно государство должно быть главным регулятором экономического и социального развития. В то время как правым всегда была свойственна приверженность традиционным ценностям, иерархическому устройству общества, порядку, дисциплине, меньшая терпимость к религиозным и этническим меньшинствам, левые больше ориентировались на «свободу» и «автономию личности». Ключевую роль в биполяризации политической жизни сыграла мажоритарная избирательная система, которая была введена в 1958 г. и действовала на президентских, парламентских и муниципальных выборах. Мажоритарная избирательная система в двух турах обеспечивала завышенное представительство победившей на выборах коалиции партий, а внутри этой коалиции - партии, получившей больше голосов, чем ее партнеры. В первом туре, где для избрания необходимо набрать абсолютное большинство голосов, обычно избирались не более 20 % депутатов, а для участия во втором туре необходимо набрать определенное количество голосов в первом туре. Закон 1979 г. определил этот барьер в 12, 5 % голосов. «Барьер голосов» способствовал биполяризации выборов и соответственно всей политической жизни. Хотя во втором туре могли участвовать несколько кандидатов, обычно перед голосованием партии снимали одни кандидатуры в пользу других, имеющих наибольшие шансы победить. Эти компромиссы, как правило, приводили к тому, что во втором туре оставались два кандидата -от правительственного большинства и от оппозиции. Жесткая биполя-ризация партийной системы привела к тому, что центристские и другие мелкие группировки не выполняли больше «арбитражную» функцию между коалициями, а вынуждены были просто присоединяться к одному из партийно-политических блоков. Мажоритарная избирательная система в двух турах вела также к двойной политической идентификации избирателей. Если в первом туре избиратель голосовал за определенную партию, то во втором он поддерживал коалицию. Таким образом, он голосовал, например, за коммунистов и за левых, за ОПР и За правых. Если в первом туре борьба шла в основном в составляющих частях блоков, то во втором туре - за центристских избирателей. На протяжении 80-х гг. число партий, их идеологическая специфика и влияние на избирателей подверглись значительным изменениям. Одна из главных причин перемен в политической жизни страны - кризис левой идеологической традиции. После провала «левого эксперимента» По строительству «самобытной общественной модели», который проводила пришедшая к власти в 1981 г. ФСП во главе с Ф.Миттераном стало очевидно, что идеи, отстаиваемые этатистской политической культурой, доминировавшей в левом движении в послевоенный период (вера в определяющую роль государства во всех сферах жизни общества, приоритет коллективистских ценностей над индивидуальными, эгалитаризм), остались в прошлом. ФСП, приспосабливаясь к особенностям социально-экономического развития, смещаясь вправо, начала осуществлять политику, близкую к той, которую проводили неоконсерваторы в других развитых странах. Она пересмотрела прежнюю стратегию «разрыва с капитализмом», признав его способность к саморазвитию и совершенствованию и выдвинула проект создания общества «смешанной экономики», который предполагает сосуществование двух взаимодополняющих секторов - частного и общественного. Упадок левой политической культуры выразился и в резком падении влияния главного вдохновителя классовых столкновений - коммунистической партии. В результате победы правой коалиции ОПР-СФД на парламентских выборах 1986г. впервые в годы режима V Республики политические ориентации нового правого парламентского большинства и президента, представителя ФСП, не совпали. Если ранее глава государства фактически обладал функциями руководителя правительства и парламентского большинства, то после выборов 1986 г. Миттеран был вынужден назначить на пост премьер-министра лидера победившей на выборах коалиции Жака Ширака. Последний без консультаций с президентом сформировал кабинет из членов ОПР и СФД. Центр тяжести исполнительной власти переместился от главы государства к главе правительства, который опирался на большинство в Национальном собрании. Между президентом и премьер-министром был разработан «кодекс сосуществования», в соответствии с которым осуществление социально-экономического курса входило в компетенцию правительства. Совет министров по-прежнему проводил заседания каждую неделю под председательством Миттерана, но Ширак заранее вырабатывал с членами своего кабинета согласованную точку зрения. В случае, если президент отказывался подписать тот или иной законопроект, Ширак представлял законопроект в парламент. При этом Часто использовался параграф 3 статьи 49 Конституции, который позволял принимать законы, минуя их обсуждение, путем постановки вопроса о доверии к правительству. Полномочия президента ограничивались проведением внешней политики и осуществлением функций верховного главнокомандующего. Следует отметить, что на посты министров обороны и иностранных дел Шираком были назначены не представители правящей коалиции, а «беспартийные» А.Жиро (оборона) и Ж.-В.Ремон (иностранные дела). Миттеран не препятствовал реализации политического курса правых партий. Однако президент небезуспешно старался перетянуть на свою сторону общественное мнение, заявляя о своем несогласии с наиболее непопулярными мероприятиями правительства. Несмотря на существенные разногласия между президентом и премьер-министром по некоторым вопросам внутриполитического развития (Миттеран отказался подписать указы о Приватизации ряда промышленных и банковских компаний, выражал свое несогласие с изменением избирательной системы, отменой разрешения трудовой инспекции на увольнение, мерами по реформе кодекса гражданства и реформе высшей школы), «сосуществование», вопреки первоначальным прогнозам многих аналитиков, не привело политическую систему в тупик. Дело в том, что в результате идеологического поправения социалистов в начале 80-х гг. ценностные установки основных идейно-политических блоков сблизились и больше не содержали взаимоисключающих социально-экономических концепций. Следует отметить, что осуществление Шираком «консервативной революции» натолкнулось на недовольство избирателей, отказывавшихся идти на материальные жертвы, связанные с ослаблением государственного регулирования экономической и социальной жизни, и премьер-министр был также вынужден скорректировать политический курс. Следующее «сосуществование» президента Миттерана и премьер-министра представителя ОПР Э.Балладюра в 1993-1995 гг. протекало в спокойной обстановке. Ослабленный разгромом социалистов на парламентских выборах 1993 г. и страдающий от серьезного заболевания Миттеран не вмешивался в деятельность правительства. Вместе с тем Балладюр, назначив А.Жюппе не государственным министром, а просто министром иностранных дел, как бы оставил эту сферу влияния Миттерану. Президент, в свою очередь, отметив, что вопросы, связанные с евроинтеграцией, в настоящее время больше относятся к экономической и социальной сферам, чем к дипломатии, предоставил премьеру полномочия на действия от имени Франции в Брюсселе. Выработанный в 80-е гг. консенсус по основным проблемам общественного развития не устранил противоречий и конфликтов между двумя блоками, но сделал их менее идеологизированными. Так, лейтмотивом избирательной кампании Ширака на президентских выборах 1995 г. стал лозунг «Франция для всех», а в его программу были включены «левые» тезисы о необходимости борьбы с социальным неравенством и безработицей, что позволило привлечь широкие массы населения и одержать победу. Значительно уменьшилась амплитуда колебаний политического курса в результате смены партий у власти. В некоторой степени это связано и с тем, что французские руководящие круги столкнулись с необходимостью придерживаться определенных экономических параметров, чтобы иметь возможность участвовать в интеграционных процессах европейских государств. И вот уже в 1997г. кабинет, возглавляемый социалистом Лионелем Жоспеном, продолжил политику правых в области приватизации, названной, правда, «открытием капитала», таких компаний как «Эр-Франс», «Томсон», «Франс-телеком». Тем не менее системы ценностей у правых и левых остались различными. Так программа социалистов, обнародованная перед парламентскими выборами 1997г., сохранила черты несомненной принадлежности к левой политической ориентации. Традиционными для левых являются требования уменьшения рабочего времени, повышения оплаты труда, явный акцент на меры по стимулированию потребительского спроса для оживления производства. Возникало все больше проблем, при обсуждении которых политические силы группировались независимо от деления на левых и правых. Примером могут служить дебаты об евроинтеграции, заключении и проведении в жизнь Маастрихтских соглашений. Евроинтеграция на условиях Маастрихтского договора находила достаточно противников как среди левых, так и среди правых. Официальная позиция руководства ФСП и особенно ОПР в 90-е гг. неоднократно изменялась. Точки соприкосновения между блоками были найдены даже по такой ранее их разделявшей проблеме, как иммиграция. Если в начале 80-х гг. левые проводили либеральную политику в отношении иммиграции, правые же ужесточали иммиграционное законодательство, то в 1997г. Жоспен заявил, что его кабинет намерен не упразднять, а только модифицировать принятые правыми жесткие иммиграционные законы Паскуа-Дебре, причем против новой редакции этих законов выступил ряд левых организаций защиты прав человека, в то время как сам бывший министр внутренних дел правого кабинета Дебре одобрил разработанный социалистами законопроект. В 1997 г. в политическую практику V Республики вошел досрочный роспуск Национального собрания президентом при отсутствии политического кризиса и малейших противоречий между законодательной и исполнительной властями. Роспуск парламента, подавляющее число мест в котором принадлежало правым партиям, был использован Шираком как политический маневр, направленный на удержание власти. По ряду причин Ширак не мог рассчитывать на победу правой коалиции на очередных выборах, которые должны были состояться через год, и решил «сыграть на опережение». Однако Ширак совершил крупный политический просчет. Коалиция ОПР-СФД потерпела поражение на выборах в новое Национальное собрание и оказалась в оппозиции блоку левых сил. Президент был вынужден назначить премьер-министром лидера ФСП Жоспена, который сформировал правительство с участием не только «умеренных» левых: социалистов, левых радикалов и экологистов, но и коммунистов. Ширак оказался в более слабой политической позиции, нежели Миттеран в 1986-1988 гг. и в 1993-1995 гг. Он сам, в отличие от Миттерана, спровоцировал ситуацию «сосуществования», назначив новые выборы и не получив поддержки избирателей. Кроме того, в отличие от предыдущих «сосуществований», которые длились по два года и в некоторой степени могли рассматриваться как перегруппировка сил перед новыми выборами, нынешнее «сосуществование» продлится до 2002 гг., то есть до конца президентских полномочий самого Ширака. Итак, ситуация «сосуществования» между президентом и парламентским большинством противоположных политических ориентации стала обычной для Франции. Для того, чтобы понять, по каким причинам практика «сосуществования» нашла одобрение французских избирателей, большинство которых по-прежнему относит себя к «левым» или «правым», необходимо рассмотреть изменения в общественно-политическом сознании и поведении электората. Изменения в политическом сознании и поведении избирателей В течение 23 лет (с 1958 по 1981 гг.) политическая власть во Франции принадлежала правым и правоцентристским группировкам, левые же, находясь в оппозиции, оттачивали свои идеологические заготовки. Выдвижение партиями многочисленных глобальных «общественных проектов» вселяло во французов уверенность в том, что государственная политика способна существенно изменить общественное развитие. Поэтому приход социалистов к власти в 1981 г. был воспринят многими избирателями как возможность выхода из кризиса с помощью социально-экономической политики, альтернативной курсу правых партий. Между тем в результате чередования у власти двух блоков в 80-е гг. избиратели убедились, что политический курс любого правительства не оказывает существенного влияния на их жизнь. В связи с процессами глобализации национальное государство все больше лишалось рычагов контроля над экономическими процессами, движением капиталов, информационных потоков и рабочей силы. В результате в марте 1991 г. 57 % избирателей считали, что если бы в 1981 г. президентом был избран кандидат правых партий, то итоги десятилетия были бы такими же.' В то же время политические деятели с трудом отказывались от стереотипов, сформированных партийной практикой, утверждая, что их программы не имеют между собой ничего общего и что политический курс конкурентов - единственная причина всех общественных бед. Разочарование избирателей в партиях как организациях, предлагающих глобальный общественный проект, усталость от упорных, но бесплодных дебатов вызвали определенное отчуждение французов от политических движений. Деятельностью основных политических блоков не удовлетворены многие из тех французов, которые голосовали за кандидатов от этих блоков на выборах. Так, среди опрошенных, отдавших предпочтение левым кандидатам на парламентских выборах 1997 г., левым не доверяли 48 % опрошенных голосовавших за крайне левых, 25 % - за коммунистов, 21 % - за социалистов и 57 % избирателей экологистов.2 Многие французские политологи полагают, что политические партии в настоящее время находятся в состоянии кризиса членства и представительства, а также идеологического кризиса. Число партийных активистов во Франции всегда было одним из наиболее низких в Европе. В конце 80-х гг., по данным известного исследователя Н.Мейер, удельный вес членов Французской социалистической партии (ФСП) в составе электората не достигал и 2 °/о? Мало вовлечены в партийную деятельность женщины, партии слабо укоренены в народных слоях. За последние десятилетия численность партий уменьшилась, существенно увеличился средний возраст партийных активистов. Так, в 1999 г. средний возраст членов ФСП был 55 лет, экологистов - 47 лет, коммунистов - 49 лет. Если в 1985 г. среди кадров ФСП было около 33 % лиц, не достигших 40 лет, в 1999 г. - только 14 %.4 Генеральный секретарь ФСП Ф.Олланд признался: «У нас образовался разрыв между поколениями. Мне очень сложно найти людей тридцатилетнего возраста, которые были бы готовы посвятить себя политике».5 Правые партии также испытывают трудности с подбором кадров. По мнению обозревателей, на муниципальных выборах 2001 г. правые не смогли выставить конкурентоспособных кандидатов в целом ряде регионов. Идеологический кризис партий состоит в том, что конфликт между правыми и левыми сейчас становится все более пустым с идейной точ- • «LeFigaro», 14.03.1991. 2 «LeMonde», 5.06.1997. 3 Mayer N., Pemneau P. Les comportements politiques. P., 1992, p.145. 4 Le Monde, 5-6.03.2000. 5 Ibidem. ки зрения и не может больше объяснять борьбу за власть и персональное соперничество политических деятелей. Ранее корни конфликта между правыми и левыми уходили в социальное размежевание между пролетариатом, государственными служащими, с одной стороны, и так называемыми «независимыми производителями», крестьянами, ремесленниками, владельцами собственных торгово-промышленных предприятий, интеллигенцией, не работающей по найму, с другой стороны. Стремительный рост «среднего класса» и преемственность политики правых и левых привел к тому, что определенные социальные группы постепенно перестают видеть в политических партиях выразителей исключительно их интересов. Так, в начале 90-х гг., несмотря на сохранение традиционных черт правого электората, происходило его омоложение и некоторое возрастание числа наемных работников. Результаты Ширака на президентских выборах 1995 г. дали возможность социологам сделать вывод о появлении нового «электората Ширака», с непривычно высокой для правых долей рабочих, служащих и молодежи. В то же время среди традиционно приверженных правым высших кадров росло число сторонников левых. Не случаен также конфликт правого правительства Жюппе в 1997 г. с представителями медицинских кругов при попытке реформы системы здравоохранения и нынешние расхождения социалистов с «госслужащими» - работниками сферы образования. Хотя традиционные элементы массового сознания не утратили свое значение, постепенно размывается социальная база основных политических блоков. Деятельность политических лидеров приобретала в сознании избирателей все более негативную окраску. Этому способствовала серия политических скандалов. Обвинения в адрес политических деятелей, занимающих выборные посты, в присвоении средств из общественных фондов стали обычным фактом политической жизни. Под следствием оказались такие видные политики, как, например, бывший председатель Конституционного совета и бывший министр иностранных дел Р.Дюма, бывший министр экономики кабинета Жоспена Д.Стросс-Канн среди левых; а среди правых - бывший мэр Парижа Ж.Тибери, руководители Республиканской партии, которые занимали министерские посты в правительстве Балладюра (1993-1995). Коррупция затронула и мэрию Парижа - оплот шираковской партии ОПР. Наибольший размах получили дела о незаконном финансировании политических партий со стороны коммерческих организаций. Поэтому неудивительно, что, согласно данным опросов, из года в год уменьшалось число избирателей, полагающих, что политические лидеры «в основном честные люди» и что политическая деятельность - «очень почетное» или «почетное» занятие. В 80-е - 90-е гг. неуклонно снижалось число французов, участвовавших в выборах. Около 4 млн. французов, т.е. 9 % потенциальных изби- рателей, вообще не вносят свои фамилии в избирательные списки. Рекордный уровень абсентеизма (33, 5 %) был зафиксирован на парламентских выборах 1988 г. На парламентских выборах 1997 г. на избирательные участки не явилось 32, 4 % французов. Если учесть наивысшее на этих выборах число неправильно заполненных или испорченных бюллетеней, то становится очевидно, что около 40 % французов предпочли не участвовать в выборах. Особенно высокий уровень абсентеизма наблюдается среди молодежи от 18 до 24 лет - 40 % и от 25 до 34 лет - 43 %.6 В этот контекст вписывается активизация деятельности и рост избирательного веса «периферийных» политических формирований, таких, как крайне правый Национальный фронт, экологисты и крайне левые организации, а также консервация на уровне 8-10 % голосов влияния компартии. Отдавая свои голоса организациям, не имеющим шансов на успех в национальном масштабе и не претендующим на формирование правительства, избиратели демонстрируют свое отторжение от правительственных «системных» партий. Если в 1986г. «системные» партии набрали 84, 5 % голосов, периферийные - 15, 1 %, то в 1997г. за основные партии проголосовали 66, 9%, а за периферийные 33, 1 % французов.7 По данным опросов, именно те избиратели, которые считают, что «демократия функционирует плохо», имеют наибольшую склонность поддерживать на выборах мелкие и экстремистские организации. Стремительное увеличение популярности Национального фронта поставило перед «системными партиями» сложные проблемы. В середине 90-х гг. сложилось «трехполюсное» политическое пространство: блок левых партий - коалиция ОПР/СФД - крайне правый Национальный фронт. От выборов к выборам возрастало число «треугольников» или даже «четырехугольников» во втором туре. Все чаще кандидатам от правительственного большинства или основной оппозиционной партии не удавалось пробиться во второй тур. При относительном равенстве сил левых и правых НФ постепенно начал выступать на выборах в роли арбитра.
|